Один мой знакомый психотерапевт любил говаривать, что главное, когда слушаешь пациента - вовремя воздеть указующий перст и воскликнуть: 'Вот оно!' Мол, вы сами назвали ключевую составляющую вашей проблемы. Осталось извлечь её на свет из тёмных глубин бессознательного - и всё будет в ажуре.
Тут я обычно выражал сомнение в том, что один лишь факт выявления чего-то этакого, на чём психика споткнулась ещё в раннем детстве или юности, имеет столь мощную целительную силу. А как же принцип 'где тонко, там и рвётся', как же быть с преморбидом - хотя бы в виде особого склада личности и характера, и ещё: куда девать весь тот груз проблем, который до этого давил, растрачивая силы пациента и в итоге приводя его в то самое невротическое состояние, с которым он и обратился? Это всё волшебным образом исчезнет, испугавшись хитрого взгляда и победно направленного в потолок пальца?
На этом месте коллега начинал бухтеть - мол, какие вы все нечуткие, товарищи психиатры! Нет в вас пассионарности! Я-де, между прочим, во время таких сеансов ощущаю себя этаким Шерлоком Холмсом. Мол, это же целое увлекательное расследование! Да лишь бы на здоровье - поднимал я ладони - ваше и ваших пациентов. Ну а от пассионарности увольте: пассионарный психиатр страшнее озабоченного инквизитора. На том чаще всего пикировка и заканчивалась.
Потом он уехал в другой город, и наши беседы прекратились. Но некоторые из перлов его расследований я до сих пор помню.
Так, однажды работал он с пациентом, у которого были проблемы с либидо. Сложный попался случай. Из детских воспоминаний ничего не удалось накопать: удивительно всё ровно было. И папа его не обижал, и мама на него не кричала, и сестра голой перед ним не дефилировала из ванны в детскую комнату (скорее всего, могла бы, да вот незадача - не было у него сестры). И в детском садике, и в школе, как назло, ни одной зацепки. Впору самому паниковать: не к чему ведь придраться! Чисто какангел!
Ладно, решил мистер Холмс, будем копать в настоящем. Так, что у нас тут? Жена - умница-красавица. При этом в меру, не подавляет, так что этот вариант, увы, тоже отпадает. Сам пациент весь из себя положительный. Положительный? Положительный... Вот же оно!
В общем, вернувшись с сеанса домой, пациент обрадовал свою жену: мол, ура, наконец-то разобрались, в чём тут проблема. Оказывается, всё дело в моей повышенной ответственности перед семьёй. Ведь оно как складывается: наши семейные запросы и траты растут? Растут. А моя зарплата? Увы, достигла потолка на этой должности. Опять же, не стоит забывать про инфляцию и мировой кризис. А я, как совершенно правильно заметил доктор, человек очень ответственный. И не могу допустить даже призрачного шанса увеличения семьи, зная, что не смогу обеспечить всем достойный уровень жизни! И вот тут-то, дорогая, срабатывает моё подсознание - и рубит либидо на корню. Мол, пока не научишься зарабатывать больше - нечего даже и пытаться.
Боже мой, - сказала жена. Какой же ты у меня... ах да, ответственный. Как же тебе тяжело-то приходится, с твоей-то всего лишь замдиректорской зарплатой. А представляешь, каково всякого рода дворникам и безработным? Вот где должна быть глухая беспросветная импотенция! Да и за страны третьего мира с их низким уровнем доходов мне как-то тревожно теперь: вымрут же, несчастные!