dok34.ru
Moderator
" Надо хорошо понимать одну тонкость: все, что написано в этой главе о Роберте Гранте, написано с учетом ситуации, сложившейся в Соединенном Королевстве викторианской эпохи, с точки зрения, так сказать, добропорядочного британского джентльмена.
Жюль Верн писал о другом Роберте. Он изображал непосредственного и живого мальчугана, не более того. И юные французские читатели (не слишком юные тоже) воспринимали сына капитана Гранта именно так. И в то же самое время для читателей британских Роберт был конченым отморозком.
Слишком уж отличались Франция и Соединенное Королевство в том, что касалось семейного права, а также образования и воспитания подрастающего поколения.
В сравнении с Французским Гражданским кодексом (чаще его называют «Кодекс Наполеона») законы и обычаи Британии выглядели пещерной дикостью и каменным веком.
Особенно обычаи. Когда «Дункан» отправился в свое кругосветное плавание, в британской глубинке еще бытовал очень милый старинный обычай: продажа жен.
Вот не шутка ни разу. В воскресный день можно было вывести опостылевшую жену на базарную площадь и продать. Ни малейшей юридической силы такие акты купли-продажи не имели. Что не мешало женщин приобретать и использовать по прямому назначению, в домашнем хозяйстве и в постели.
Французам этот обычай казался неимоверной дикостью.
Разумеется, так развлекалось лишь необразованное простонародье. Но и женщины средних и высших классов своим положением мало отличались от бесправных рабынь. Если бы леди Гленарван (даже после принятия Акта 1870 года) рассорилась с мужем и ушла бы от него жить в унаследованном родительском домике в Кильпатрике, лорд Гленарван мог такую инициативу легко и просто пресечь. Продал бы домик: живи, где знаешь, хоть в парке на скамейке ночуй. Разумеется, Гленарван никогда бы так не поступил, не тот человек. Но право и возможность имел, Акт дозволял женщинам распоряжаться доходами (заработок, наследство, подарки), полученными в браке, а всем нажитым до брака имуществом по-прежнему единолично распоряжался супруг.
А вот во Франции мужу протянуть жадные лапы к родительскому домику жены не позволяли статьи 1404 и 1405 Кодекса Наполеона.
В области образования и воспитания та же картина. В учебных заведениях Франции телесные наказания были под запретом. В Британии учащихся пороли, и пороли много, использовали принцип «Spare the rod and spoil the child» на всю катушку.
Причем под раздачу попадала не только малолетняя мелюзга, но и учащиеся старших возрастов. Представьте: молодым людям 18-20 лет заголяли задницы и от души охаживали розгами. При свидетелях, собрав для назидания других обучаемых.
Физические наказания домашние, внутрисемейные практиковались и в Британии, и во Франции. Но в Англии родители наказывали чад куда чаще и жестче, раз уж такой тренд был задан на общегосударственном уровне.
Кстати, Жюль Верн во время написания романа мог и не знать все эти неаппетитные подробности, скрывавшиеся под благопристойным викторианским фасадом. Мы помним, что писатель черпал информацию из книг, журналов, газет, — а британцы старались сор из избы не выносить. Некоторые темы обсуждению не подлежали. Лишь двадцать лет спустя, в 1880-х годах, развернулась громкая публичная дискуссия о допустимости телесных наказаний. Поговорили, и кое-что начало меняться, но в отдельных учебных заведениях (в элитных! не в заштатных школах сельской глубинки!) окончательно отменили порку лишь в начале двадцать первого века.
Что характерно, в бурных дебатах 1880-х о телесных наказаниях никто ни слова не сказал о другой проблеме британской системы образования. О повальных гомосексуальных связях, процветавших между несовершеннолетними учащимися школ-интернатов (а это была основная форма обучения для юных джентльменов), — лишь в следующем веке тема перестала быть жестко затабуированной.
© В. Точинов «Дороги авантюристов, или Загадочная яхта лорда Гленарвана» цит. по #698757
Сюда же следует посчитать этнографические заметки Катеньки [Коути] и Василия Сидорова (на всякий случай — это две книги *разных* авторов)."
...немного гендерного.
Я свечку не держал.
В соседней теме Веры - и то, что к религии относится... собор известный.
Жюль Верн писал о другом Роберте. Он изображал непосредственного и живого мальчугана, не более того. И юные французские читатели (не слишком юные тоже) воспринимали сына капитана Гранта именно так. И в то же самое время для читателей британских Роберт был конченым отморозком.
Слишком уж отличались Франция и Соединенное Королевство в том, что касалось семейного права, а также образования и воспитания подрастающего поколения.
В сравнении с Французским Гражданским кодексом (чаще его называют «Кодекс Наполеона») законы и обычаи Британии выглядели пещерной дикостью и каменным веком.
Особенно обычаи. Когда «Дункан» отправился в свое кругосветное плавание, в британской глубинке еще бытовал очень милый старинный обычай: продажа жен.
Вот не шутка ни разу. В воскресный день можно было вывести опостылевшую жену на базарную площадь и продать. Ни малейшей юридической силы такие акты купли-продажи не имели. Что не мешало женщин приобретать и использовать по прямому назначению, в домашнем хозяйстве и в постели.
Французам этот обычай казался неимоверной дикостью.
Разумеется, так развлекалось лишь необразованное простонародье. Но и женщины средних и высших классов своим положением мало отличались от бесправных рабынь. Если бы леди Гленарван (даже после принятия Акта 1870 года) рассорилась с мужем и ушла бы от него жить в унаследованном родительском домике в Кильпатрике, лорд Гленарван мог такую инициативу легко и просто пресечь. Продал бы домик: живи, где знаешь, хоть в парке на скамейке ночуй. Разумеется, Гленарван никогда бы так не поступил, не тот человек. Но право и возможность имел, Акт дозволял женщинам распоряжаться доходами (заработок, наследство, подарки), полученными в браке, а всем нажитым до брака имуществом по-прежнему единолично распоряжался супруг.
А вот во Франции мужу протянуть жадные лапы к родительскому домику жены не позволяли статьи 1404 и 1405 Кодекса Наполеона.
В области образования и воспитания та же картина. В учебных заведениях Франции телесные наказания были под запретом. В Британии учащихся пороли, и пороли много, использовали принцип «Spare the rod and spoil the child» на всю катушку.
Причем под раздачу попадала не только малолетняя мелюзга, но и учащиеся старших возрастов. Представьте: молодым людям 18-20 лет заголяли задницы и от души охаживали розгами. При свидетелях, собрав для назидания других обучаемых.
Физические наказания домашние, внутрисемейные практиковались и в Британии, и во Франции. Но в Англии родители наказывали чад куда чаще и жестче, раз уж такой тренд был задан на общегосударственном уровне.
Кстати, Жюль Верн во время написания романа мог и не знать все эти неаппетитные подробности, скрывавшиеся под благопристойным викторианским фасадом. Мы помним, что писатель черпал информацию из книг, журналов, газет, — а британцы старались сор из избы не выносить. Некоторые темы обсуждению не подлежали. Лишь двадцать лет спустя, в 1880-х годах, развернулась громкая публичная дискуссия о допустимости телесных наказаний. Поговорили, и кое-что начало меняться, но в отдельных учебных заведениях (в элитных! не в заштатных школах сельской глубинки!) окончательно отменили порку лишь в начале двадцать первого века.
Что характерно, в бурных дебатах 1880-х о телесных наказаниях никто ни слова не сказал о другой проблеме британской системы образования. О повальных гомосексуальных связях, процветавших между несовершеннолетними учащимися школ-интернатов (а это была основная форма обучения для юных джентльменов), — лишь в следующем веке тема перестала быть жестко затабуированной.
© В. Точинов «Дороги авантюристов, или Загадочная яхта лорда Гленарвана» цит. по #698757
Сюда же следует посчитать этнографические заметки Катеньки [Коути] и Василия Сидорова (на всякий случай — это две книги *разных* авторов)."
...немного гендерного.
Я свечку не держал.
В соседней теме Веры - и то, что к религии относится... собор известный.