Экономика Мiра у "пикейного жилета":)

"29 января 1932 года – день рождения первого серийного советского грузовика ГАЗ-АА. Разработанный инженерами Горьковского автозавода грузовик с грузоподъемностью 1500 кг известен всем нам как полуторка. Этот автомобиль стал самым массовым грузовиком в нашей стране в первой половине ХХ века. Всего на 4 заводах было выпущено 985 тысяч машин (почти миллион!).

Грузовик полюбился водителям за простоту конструкции и надёжность, его сборка не требовала высокой квалификации, а ремонт легко было провести в полевых условиях, что сильно помогло в грозные годы Великой Отечественной войны. Узлы и агрегаты «Полуторки» были такими же, что использовались в конструкциях множества типов военной техники, а сам «газик» имел свыше полусотни модификаций – от автобуса, автоцистерны, пожарного автомобиля до бронемашины.

Этой простой и надежной машине суждено было пройти все героические испытания, выпавшие на долю советских людей. Автомобиль отличился упорным трудом в годы первых пятилеток, а затем на восстановлении народного хозяйства и разрушенных городов после Победы.

Выдержал грузовик и тяготы Великой Отечественной войны. Полуторка, знакомая каждому мальчишке по фильмам и книгам, стала таким же символом войны, как танк Т-34, «Катюша» и трехлинейка.

И сегодня, в годовщину со дня создания этого автомобиля-трудяги, не будет лишним вспомнить его историю и тот непростой путь, который пришлось «Полуторке» пройти.

Гость из-за океана

В СССР шла первая пятилетка (1928-1932), задачи которой были выполнены досрочно – за четыре года. Страна приняла план стремительного развития всех сфер жизни общества и создания мощной индустриальной державы. Строилось и развивалось свыше 1500 различных промышленных и производственных объектов по всей стране. Для выполнения этой масштабной и амбициозной задачи требовалась большая масса грузовых автомобилей всех типов, «рабочих лошадок» стремительной индустриализации.

ГАЗ-АА (полуторка) – труженик войны и народного хозяйства

Ford-AA

Советский Союз был зависим от иностранных поставок автомобилей, но особенно от дорогостоящих запчастей к ним. Всё острее ощущалась потребность в собственных полноценных производственных линиях. И вскоре они начали появляться.

Решено было в сотрудничестве с американскими инженерами из Albert Kahn inc возвести у Нижнего Новгорода автогигант, который по плану должен был производить до 100 тыс. грузовиков в год. Вариантов для выбора было не очень много: AM General не согласилась сотрудничать с СССР, но другой автогигант – Ford, предложил свои услуги. В самой компании тогда шла модернизация, и фордовские автомобили поколения Т сменились новыми – А и АА. Как раз Ford AA. Отвечал всем требованиям, потому и был выбран в качестве образца. Новый грузовичок брал на борт полторы тонны груза, был прост, надежен и неприхотлив, а главное, наши инженеры разработали свою версию машины, внесли коррективы для еще большего упрощения конструкции, но с кратным увеличением её надежности.

Освоение и производство

В рекордно короткие сроки в сотрудничестве с инженерами из Albert Kahn и Austin Co. К началу 1932 года в СССР под Нижним Новгородом (в районе села Монастыри) вырос новый советский автогигант. В октябре того же года город переименовали в Горький, а машина получила привычное для нас обозначение ГА3. Рабочие осваивали процесс сборки, и персонал к тому времени на заводе уже был достаточно квалифицированным. К концу 1932 года завод собирал 60 грузовиков в сутки! А с 1933 года автомобиль стал полностью отечественным, собирался только из советских комплектующих и не требовал никаких иностранных поставок.

ГАЗ-АА (полуторка) – труженик войны и народного хозяйства

ГАЗ-АА первых выпусков.

Год за годом шел и процесс усовершенствования полуторки. Так, в 1938 году появился ГАЗ-ММ, с форсированным до 50 л.с. мотором и множеством доработок, которые делали машину ещё надежнее. Отдельно следует остановиться на модификациях. Специалисты находят свыше 50 вариантов исполнения: это и самый массовый автобус 30-х годов в нашей стране, и пожарный автомобиль, и цистерна, и аэродромная машина. На базе ГАЗ-АА производились и бронеавтомобили.

Годы войны и работы

К началу Великой Отечественной войны Красная Армия и народное хозяйство СССР располагало внушительным автопарком, но потери сказывались, и требовалось максимально форсировать производство грузовых машин всех типов.

ГАЗ-АА (полуторка) – труженик войны и народного хозяйства

ГАЗ-АА произведенный в годы войны

Инженеры Горьковского завода пошли предельно простым путем: с полуторки сняли всё лишнее. Не стало ни металлических, ни фанерных дверей, их заменили брезентовые накладки. Крышу заменил тент с небольшим окошком сзади. Крылья гнули из простого кровельного железа, а от одного дворника, одной фары и передних тормозов пришлось отказаться. Кузов теперь откидывался только сзади, а не с трех сторон. Полуторка стала надежной рабочей лошадкой советских военных водителей. Простая и неприхотливая она ходила почти всегда с перегрузом (иногда и с двойным). Была создана и еще одна интересная модификация – газогенераторный ГАЗ-42, автомобиль с печкой, который ездил на дровах.

ГАЗ-АА (полуторка) – труженик войны и народного хозяйства

ГАЗ-42 с газогенератором.

Более 300 тысяч полуторок вместе с нашей армией прошли всю войну, отступая, а затем и наступая, возили раненых, были связными и аэродромными машинами. Работали день и ночь в степях Украины и горах Кавказа, в Заполярье, а затем и в Европе. Но самое главное – они перевезли в годы блокады Ленинграда сотни тысяч тонн военных грузов и продовольствия по льду Ладожского озера, по Дороге жизни.

Полуторка проявляла фантастическую живучесть и ремонтопригодность и отвечала требованиям военного времени. Шоферы, рассказывая о войне, часто упоминают, что там, где немецкие или французские трофейные грузовики увязали, не в силах были справиться с разбитыми фронтовыми дорогами, наш ГАЗ-АА бодро проползал, показывая боевой характер.

Всего до 1951 года было произведено около миллиона полуторок. После войны грузовику вернули классический внешний вид. Машина участвовала в восстановлении страны, ее можно было встретить в городах и селах СССР вплоть до конца 60-х годов. В наши дни легендарный грузовик на дорогах не встретишь. Его можно увидеть разве что в кино или музее, а образцы, восстановленные энтузиастами-реконструкторами, – на торжествах и выставках. Но вряд ли это может сделать его менее значимым для истории страны.

ГАЗ-АА (полуторка) – труженик войны и народного хозяйства

Автор: Буранов Никита"
 
"Калифорния, где недавно бушевали пожары, помимо всего прочего это один из эпицентров зеленого попила в США, там вся эта тряхомудрия внедрялась с двойным накалом.

А это значит массовые литий-ийонные аккумуляторы, как в автомобилях, так и солнечных панелях (а те, согласно зеленым лоббистам, обязательны в Калифорнии к установке в каждом новом доме с начала 2020). Аккумуляторы, которые сложно тушатся, а после небольших повреждений легко самовозгораются даже при отсутствии внешних повреждений.

Пожарные Калифорнии сообщают, что зеленые батареи стали настоящим бедствием на руинах оставшихся после пожарища:

- ими исследовано 6837 уничтоженных пожаром домов и 12317 поврежденных;

- все зоны, где обнаружены литий-ийонные аккумуляторы, промаркированы и помечены флагом;

- даже те батареи, которые внешне кажутся целыми, могут возгораться и взрываться, выпускать ядовитые газы, все они считаются "экстремально опасными" подлежат эвакуации;

- плановые сроки на разбор руин 30 дней и 60 дней на уборку мусора, к работам привлечены 2000 бойцов национальной гвардии;

- владельцам "уничтоженных или поврежденных зданий" пожарные не могут запретить являться к дому, но если те обнаружат батареи, должны проявлять "чрезвычайную осторожность" и вызвать специальную команду;

- для вывоза батарей будут создаваться специальные полигоны;

Использованные источники:
The Epoch Times"
 
"Впору вводить специальные символы - опозновательные знаки для таких особо опасных "зелёных" приблуд.

Типа: "Внимание! Особо опасный объект экологически чистой энергетики! Не приближаться, опасно для жизни!". И знак: пылающий зеленый листок, прорастающий из глазниц черепа, на ядовито-зелёном фоне"
1f43427a4860989b52c993b2810c1a93_1024_1024.webp
2025-01-30_102541.jpg
 
"Сессионный суд Шотландии признал недействительными лицензии прошлого правительства Великобритании на освоение крупнейшего в стране неразработанного месторождения нефти и газа Rosebank и газового месторождения Jackdaw в Северном море. Об этом сообщает «Би-би-си».



Три жалобы на выданные лицензии в суд подали активисты движения Greenpeace (признано в России нежелательной организацией) и ассоциации Uplift.



Суд постановил, что лицензии на разработку двух новых месторождений нефти и газа в Шотландии были выданы незаконно, и их владельцы должны запросить новые разрешения у правительства Великобритании, прежде чем начинать добычу.



Судья Эндрю Стюарт указал, что потребуется более детальная оценка воздействия разработки месторождений на окружающую среду с учетом косвенных выбросов, например, негативного воздействия, которое оказывает на климат сжигание любого ископаемого топлива.



Работа на обоих месторождениях может продолжаться, пока информация уточняется, однако добыча нефти и газа там будет невозможна до получения новых разрешений.



Разрешение на разработку месторождения Jackdaw было выдано нефтяной компании Shell правительством консерваторов в 2022 году. В 2023 году энергокомпании Equinor и Ithaca получили согласие на освоение Rosebank в рамках совместного предприятия.



По разным оценкам, с Rosebank может быть добыто от 300 до 500 млн барр. нефти. Эксплуатацию планировалось начать в 2026-2027 годах, а Jackdaw — в 2026 году, отмечает «Би-би-си».



При выдаче первых лицензий оценивалось воздействие на окружающую среду прямых и косвенных выбросов от реализации самих проектов, то есть выбросов, образующихся в процессе добычи нефти и газа. Однако влияние парниковых газов, которые будут выделяться при сжигании топлива конечными потребителями, учтено не было.



Правительство лейбористов, пришедшее к власти в Великобритании летом 2024 года, установило запрет на выдачу новых лицензий на освоение месторождений нефти и газа в Северном море, однако речь не идет (не шла?) об отзыве уже выданных лицензий"
...подчеркнул
 
...в связи с акцентом на биткоин
 
"В 2021 году власти Пекина издали постановление, предписывающее установить стандартизованные вывески на китайском и иностранных языках в пяти категориях общественных мест. К ним относятся:

объекты инфраструктуры общественного транспорта, такие как аэропорты и железнодорожные станции; 1
места проведения крупномасштабных международных мероприятий — спортивных соревнований, конференций, выставок и др.; 1
районы, где проживает большое количество иностранцев; 1
убежища на случай ЧС; 1
другие значимые объекты культуры, туризма и спорта. 1
Постановление было направлено на повышение уровня международного обслуживания в Пекине и совершенствование его роли как центра международных обменов. Оно вступило в силу с 1 января 2022 года. 1

Кроме того, в 2022 году в городе Санья южной китайской провинции Хайнань прошла кампания по исправлению ошибок на вывесках и указателях на иностранных языках. Для этого использовали специальную мини-программу на смартфоне, через которую можно было сделать фото указателя или вывески, загрузить в программу и указать на неточность в переводе. 4"
...в связи с известным проектом 🙂
 
БРЮССЕЛЬ, 5 февраля 2025 г. (WAM) -- Согласно новому анализу, опубликованному "Greenpeace EU", запрет ЕС на новые проекты в области нефти, газа и угля вполне осуществим.

Томас Гелин, участник кампании "Greenpeace EU" по борьбе с изменением климата, сказал: “Ископаемое топливо, безусловно, является основной причиной ухудшения климата, но даже сейчас ЕС и национальные правительства одобряют и финансируют строительство новых буровых установок, трубопроводов и импортных терминалов. Если вы хотите избавиться от привычки курить, на определенном этапе вам придется отказаться от покупки новых пачек сигарет. ЕС должен встать на путь построения мира без нефти, газа и угля – ради безопасного климата, чистого воздуха и воды, а также доступной энергии для всех. Пришло время ввести запрет на новые проекты, которые увековечивают этот кризис”.
Анализ показал, что ЕС может принять законодательный запрет на новые проекты по добыче ископаемого топлива на своей территории. В документе говорится, что такой запрет необходим Евросоюзу для выполнения своих обязательств в области климата и прав человека, и что ЕС обладает компетенцией сделать это.

Этот анализ появился в предверии ожидающейся в текущем месяце публикации обновленного “Национального вклада ЕС” в рамках Парижского соглашения по климату.

Стоимость новых проектов в ЕС по одному только ископаемому газу может составить до 84,1 млрд евро, а дополнительные ежегодные выбросы при этом могут быть эквивалентны почти 300 угольным электростанциям (или четверти от общего объема выбросов парниковых газов в Европе в 2020 году), что создаст нагрузку на бюджеты европейских правительств и граждан и приведет к увеличению выбросов парниковых газов в атмосферу. По подсчетам Global Energy Monitor, европейский регион отдаляется от своих климатических целей.

Использованные источники:
WAM"
 
"Введение

К сожалению, некоторые люди берут кредиты без крайней необходимости. К еще большему сожалению, не все из них четко представляют, с помощью какой магии параметры кредита трансформируются в суммы платежей по нему. Данная статья попробует исправить это. В ней будет рассмотрена математика одного из самых популярных кредитов – с выплатами по схеме аннуитета.

Аннуитетом называется такой график погашения обязательств по кредиту, при котором выплаты осуществляются равными суммами через равные промежутки времени. При этом сумма каждого платежа включает в себя и выплату процентов по кредиту, и частичное погашение тела кредита. В статье мы рассмотрим наиболее часто применяемый аннуитет – с ежемесячными выплатами.

Постановка задачи

Пусть заемщик берет кредит в сумме S рублей, на срок N месяцев, по ставке R процентов годовых. Для полного погашения тела кредита и процентов он с периодичностью один раз в месяц совершает одинаковые платежи в сумме Q рублей, количество платежей за срок кредита равно N. Требуется найти выражение величины Q через параметры S, N, R.

Расчет ежемесячного платежа Q

Обозначим как Х(n) величину задолженности заемщика после n-й выплаты. Для выплаты с номером n:

  • задолженность до выплаты равна X(n–1)*(1+R/12),
  • сумма выплаты равна Q,
  • задолженность после выплаты равна X(n).
Тогда можно записать, что:

(1) X(n) = X(n–1)*(1+R/12) – Q

Q = X(n–1)*(1+R/12) – X(n)

Из этого уравнения нам надо найти вид функции X(n). Сделаем это следующим образом. Найдем для начала вспомогательную функцию Y(n), которая является решением более простого уравнения:

(2) Y(n–1)*(1+R/12) – Y(n) = 0

Если стартовое значение Y(0) равно произвольной константе В, то

(3) Y(n) = В*(1+R/12)^n

Далее предположим, что на каждом шаге n функции X(n) и Y(n) отличаются только на некую константу D:

(4) X(n) = Y(n) + D

X(n) = В*(1+R/12)^n + D

После сделанного предположения мы получили, что X(n) зависит от двух пока неизвестных констант В и D. Если удастся вычислить их из граничных условий для Х(n), то задача определения X(n) будет решена.

Граничные условия для Х(n) следующие:

  • в момент получения кредита задолженность равна S, то есть Х(0)=S,
  • после последней выплаты задолженность равна нулю, то есть Х(N)=0.
Используем первое граничное условие:

(5) Х(0) = S = В + D

В = S – D

X(n) = (S–D)*(1+R/12)^n + D

Теперь вместо двух, у нас осталась единственная неизвестная константа D.

Используем второе граничное условие:

(6) Х(N) = 0 = (S–D)*(1+R/12)^N + D

D = S * (1+R/12)^N / [(1+R/12)^N–1]

Константы В и D найдены. Остался последний шаг – записать искомую величину Q через параметры S, N, R. Подставив уже известные выражения для X(n–1), X(n) и D получаем для величины Q:

(7) Q = X(n–1)*(1+R/12) – X(n)

Q = D*R/12

Q = (S*R/12) * (1+R/12)^N / [(1+R/12)^N–1]

Результаты

Соберем компактно постановку задачи и полученные результаты.

Итак, заемщик берет кредит в сумме S рублей, на срок N месяцев, по ставке R процентов годовых. Для полного погашения тела кредита и процентов он с периодичностью один раз в месяц совершает одинаковые платежи в сумме Q рублей, количество платежей за срок кредита равно N.

Формула для Q через параметры S, N, R:

Q = (S*R/12) * (1+R/12)^N / [(1+R/12)^N–1]

Рекуррентная формула для задолженности заемщика после n-й выплаты:

X(0) = S

X(n) = X(n–1)*(1+R/12) – Q

Для детализации выплат по датам постоянную выплату Q можно разбить на сумму двух переменных:

Q = Q1(n)+Q2(n)

В момент выплаты с номером n:

  • величина выплаченных процентов за прошедший месяц, рассчитанных от остатка тела кредита после предыдущей выплаты: Q1(n) = X(n–1)*R/12,
  • величина частичного погашения тела кредита: Q2(n) = Q – Q1(n).
При суммировании всех выплат по номерам n от 1 до N:

  • сумма величин Q1(n) равна общей сумме выплаченных за период кредита процентов,
  • сумма величин Q2(n) строго равна сумме кредита S, это может служить индикатором правильности расчетов при самостоятельной реализации алгоритма.
«Облигационная» модель аннуитета

Ставка аннуитета R используется банками при рекламе своих кредитных услуг клиентам. При этом сами профессиональные участники долгового рынка для оценки доходности своих вложений используют более общую облигационную модель доходности. Именно эта модель используется на Московской бирже для расчета доходности облигаций.

Описанный в этой статье аннуитет с декларируемой клиенту ставкой R в облигационной модели является для банка инвестицией с доходностью R_bond.

Чтобы не утомлять читателя вычислениями, приведем сразу выражение, связывающее параметры аннуитета S, N, R, Q со ставкой R_bond:

(8) S/Q – q * (q^N – 1) / (q – 1) = 0

где величина q является функцией только ставки R_bond:

q = (1+R_bond)^(–1/12)

Аналитически ставка R_bond не вычислима. Ее значение можно получить численными методами. Например, если кредитный калькулятор по описываемому алгоритму реализован в Excel, то подбор величины R_bond можно сделать или вручную, или через меню Сервис – Подбор параметра.

Перейдем к примеру. Рассмотрим кредит со следующими параметрами:

Сумма кредита S = 300’000 рублей, срок кредита N = 60 месяцев (5 лет), годовая ставка R = 21% = 0.21

По этим данным вычисленное значение ежемесячного платежа равно:

Q = 8’116 рублей.

Теперь посмотрим, какова ставка этого кредита согласно облигационной модели расчета доходности. Ставка R_bond, обеспечивающая равенство в формуле (8):

R_bond = 23.14% = 0.2315, что на 2.14% больше декларируемой ставки R.

Облигационная модель также позволяет банку вычислить дюрацию инвестиций в данный кредит. Понятие дюрации можно объяснить следующим образом. Платежи по кредиту проходят в разное время. Дюрация – это средневзвешенный срок выплат по кредиту.

Формула дюрации (в месяцах) по кредиту с выплатами по аннуитету:

(10) N_bond = (Q/S) * SUM(n * q^n), суммирование по n от 1 до N.

В данном примере расчет дает N_bond = 25.39 месяцев.

Пара величин R_bond и N_bond полезна тем, что позволяет провести экспресс-сравнение нескольких финансовых инструментов с разными параметрами и разной структурой платежей.

Заключение

В Сети много кредитных калькуляторов, один из них можно найти по ссылке в конце статьи. Калькулятор хороший, его результаты совпадают с моими 🙂

Но если вы решили взять кредит, лучше написать свой собственный калькулятор, а не полагаться на вычисления из Сети или предоставленные банком расчеты. Очень важно, чтобы лично вы понимали, каким образом параметры кредита трансформируются в величину ежемесячного платежа. Это статья поможет.

К тому же в публичных калькуляторах не вычисляются ставка и дюрация кредита по облигационной модели. Если решите делать собственные вычисления, обязательно включайте в них расчет R_bond и N_bond, ваше представление о кредите станет полнее. Кроме того, если вы выбираете между кредитами с разными условиями, посчитайте R_bond и N_bond для каждого из них и сравните, это может помочь с выбором.

Самое главное – если вы по инициативе банка получаете «очень выгодное предложение», то очевидно, что это нужно банку. Но нужно ли это вам?"
 
-3


"А мы продолжаем традиционно говорить про инфляцию.

В последнем анализе Банк России в очередной раз попытался ответить на вопрос: «Почему оценка личной инфляции обычно выше официальной».

Мы уже не единожды рассказывали про это на страницах нашего великолепного телеграм-канала. Но, учитывая поступающие иногда вопросы, делать это надо регулярно. В том смысле, что повторение – мать учения. Наши с Банком России понимания сходятся весьма сильно. Ну, во-первых, всем известно, что мы тень Банка России. Во-вторых, в наших словах здравый смысл и жизненная опытность.

У каждого человека свои представления о динамике цен. Мировая и российская практика показывает, что субъективная оценка инфляции населением как правило в 1,5–2 раза выше официальной оценки статистического органа страны, причем это в той или иной мере свойственно всем странам. Например, в России ООО «инФОМ» по заказу Банка России ежемесячно публикует оценки текущей инфляции населением, и в декабре 2024 г. граждане оценивали годовой рост потребительских цен на уровне 15,9%, в то время как Росстат зафиксировал по итогам года рост цен на уровне 9,52%.

▪️ У каждого человеческого юнита и домохозяйства своя потребительская корзина.
▪️ Ни одно домохозяйство не может в точности повторить усредненное домохозяйство.
▪️ Особое влияние на формирование оценки личной инфляции оказывают субъективные ощущения инфляции. Особенно в плане сезонных товаров.

Что делает гражданин, если ему не нравится Росстат? Начинает искать альтернативные источники энергии.

Оценки владельцев больших данных, получаемые на основе их деятельности.
К примеру, СберИндекс.

Всё хорошо, интересно, но. Это данные не по ценам, а по расходам. А это разное. Как индикатор динамики потребления – норм. Динамика цен? Нет.

Оценки исследовательских организаций, предоставляющих коммерческие услуги.
Много маркетинга. Нет подробной методологии. Работа на заказ.

Оценки узкого потребительского набора.
Индекс оливье, шашлыка, борща, окрошки, «а ты видел, сколько стоит Гиннесс?».

Сезонный характер, одностороннее представление о ценовой динамике, неполный сбор информации о ценах.

Оценки отдельных исследователей.
«А ты видел, сколько стоит Гиннесс?», «Вот мои чеки из Пятёрочки! Ты чо, не веришь мне?».

Тут в принципе полный набор возможностей для манипуляций. Сознательных и бессознательных.

Официальным органом, ответственным за расчет инфляции в России, является Росстат. Ведомство ежемесячно публикует данные о средних потребительских ценах и их динамике более чем по 500 товарам и услугам, формирующим среднюю потребительскую корзину. Состав потребительской корзины и описание каждого ее компонента ежегодно публикуются Росстатом. Вес каждого товара и услуги соответствует его доле в структуре потребительских расходов населения.

Я уже расписывал как можно проще методологию Росстата. Как, что и почему. Всем категорически рекомендую ознакомиться на Sponsr или Boosty.

Некоторые пишут, автор, ты почему так любишь деньги? Почему ты не можешь нам показать безвозмездно, т.е. даром? Может быть ты... еврей?

Пацаны, говно вопрос, держите: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Prikaz_915_15122021.pdf
96 страниц занимательного чтива с формулами. Не благодарите"
...🙂 таки порция формул там радует...ну, взволнованных 🙂
 

Новые комментарии

LGBT*

В связи с решением Верховного суда Российской Федерации (далее РФ) от 30 ноября 2023 года), движение ЛГБТ* признано экстремистским и запрещена его деятельность на территории РФ. Данное решение суда подлежит немедленному исполнению, исходя из чего на форуме будут приняты следующие меры - аббривеатура ЛГБТ* должна и будет применяться только со звездочкой (она означает иноагента или связанное с экстремизмом движение, которое запрещено в РФ), все ради того чтобы посетители и пользователи этого форума могли ознакомиться с данным запретом. Символика, картинки и атрибутика что связана с ныне запрещенным движением ЛГБТ* запрещены на этом форуме - исходя из решения Верховного суда, о котором было написано ранее - этот пункт внесен как экстренное дополнение к правилам форума части 4 параграфа 12 в настоящее время.

Назад
Сверху