Староверы считают грехом есть или пить из одной посуды с православными. Староверство, по понятием населения, будто бы способствует достижению счастья и богатства. По своему характеру — староверство грубое, закоснелое в дебрях Поморья, различных толков, среди которых имеют себе место самые извращенные и дикие понятия. У поморов много поверий и суеверий. Верят они в домовых, водяных, колдунов, в наговоры… Тяжелый кошмарный сон помора объясняется не иначе, как “душил хозяин” — домовой. В этих случаях прибегают к силе “Креста” или “Святой Воды”, а чаще всего к колдуну, который помогает наговорами. Знахарство сильно распространено в Поморье и имеет самые нелепые виды. Выросло оно благодаря общим некультурным условиям жизни населения у которого нет ни школ, ни медицины. Насколько велик штат знахарей, можно судить по тому, что почти все они не берутся за лечение человеческого организма в целом, а избирают какую-либо специальность. Знахарки в большинстве случаев при лечении употребляют в качестве медикаментов — сахар, корку хлеба, соль, уголь и т. п., маскируя якобы целебное значение их нашептываньем и причитаньем; при некоторых болезнях они пользуют больных исключительно заговором. Форм и текстов заговоров у знахарей бесчисленное множество, с грубо искаженными религиозными оттенками: “Стану благословясь, пойду перекрестясь, из избы дверьми, из двора воротами под восточну сторону. Под восточной стороной стоит часовня. В этой часовне стоит Антипа зубной бог, помолюсь Антипе, зубному богу: “Антипа, зубной бог, схода на буево, на буеве лежит мертвый мертвец, спроси у этого мертвеца, не болят ли у него жилы, зубы и не тоснут ли у него скулы”. [133] Ответил мертвый мертвец Антипе, зубному богу: “не болят мои жилы, зубы, не тоснут мои скулы”. Так бы не болели у больного раба (имя), не болели бы жилы, зубы, не тоснули бы у него скулы. Аминь”. Воск кладется на зубы, щепотка соли, растворенная в воде, выпивается, корка хлеба и сахар съедаются натощак рано утром.
При кровотечениях и ранах знахарь туго повязывает последние, а при чтении заговора величает больного не по отчеству, а по имени матери, напр.: “Иван Марфич”.
Для предупреждения развития водобоязни знахари прижигают места, укушенные бешеным животным, раскаленным железом несколько раз. Водобоязнь лечат исключительно заговором. Для этого берут корку хлеба таких размеров, чтобы можно было написать на ней слова заговора. Посредине корки ставится чернилом крест, а по сторонам ее “Ис. Хр.” и “Н. К.” Когда слова заговора написаны на корке, знахарь-заговорщик, поставив перед иконами зажженную свечку, становится, как и человек, обратившийся к нему за помощью, на колени перед образом и прочитывает следующие слова: “Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь. Арон, Аарон, Линор, Етлинор, Каклинор, Дельфин, Дедельфинор, Деа, Деус, Лицион, Визион, Вион, Квион, Реквион, Калькаро, Рокс, Прекс, Ирокс, Веракс, Тазас, Салюс, Деус, Менс… Амен”. “Боже, в помощь мою вонми”… На корке приписывается также и день святого. Она съедается больным натощак в течение трех дней. Особенно любимым средством лечения среди крестьянского населения считается кровопускание. Болен ли кто какой-либо внутренней болезнью, суставным ли ревматизмом, или общим недомоганием, слабостью, он терпеливо ждет прихода мезенских коновалов, которые посещают самые отдаленнейшие углы губернии и, кроме прямых своих обязанностей, охотно пускают кровь у людей. Для этой цели они имеют маленькие топорики, которыми делают насечки на разных частях тела, и выпускают по несколько фунтов крови. Лечат знахари и знахарки от всех болезней. О результатах лечения говорить не приходится. Поморы очень любят полечиться и пока еще не состарились и окончательно не ушли от всего “мирского” охотно обращаются и к фельдшерам. В большом ходу среди поморов лечение вывозимым из Норвегии “expeller’ом” и употребление “спуска” — смеси из разной дряни. Спуск употребляется, главным образом, от “порчи” “глазом”. Открытое лечение для староверов — грех. Староверки, как бы больны ни были, часто отказываются от медицинской помощи. Наблюдаются случаи, когда староверы являлись на фельдшерские пункты с собственным ведром воды в руках, из боязни “обмирщиться”, напр. При полоскании рта с больными зубами. Самые нелепые сцены здесь граничат, прежде всего, с убеждением: “так жили отцы и деды”… Среди поморов много больных венерическими болезнями, а также язвами желудка и гортани, вызванными, по-видимому, употреблением гнилостной трески и поранением костями органов.
[134] Характер помора энергичный, смелый, поморы общительны, гостеприимны. Среди поморов не мало настоящих богачей; у последних находится в долго большинство рядовых поморов. По своей смышлености и отважности, поморы не имеют себе равных среди русских. Море — это жизнь помора. С раннего возраста поморы привыкают к морю. С 10-12 лет идут они уже на тяжелые мурманские промыслы вместе со старшими. Не отстают и женщины от своих мужей в умении обращаться с судами и своим бесстрашием
10. В то же время поморки очень мягкосердечны и ласковы. Свою речь они щедро пересыпают эпитетами: “красно солнышко”, “дружок”, “родименький” и т.п. Даже скотину свою называют не иначе, как “пестронюшка”, “картюшко”. Зато при ссорах поморки прямо зверски дики. Красивый своеобразный костюм поморок, состоящий из широчайших длинных сарафанов, собранных повыше талии в аккуратные мелкие складки, и сорочек с глубоким вырезом у ворота и широкими длинными рукавами, туго охватывающими руки у кисти, в последнее время все больше и больше заменяется обыкновенным городским платьем. Поморы очень чистоплотны. Свой дом они содержат весьма опрятно. Любят ходить в баню особенно перед праздниками. Помор очень любит почитать или послушать рассказы бывалых людей о том, “как люди на белом свете живут”.
Велико у поморов пристрастие к вину. Всякое начинание, каждый шаг его обыденной жизни сопровождается попойкой: “правильное”, “отвальное”, “путевое”, и так без конца. Страшная приверженность к водке нашла себе выражение даже в современных нелепых и преимущественно пошлых частушка-песнях Поморья, с развитием городского и заводского влияния на Поморье, заменивших собою дивные поморские песни. В нежных тонах воспевалась в поморской песне жизнь северянина, — при… “глубоком морюшке”, “во чужой далекой сторонушке — окиян-море”, — и все события поморской жизни находили себе яркое выражение в песне. Простота и глубокое содержание этих песен составляет истинную народную поэзию, все более и более вытесняемую с севера нудной крикливой-грязной частушкой, распеваемой под “тальянку”.
Среди всякого рода увеселений поморской молодежи самое видное место занимают вечеринки, на местном наречии “вецерина”, которые начинаются со дня приезда поморов с Мурмана и продолжаются с небольшим перерывом до Великого поста.
Свадьбы имеют в Поморье определенный сезон между святками и Великим постом. Объясняется это тем, что лето мужчины проводят на Мурмане и приезжают обратно только осенью. Свадьба начинается сва[135]таньем, которое выполняют обыкновенно самые близкие женидр люди, чаще всего родители. Сосватанные жених и невеста устраивают прощальную вечеринку для товарищей и подруг. В некоторых селениях Поморья существует обычай в ночь накануне свадьбы “водить на гулянье кругом” жениха и невесту. Последние, окруженные огромной толпой девушек и парней, с песнями гуляют по улицам села, нередко вечером с зажженными фонарями, которые носят будущие шаферы. Началом же поморской свадьбы считается, так наз., “рукоданье” (рукобитье). На свадьбу приходят женщины, вспоминают о красных днях своего девичества и вместе с невестой плачут и причитают огорьком житье-бытье замужней женщины-поморки. В Поморье причитания являются неизменными спутниками свадебных и похоронных обычаев. В каждом селении Поморья имеется целый штат “подголосиц”, назначение которых состоит в том, чтобы помогать плакать и причитать. Подголосицы получают денежное вознаграждение и почести.
Обыкновенно к церкви стекается все население, чтобы посмотреть, “как невеста с женихом будут держаться у венца”. Мужчины приходят в церковь с заряженными ружьями и встречают “свадебный поезд” оглушительными залпами. По прибытии в дом жениха, невесте на голову одевают расшитый золотом поморский повойник, что означает вступление в женское житье “подначальное”. Иногда сменяют и весь костюм из опасения, что на него во время венчания попал “дурной глаз”. Встречают гостей чаем, рыбниками из всевозможной соленой рыбы, шаньгами, пирогами, десертом. Водка истребляется в невероятном количестве. По словам стариков-поморов, в прежние времена свадьбы справлялись целую неделю, при чем на каждый день полагались особые причитания и обрядности. Поморская свадьба со всеми ее традициями за последнее время начинает вырождаться