Метавселенная (metaverse) — термин выдуманный, впервые он появился в книге Нила Стивенсона “Лавина” (Snow Crash, 1992). Год появления книги неслучаен, увлечение человечества виртуальными мирами, если не сказать — обольщение, происходит не впервые. В тот год на экраны вышел “Газонокосильщик”, где виртуальная реальность из идиота слепила сверхчеловека. Голливудская страшилка, но хорошо отражающая волшебную природу новой технологии, и для многих в Долине этот фильм стал путеводной звездой на многие годы. Подход к снаряду повторялся многократно, и та же Facebook вложила в тему VR огромные деньги, но она так и не стала обольстительной для широких масс — нет реального применения, нет игр или развлечений, которые бы подкупили и вовлекли. Одноразовое развлечение, к которому не возвращаешься постоянно. Постепенно с рынка VR ушли другие игроки, прекратила разработки Google, направление свернула Samsung. Заинтересовать людей не вышло, хотя деньги в это были вложены большие. Помню, как на MWC в Барселоне огромный зал сидел в VR-очках, а в это время мимо нас на сцену прошагал Марк Цукерберг, его появление осталось незамеченным большинством, все смотрели ролик. Хорошая метафора того, что делает виртуальный мир с реальным окружением, он гарантированно выключает человека из него.
У Стивенсона виртуальный мир заменяет реальный, люди общаются во вселенной, где есть другие люди и программы, это своего рода замена нашего мира. С тех пор в массовой культуре появилось множество произведений на эту тему, можно вспомнить хотя бы “Черное зеркало” и темы, напрямую с этим связанные. Не берусь судить, что тут первично, комплекс творца, который заложен в каждом человеке, и попытка создания собственного мира или что-то иное. Факт в том, что тема продолжает манить. Давайте вспомним мир “Второй жизни” (Second Life), который продвигался как альтернатива нашей жизни. Мне сложно представить, что нужно ходить в виртуальный офис, в котором я буду изображен аватаром. Проблема в том, что у нас есть все средства коммуникации, чтобы эффективно работать, находясь дома. Для этого не нужен виртуальный мир. Возможно, что костюм с датчиками, которые копируют прикосновения, давление, может сделать виртуальный секс востребованным у людей. Но работать в виртуальном пространстве? Зачем?
Виртуальный мир для игры еще как-то объясним, но имитация реального мира всегда будет бледной копией настоящего. Все же надеюсь, что мы не будем жить в модулях, как это показано в “Матрице”. Только нечто сверхординарное, какая-то катастрофа может заставить нас пользоваться виртуальными мирами как заменой реальности. Бегство от реальности должно поддерживаться чем-то более серьезным, чем желания создателей метаверса.
Честно признаюсь, что я, возможно, недалек, стар для всего этого, но реального применения для метавселенной в нашем мире не вижу. Я понимаю, что это такое, но не знаю, как метавселенная может сделать мою жизнь лучше. Вот совсем не понимаю. Впрочем, я тут не одинок.
Но примерно так же, как когда-то приставка “нано” стала синонимом крутости, слово «метавселенная» вошло в нашу жизнь, за это скажем спасибо Facebook. Для меня это синоним проходимцев, что пытаются втюхать какой-то товар, который мне не нужен. Этакая цыганщина с выходом. Вам так не кажется?