Здравствуйте! Сыну недавно исполнилось 17 лет. Совсем недавно, месяц назад, ему диагностировали РАС. У меня с его 15 лет были мысли,что он может быть высокофункциональным аутистом, но это были какие-то едва уловимые особенности, которые не мешали жизни и социализации, поэтому так вышло, что не заметили, не верилось, до диагностики дошли поздно. До 15 лет вообще было не похоже, кроме застенчивости и страстной увлечённости своими хобби ничего такого: игры, друзья, все по возрасту. У нас полная семья, хорошие отношения с мужем, есть ещё две дочки, его младшие сестры, которых он очень любит. С детства он был гиперчувствительным тревожным и очень умным ребенком. Воспитывали его мягко, внимательно, терпеливо, хотя не без ошибок. Отношения были всегда хорошими, много времени проводили семьёй, поощряли общение с друзьями, интересы, увлечения. Он учился на семейном обучении, не по болезни, а по выбору. С 15 лет чуть загрустил и стали более заметны сложности в общении со сверстниками.
С примерно 16 лет начала развиваться депрессия, которую сначала приняли за подростковую ситуативную хандру и плохой режим дня. Дошли до антидепрессантов и наблюдения в детском ПНД с диагнозом " расстройство адаптации" , "смешанное расстройство эмоций и поведения". Больше всего беспокоили панические атаки, дневные и ночные, очень плохой сон. Ещё исчезли друзья, сошло на нет общение вне семьи. В худшие моменты были суицидальные мысли и попытка самоповреждения. Подключили регулярную психотерапию. На антидепрессанте и психотерапии панические атаки ушли, но общее состояние не сильно улучшилось. Очень большим сопутствующим стрессом была подготовка к ЕГЭ. Сын занимался очень хорошо, регулярно получал высокие баллы на пробниках, репетиторы очень хвалили. Он глубоко увлечен программированием и собирался в технический вуз. но очень нервничал. Ещё нервировала перспектива: или поступить или армия через год(день рождения во время весеннего призыва, так что технически второй попытки поступить нет). В армию сын очень сильно не хочет: тут и гиперчувствительность, и аутизм, и убеждения - он считает себя анархистом, крайне левым и верит, что государство в будущем исчезнет, все государственные структуры вызывают у него отторжение, особенно армия, полиция, ФСИН. это одна из его необычных "сверхценных идей" или как это называют у аутистов - "специальный интерес".это увлечение весьма "травоядно", интереса к экстремизму нет, чистая философия, читает и рассуждает много на эту тему.
Результат ЕГЭ шокировал всех,включая его самого. Один сдал просто плохонько, а другие два провалил, "двойки" - при хорошей подготовке. Причина: странные состояния, которые в последний год посещают его в остром стрессе, очень сильная сенсорная чувствительность и как будто "отключение сознания" плюс ещё так не повезло, что присоединилось ОРВИ с высокой температурой. Зная его чувствительность, мы ожидали каких-то потерь, но не такого полного пропала и дезадаптации. Неудача переживалась тяжело, к тому же прямо параллельно получил у платного психиатра диагноз РАС, и от всего этого было чувство неожиданной встряски. Из чувствительного мальчика с депрессией, рассчитывающего поступить в хороший вуз -в аустиста без аттестата с непонятной перспективой. Мы, родители, его поддерживали всячески и утешали, нашли интересный частный колледж, подключили ещё второго психолога. все пришлось решать быстро, так как плана Б не было. Сейчас он отдыхает и готовится к "новой жизни" в колледже, но на отдыхе кроме скачков настроения, ухудшения контакта со мной актуализировалась ещё одна проблема, которая уже год- полтора присутствовала, но фоном и казалась лишь следствием депрессии - гендерная дисфория. Я знаю, что темой гендерного разнообразия сын интересуется примерно с 15 лет. До этого он влюблялся в девочек, дружил с мальчиками, и никаких признаков недовольства своим гендером не проявлял. Начал навязчиво думать о желании быть девочкой - думаю, что с прошлого лета, год как. Это очень совпало с развитием депрессии и со скачком роста, внешними метаморфозами. В это же время забросил спорт кроме домашних занятий, резко отказывается ходить в бассейн, который раньше обожал (не нравится видеть себя в плавках).
Сейчас же практически все свои деньги (подарки на день рождения, карманные) потратил тайком на женскую одежду, лифчики, колготки в сетку). И несколько раз уже так гулял. Не ходить так в места, где его знают я пока что его уговорила. А по поводу прогулок - не уверена. Гулял уже в колготках в сетку и коротком топе, при попытке обсудить это - агрессия. Я говорю деликатно, рассматриваю с разных сторон: безопасность(к нему и в мужской одежде часто пристают почему-то), репутационные риски, уместность(одежда не только не соответствует гендеру, но нелепая и чрезмерно сексуальная, при том что он замкнут и знакомств и флирта, как я понимаю, не ищет. Я даже не уверена, что его привлекают мужчины сексуально). Воспринял очень агрессивно, грубо, что для него нехарактерно. Извинился потом, но тему больше не поднимаем.
Гендерной переход хотелось бы рассматривать в последнюю очередь: кажется, что это просто коморбидное что-то, связанное с неприятием себя и одиночеством. Через год формально мы уже не сможем повлиять на его решение, но на переезд в другую страну и тем более "переход" у него ресурсов пока не будет. Хотя я допускаю, что в финансовом плане у него может быть все хорошо после окончания колледжа (если удастся решить проблему с армией), у него уже есть опыт работы в программировании, зарабатывал как самозанятый неплохие для школьника деньги, он целеустремлен, талантлив. И там уж как карта ляжет, когда будет у него финансовая независимость: найдет ли он себя как мужчину или "пойдет до конца".
Про мужа, отца ребенка: он заботливый, вовлечённый отец, но у него есть аутичные черты, может подолгу молчать, интересы своеобразные и в последнее время диалог не клеится у них: лет до 14-15 очень много было точек пересечения, были и какие-то свои "только папины" игры, книги, и совместные велопрогулки, и стройка, и сборка компьютера итп. Сейчас они оба как бы дичатся друг друга. Примерно год назад сын в сердцах сказал " папа мне как будто чужой незнакомый человек", что было необъективно и очень обидно. Ко мне сейчас тоже много критики и агрессии, как будто помнит только плохое. В силу того, что мужу социальные контакты даются тяжелее, чем мне, все вопросы по детям во внешнем мире решаю я: со школой, в военкоматом, с поликлиникой. Из чего сын сделал вывод, что "папа инфантильный, как большинство русских мужчин и я надеюсь, что у меня получится быть более вовлечённым и самостоятельным родителем", проскользнуло такое однажды в откровенном разговоре. Что как будто противоречит навязчивому желанию быть девочкой, а может быть и нет, может он себя представляет в материнской роли ...
Я беспокоюсь за сына и не понимаю, что я могу сделать. У него два психиатра(с ними о гендере не говорит), два психолога(там говорит, получает принятие, и поскольку у него нет запроса двигаться в сторону соответствия биологическому полу, они с этим не работают, им и так есть чем заняться, так как проблем эмоциональных и сенсорных навалом) Была ещё одна разовая консультация с психологом, которая имеет большой опыт с аутистами, и она первая обратила мое внимание, что неприятие тела и проблемы с едой - главная проблема, которую он озвучил. Она советовала спортивную секцию, где он будет видеть таких же нескладных подростков, как он и понимать, что он не один через такое проходит, посоветовала подчёркивать его мужскую красоту. эти советы хоть и милые и разумные, но мало применимы. То ли время упущено, то ли сейчас в целом очень тяжёлый период, но говорить в принципе сложно, а эта тема - больная и воспринимается особенно в штыки. Думаю, что поддержку своим идеям он получает в интернете в англоязычных сообществах (у него беглый английский с раннего детства). ограничить уже через совершеннолетнего продвинутого пользователя компьютера мы не можем - у нас просто нет инструментов для этого плюс это общение - источник радости для него, оно компенсирует нехватку реального социального опыта, возникшую на фоне аутизма и депрессии. Ещё меня пугает мысль, не развивается ли у него шизотипическое расстройство, а то и шизофрения. У нас есть случаи в семье и кажется, что все его странности и проблемы трудно списать на высокофункциональный аутизм: слишком резкая разница между тем, какой ребенок был до 15 и как всё снежным комом обрушилось после 15 лет.
Вопрос: какие виды психотерапии, стратегии поведения могут помочь наладить контакт с ребенком и возможно ли "преодолеть" "починить" гендерную дисфорию, помочь ему остаться мужчиной и при этом стать снова счастливым?