"Вселенная, жизнь, разум - это очень масштабные и сложные объекты, их в принципе невозможно описать современным языком и языками существующих ныне наук уже исходя из теоремы о неполноте формальных систем Гёделя. Если только не сможешь говорить и описывать вселенную на языке Бога - Творца вселенной. Для понимания таких объектов нужен взгляд с "Высоты", чтобы задать необходимые граничные условия, что позволит позже почувствовать его контуры и затем попытаться отобразить результат в каком-нибудь языке (формально-логической системе). В результате получится примерно это:
1. Жизнь.
Горят звёзды, галактики, расширяется вселенная и наша жизнь, в конечном счёте, есть вихрь этого вселенского потока. Вследствие обмена веществ через небольшие промежутки времени все атомы тела заменяются новыми, но структура вихря в целом сохраняется. Не всякий вихрь есть жизнь, но всякая жизнь есть вихрь.
2. Разум.
Разум, в широком смысле, можно трактовать, как поле, генерируемое высокоорганизованной жизнью. С его помощью жизнь создаёт искусственную среду обитания. В рамках этой среды, существа её создающие, являются разумными и, опять-таки, только в этих рамках с ними можно договариваться и даже дружить. Например, с медведем или волками, которые формируют свою территорию – ограждают, обихаживают, кого-то изгоняют, кого-то уничтожают, а кого-то и не трогают на своей территории. Искусственная среда современного Человека, уже сейчас является глобальной, как и его разум, масштаб его коллективной личности, что несравнимо с масштабом личности других высших животных.
3. Любовь.
Любовь тоже является фундаментальным вселенским фактором наравне с двумя первыми.
а) Любовь является следствием развития Разума в процессе его самосовершенствования и восхождения на пути к Творцу!
б) Любовь - это чувство, выражаемое стремлением личности сохранить равновесный ей окружающий мир. Чем выше её уровень развития, тем больше её масштаб и мир, что она отражает.
в) Разум по самой своей природе стремится всё чувствовать и понимать и в результате этого процесса получает сопричастность, то есть какая-то часть мира становится частью личности и как одно из следствий этого может в той или иной мере быть выражена личностью в языке – то есть в логической схеме описывающей мир. Всё чему ты в процессе своего осознания мира стал сопричастен, формируют твою личность, которая находится в динамическом равновесии с миром, с которым ты познакомился в ощущении – разрушается часть мира и, как следствие, начинает разрушаться и часть твоей личности, а это больно.
г) Какая-то часть личности всё время рождается, какая-то умирает, но ядро личности её “Я” в целом сохраняется.
д) Любая полноценная личность должна быть многократно больше, чем конкретно тот кусочек мира, которому она посвятила свою жизнь. Иначе она теряет устойчивость и становится склонной к фанатизму, когда маленький кусочек мира может заслонить весь остальной. (Отсюда, например, в частности, вытекает необходимость для каждого фундаментального (желательно высшего) образования, даже если человек потом всю жизнь будет лишь железки вытачивать). Сумасшедшие и фанатики никому не нужны.
е) Разум по самой своей природе стремится всё чувствовать и понимать и в результате получает сопричастность и постепенное расширение своего ареала существования. Да, те, кто ушёл на миллионы лет вперёд в своём развитии - нам сочувствуют (такова природа Разума), как мы, например, можем посочувствовать сломавшей крыло птичке. Мы для них, как рыбки в аквариуме, где пишется весь наш личный опыт и слепки личности по котором её можно воссоздать. Но ничего нельзя изменить просто так, не меняя при этом и многого, многого другого. Вспомните, например мысленный эксперимент поставленный Стругацкими в “Трудно быть богом”.
ж) Например – почти вся современная фантастика, описывая сверх цивилизации и высший Разум, почти всегда показывает, фактически, современную земную, только в другом антураже (речь не технике, технологии, или магии), а по сути. Я знаю только одно произведение, реально показывающее контуры высшего разума и его современную деятельность: оно написано Владленом Вадимовым под эгидой Москаленко Юрия Николаевича – это “Малой” в шести томах (можно найти в сети).
з) Основанием, базисом цивилизации является её этическая система, показывающая – как можно, а как нельзя поступать с разумными. Принятие этической системы даёт старт соответствующей цивилизации.
и) Естественные экосистемы природы являются предельным случаем инфернальных этических систем, когда разумность равна или близка к нулю, неразумные живут настоящим и способны радоваться жизни часто до последних минут существования. В результате природа не наполнена болью и ужасом. Разумные же, находясь под гнётом силы, наполняют мир болью и ужасом и как следствие цивилизация, основанная на конкурентных (насильственных) принципах сосуществования разумных несёт в себе зёрна самоуничтожения и с достижением определённого уровня могущества всегда схлопывается и тем раньше, чем выше уровень конкурентности в данном обществе.
к) Лишь цивилизации, имеющие в своём основании плюс этику - дружба и любовь, сочувствие и сопричастность способны в потенциале на неограниченное развитие, если, разумеется, не наделают непростительных ошибок, запускающих необратимые процессы.
л) Цивилизации плюс этики – это система порядка (плановая), нуждающиеся в отличие от конкурентных (рыночных) систем хаоса способных к саморегулированию, в развитых системах коммуникации и управления. Из этого следует, что техническая возможность их нормального функционирования появилась лишь в начале 21 века. Бюрократический аппарат в своих попытках получить должное качество управления превращается в нечто монструозное и начинает больше служить себе, а не стране.
м) Фундаментом семьи и социума является любовь генетически запрограммированная (можно сказать - дар богов), которой обладают все высшие животные, когда древнейшие программы созидания - программы продолжения рода впечатывают образы детей в личность матери и частично отца. Эта любовь можно считать эталонной - к такой яркости образов мира следует стремиться личности в своём развитии и познании на пути к Творцу.
н) На данном этапе развития очень немногие могут приближаться к любви божественной, например показанной в образе Джоконды Леонардо (у меня есть статья об этом).
о) Разум существует любя, и поэтому с полным основание можно сказать, что мир спасётся любовью, но и человек и человечество в целом растут в испытаниях - все наши достижения науки, литературы, искусства есть косвенные следствия великих бед и испытаний и многие предстоят нам ещё впереди, прежде чем мы догоним Старших.
п) Они нам сочувствуют, поэтому со смертью тела всё не кончается (им ничего не стоит создавать любые виртуальные миры неотличимые от реальных или даже реальные), но надеяться на высшие силы нельзя - человек должен расти над собой и преодолевать выпавшие ему испытания до последней возможности, жить и бороться до последнего вздоха. Ничто не пропадает в этом мире!"