"Нечто сопоставимое по масштабу произойдет лишь через полтора столетия, когда граф Николай Петрович Шереметев откроет в Москве странноприимный дом. Но Шереметева сподвигнет к этому большая личная трагедия, а Ртищев помогал другим просто от щедрости своей души
Карьера при дворе
Федор Михайлович Ртищев по прозвищу Федор Большой родился в 1626 году в селе Покровское, недалеко от нынешнего города Чекалина Тульской области. Отец – владелец вотчины, полученной по царской грамоте. Мать – дворянка из рода Потемкиных.
В 15 лет юноша поступил на военную службу. Одновременно с этим получил кроме денежного еще и «земельное» жалование – сделался землевладельцем.
Какое-то время отшельничал – ушел из дома, жил один в районе Воробьевых гор и раздавал бедным свое денежное жалование. А в 19 лет вместе с отцом и младшим братом, тоже Федором (Федор Меньшой), поступил в тульский гарнизон. Сейчас это звучит несколько странно, но тогда, в 1645 году, они там действительно охраняли территорию Русского государства от ногайских и крымских агрессоров.
Впрочем, эта служба продолжалась всего-навсего четыре месяца. Умирает царь Михаил Федорович Кроткий. На престол садится его сын, царь Алексей Михайлович Тишайший. Он жалует нашего героя чином стряпчего у крюка или комнатного стряпчего. Это царский камердинер и официант.
Через год – повышение. Теперь Федор Михайлович – стряпчий с ключом, то есть самый главный стряпчий, постоянно находящийся при государе. О том, насколько близок стряпчий был к царю, насколько велика его ответственность и велико к нему доверие, можно судить по клятве стряпчего: «лиха никакого ему, государю, не мыслити, и в платье и во всяких в его государевых чинех коренья лихого самому мне не положити и никому положити не велети, и его государева здоровья во всем оберегати».
В 1650 году Федор Ртищев – постельничий (клятва была еще строже), а в 1656-м – окольничий.
Федор Михайлович всюду сопровождает царя, выполняет дипломатические поручения, участвует в военных действиях. И одновременно совершает добрые дела, все больше добрых дел
Монастырь и вытрезвитель
Еще в 1648 году 22-летний стряпчий основал на собственные деньги Андреевский монастырь. Обитель разместилась у подножия Воробьевых гор, там, где уже стояла старенькая церковь Андрея Стратилата. Именно там он когда-то отшельничал.
В «Житии милостивого мужа Федора Ртищева» сообщается: «Поискав, обрете место близ царствующего града Москвы, отстоящее двемя поприщема, на брезе реки Москвы, в горах, идеже бе церковь святого великомученика Андрея Стратилата, к жительству иноческого собрания потребно».
Монастырь изначально замышлялся как учебный и научный центр. При нем было образовано так называемое Ртищевское братство или Ртищевская школа. Здесь занимались переводом книг, а также обучали молодежь всяким премудростям – языкам (латыни, греческому и славянскому), красноречию, риторике, грамматике и философии.
В одном московском доме Федор Михайлович на собственные деньги открыл бесплатную больницу для бедных. Это было первое учреждение в стране такого рода. А в другом – вытрезвитель.
Только не такой, как в СССР, а устроенный по совершенно иным правилам. Специально созданная Ртищевым команда разъезжала по Москве и искала напившихся до бесчувствия, найдя же, доставляла по нужному адресу. Там их вытрезвляли, оказывали, если нужно, медицинскую помощь, одевали, кормили и только потом отпускали.
Никаким репрессиям и наказаниям пьяницы не подвергались. Им даже нотаций не читали.
Туда же свозили и многочисленных нищих, побиравшихся на площадях. Мыли, кормили, лечили, одевали, давали денег и отпускали обратно. А на их место сразу поступал очередной московский бедолага.
Многие, кстати, осуждали эту инициативу Ртищева. Говорили, что он таким образом поощряет попрошайничество как ремесло. Что ж, может быть, это и так. Но неизвестно, скольким людям он спас жизнь. И вряд ли сами критики предпочли бы на их месте мучительную смерть, а не спасение"
...а может ли он тоже быть неким эталоном?
Не для копирования!
А для поведенческих и когнитивных способностей...