"Фраза «чую той частью, где спина зовется иначе» начинает играть новыми красками. Фактически, речь идет о том, что наша память может формироваться вне мозга. Специфическая подача химического сигнала вместе с определенным генетическим паттерном перепрофилирует определенные клетки нашего тела.
Одна из особенностей нашего организма – это эффект массового интервального обучения. То есть, если вы распределите подходы к обучению на несколько сессий, то в итоге сформируете более устойчивое воспоминание. Фактически, это объясняет убеждение, что не стоит зубрить темы в ночь перед экзаменом. Но при чем здесь распределение памяти и работа клеток тела?
Хранение памяти и формирование воспоминаний
Новое исследование Центра нейронаук Нью-Йоркского университета показало, что функцию памяти могут выполнять и другие клетки, помимо клеток мозга.
Обучение и память, как принято считать, связаны только с мозгом и нейронами, но наше исследование показывает, что другие клетки организма также могут учиться и формировать воспоминания.
Николай Кукушкин, клинический доцент Нью-Йоркского университета и ведущий автор исследования.
Чтобы сформировать воспоминания, мозг должен связать опыт с работой нейронов, чтобы при реактивации нейронов вызывалось конкретное воспоминание. Когда нейроны активируются в процессе обучения или переживания яркого воспоминания, в них активируются определенные гены. Активированные гены вырабатывают белки, которые необходимы для формирования новых связей между нейронами, которые со временем усиливаются, формируя долговременную память.
Память тела. Распределение памяти
Исследователи сосредоточились на гипотезе, будут ли клетки в теле реагировать аналогичным образом. Так ученые разработали две отдельные линии общих человеческих клеток, одну из нервной ткани и одну из почечной ткани. Они воспроизвели эффект пространства, подвергая немозговые клетки различным импульсам химических сигналов, чтобы имитировать способ, которым нейроны подвергаются воздействию химических нейротрансмиттеров при изучении новой информации.
Исследователи обнаружили, что немозговые клетки включили ген памяти тем же способом, каким это делают нейроны, когда формируют воспоминания. Клетки также могли определять, когда химические импульсы повторялись, а не просто удлинялись во времени. По такому же паттерну нейроны способны определять разницу между обучением с перерывами и зубрежкой в формате нон-стоп. Когда импульсы были разнесены во времени, ген памяти активировался интенсивнее и на более длительное время, чем когда импульсы следовали беспрерывным потоком.
Это отражает эффект массированного пространства [sic] в действии. Это показывает, что способность учиться на основе интервальных повторений не является уникальной для клеток мозга, но, по сути, может быть фундаментальным свойством всех клеток.
Николай Кукушкин, клинический доцент Нью-Йоркского университета и ведущий автор исследования.
Результаты исследования открывают перед исследователями возможность глубже понять память и потенциал для разработки методов ее улучшения.
Это открытие открывает новые двери для понимания того, как работает память, и может расширить способы обучения и лечения проблем с памятью. В то же время это предполагает, что в будущем нам стоит относиться к телу больше как к мозгу — например, рассмотреть, что наша поджелудочная железа помнит о схеме наших прошлых приемов пищи, чтобы поддерживать здоровый уровень глюкозы в крови, или рассмотреть вариант, что раковая клетка помнит о схеме химиотерапии.
Николай Кукушкин, клинический доцент Нью-Йоркского университета и ведущий автор исследования"