Ноа Потховен, обычная девушка из Нидерландов, не имевшая критических проблем со здоровьем, добровольно и публично умерла в возрасте 17 лет, 2 июня 2019 года.
Когда Ноа умерла, Папа Римский Франциск заявил в своем твиттере: «Эвтаназия и самоубийство при врачебном содействии – это всеобщее поражение. Ответ, к которому все мы призваны - это никогда не покидать того, кто страдает, не опускать рук, но заботиться и любить, чтобы вернуть надежду»*. Непонятно, о чем это вообще, а значит, требуется кратко изложить факты**.
Итак, в 14 лет Ноа была изнасилована двумя мужчинами. Некоторое время она даже не решалась заявить об этом - опасаясь «victim shaming» (типичной схемы, когда женщина – жертва изнасилования пристыжается обществом, будто эта женщина, а не преступник и не общество виновны в инциденте). Так и вышло, когда Ноа все-таки сообщила о насилии.
Следующий этап жизни Ноа - это открытое требование эвтаназии - поскольку жить в такой обстановке она больше не хотела. В Нидерландах эвтаназия легальна, но по мотивам возраста, Ноа получила отказ. Она изложила свою историю в книге, эта книга опубликована, так что ее дело стало широко обсуждаемым. Ноа стала бороться за свою легальную добровольную смерть – и вроде бы победила. Она опубликовала прощальное письмо на своем блоге, и умерла при ассистентской помощи медиков.
Это вызвало грандиозный скандал. Но не потому, что вот такое случилось с девушкой-подростком в Нидерландах - стране, считающейся крайне благополучной. Не потому, что полиция похоже, даже не искала преступников, изнасиловавших Ноа. И не потому, что Ноа подверглась «victim shaming». Причина скандала неожиданно другая.
Оказывается, Ноа все-таки не получила официального разрешения на эвтаназию. Она уморила себя голодом, а присутствовавшие медики только выполнили ее просьбу не кормить принудительно, и вводить анальгетики, чтобы она не физически страдала. Эти детали никогда не всплыли бы, но медикам пришлось защищаться от обвинения в эвтаназии, выполненной без легальных бумаг. И вот, с 5 июня, пресса всего, как бы, цивилизованного мира, обсуждает вопрос: все-таки Ноа умерла бюрократически и юридически правильно, или нет?