dok34.ru
Moderator
"Многие читали рассказ Чехова про несчастного Ваньку Жукова, отданного в ученики, или опусы Горького про его годы ученичества, как и других писателей-вроде-как-гуманистов о тяжкой жизни детей, отданных в ученики к мастеру. Прямо на слезу давит, как бедненькие детки выполняли хозяйственные работы, убирали мастерские, перетирали целыми днями краски для художника, как их уделом была вся грязная и неблагодарная работа. А если с другой стороны взглянуть? Со стороны мастера, со стороны самого ремесла?
Привели к мастеру ученика, для мастера новый ученик - задача с прицепом неизвестных. Какие у него способности, характер, насколько старательный, исполнительный? Как это определить? Возиться с учеником, бросив все дела? У мастера заказов куча, а заказы это заработок, деньги на которые содержаться не только семья мастера, но и ученики. Вот и отдают новенького на хозяйственные работы, где домашние мáстера присматриваются к новенькому, оценивают его способности и умения. Там же новенький получает первые уроки исполнительности, послушания и прилежания, приучается выполнять нудную, однообразную работу, без которой ни одно ремесло не обходится. Только получив положительный отзыв от хозяйки, ученик переходит к мастеру, некоторые ученики оказываются настолько бесталанны, что так и остаются работниками по хозяйству, а повзрослев, становятся батраками.
Новичок в коллективе попадает на самый низ иерархии - подай!, принеси!, подмети!, но в процессе он обучается профессиональному жаргону, названиям материалов, инструментов, заодно узнаёт производственный процесс. Если новичок демонстрирует должное прилежание, то со временем ему поручают, пусть и самые простейшие, работы по заказу, за выполнение которых он получает плату, именно с этого периода он становится настоящим учеником и только от него зависит как скоро он приобретёт необходимые умения и навыки чтобы перейти в подмастерья. Здесь тоже свои фильтры и препоны, некоторые до седых волос так и оставались в ранге учеников-подсобников.
При достаточных способностях ученик в течении нескольких лет становится подмастерьем и может до конца жизни им оставаться, если не создаст нечто такое, что признают другие мастера, т.е. чтобы называться мастером не достаточно просто качественно выполнять работу, но ещё и надо уметь придумывать и изготавливать что-то новое.
Появление мануфактур, фабрик, заводов аннулировало институт ученичества, ученики, как ступень обучения, остались, но резко снизились требования к способностям, к психическим и интеллектуальным качествам. Цепочка пособник по хозяйству - ученик - подмастерье - мастер сменилась на ученик - наёмный рабочий, без каких либо перспектив дальнейшего роста и развития. Эксклюзивность сменилась массовостью и дешевизной. Стандартизация резко сузила рамки качества с обоих концов шкалы, исчезли низкопробные поделки, но и высококачественные, на уровне шедевров изделия, пропали из широкого доступа. Скрупулёзность, дотошность, усердие перестали быть востребованными, основным требованием стала исполнительность. Индустриализация требовала большое количество рабочих, обучение поставили на поток, появившиеся учебные заведения, в которых давали начальные теоретические знания по профессии, ещё сильнее снизили планку отбора по способностям, да и качество обучения снизилось. Это касается и советских образовательных учреждений. Выпускники, получив какое-то подобие теоретических знаний, приходили, да и сейчас приходят, на производство абсолютно не приспособленные к выполнению работ по профессии, их приходится дополнительно обучать, а порой и воспитывать. Касается всех выпускников, как низших, так и высших учебных заведений. Торопливость, небрежность, непредусмотрительность, неумение просчитать последствия своих поступков - черты характерные для подавляющего числа выпускников, которые, вроде как, всё знают, всё понимают, но не приучены тщательно и качественно выполнять порученное дело. Аварии, порча оборудования и материалов, травмы часто случаются из-за отсутствия необходимых способностей и практических умений, про врачей-недоучек, вообще, отдельная песнь...
Как итог - за последнее время не создано ни одного шедевра, способного и достойного остаться на века века. Остался один лишь ширпотреб. Дороги, мосты, в отличии от созданных римскими рабовладельцами, постоянно требуют ухода и ремонта, здания, построенные по "передовым и современным" технологиям способны простоять, без капремонта, не дольше полувека. Про искусство, которое превратилось в "дерьмотворчество", даже говорить не хочется. От нашей эпохи потомкам останутся лишь полудохлые гадгеты, которые лень было выкинуть, и горы полимерного мусора"
...тоже не бесспорно.
Но в форумном приложении...напрямую относится к ряду уважаемых форумчан 🙂
Привели к мастеру ученика, для мастера новый ученик - задача с прицепом неизвестных. Какие у него способности, характер, насколько старательный, исполнительный? Как это определить? Возиться с учеником, бросив все дела? У мастера заказов куча, а заказы это заработок, деньги на которые содержаться не только семья мастера, но и ученики. Вот и отдают новенького на хозяйственные работы, где домашние мáстера присматриваются к новенькому, оценивают его способности и умения. Там же новенький получает первые уроки исполнительности, послушания и прилежания, приучается выполнять нудную, однообразную работу, без которой ни одно ремесло не обходится. Только получив положительный отзыв от хозяйки, ученик переходит к мастеру, некоторые ученики оказываются настолько бесталанны, что так и остаются работниками по хозяйству, а повзрослев, становятся батраками.
Новичок в коллективе попадает на самый низ иерархии - подай!, принеси!, подмети!, но в процессе он обучается профессиональному жаргону, названиям материалов, инструментов, заодно узнаёт производственный процесс. Если новичок демонстрирует должное прилежание, то со временем ему поручают, пусть и самые простейшие, работы по заказу, за выполнение которых он получает плату, именно с этого периода он становится настоящим учеником и только от него зависит как скоро он приобретёт необходимые умения и навыки чтобы перейти в подмастерья. Здесь тоже свои фильтры и препоны, некоторые до седых волос так и оставались в ранге учеников-подсобников.
При достаточных способностях ученик в течении нескольких лет становится подмастерьем и может до конца жизни им оставаться, если не создаст нечто такое, что признают другие мастера, т.е. чтобы называться мастером не достаточно просто качественно выполнять работу, но ещё и надо уметь придумывать и изготавливать что-то новое.
Появление мануфактур, фабрик, заводов аннулировало институт ученичества, ученики, как ступень обучения, остались, но резко снизились требования к способностям, к психическим и интеллектуальным качествам. Цепочка пособник по хозяйству - ученик - подмастерье - мастер сменилась на ученик - наёмный рабочий, без каких либо перспектив дальнейшего роста и развития. Эксклюзивность сменилась массовостью и дешевизной. Стандартизация резко сузила рамки качества с обоих концов шкалы, исчезли низкопробные поделки, но и высококачественные, на уровне шедевров изделия, пропали из широкого доступа. Скрупулёзность, дотошность, усердие перестали быть востребованными, основным требованием стала исполнительность. Индустриализация требовала большое количество рабочих, обучение поставили на поток, появившиеся учебные заведения, в которых давали начальные теоретические знания по профессии, ещё сильнее снизили планку отбора по способностям, да и качество обучения снизилось. Это касается и советских образовательных учреждений. Выпускники, получив какое-то подобие теоретических знаний, приходили, да и сейчас приходят, на производство абсолютно не приспособленные к выполнению работ по профессии, их приходится дополнительно обучать, а порой и воспитывать. Касается всех выпускников, как низших, так и высших учебных заведений. Торопливость, небрежность, непредусмотрительность, неумение просчитать последствия своих поступков - черты характерные для подавляющего числа выпускников, которые, вроде как, всё знают, всё понимают, но не приучены тщательно и качественно выполнять порученное дело. Аварии, порча оборудования и материалов, травмы часто случаются из-за отсутствия необходимых способностей и практических умений, про врачей-недоучек, вообще, отдельная песнь...
Как итог - за последнее время не создано ни одного шедевра, способного и достойного остаться на века века. Остался один лишь ширпотреб. Дороги, мосты, в отличии от созданных римскими рабовладельцами, постоянно требуют ухода и ремонта, здания, построенные по "передовым и современным" технологиям способны простоять, без капремонта, не дольше полувека. Про искусство, которое превратилось в "дерьмотворчество", даже говорить не хочется. От нашей эпохи потомкам останутся лишь полудохлые гадгеты, которые лень было выкинуть, и горы полимерного мусора"
...тоже не бесспорно.
Но в форумном приложении...напрямую относится к ряду уважаемых форумчан 🙂