Психоанализ же использует синтезы трансцендентным образом и производит
паралогизмы — трансцендентальные иллюзии, которые конструируют эдиповую структуру личности и социальную идентичность (пол, класс, группа, раса и т. д.) на основе тождества и репрезентации
[4][401]. Вместо психоанализа Делёз и Гваттари предлагают «
шизоанализ», сфокусированный на доиндивидуальных частях тела и надындивидуальных социальных интеракциях
[4][363][376]. Желающее производство может быть
конформистским (невротическим, оседлым) или
нонкоформистским (шизофреническим или номадическим) — «десубъективацией», возвратом к телу без органов
[402]. Шизофреническое состояние бреда показывает, что производство желания является синтетическим процессом
[403]. Поскольку шизофреник
[К 18] не отделяет себя от природы и отвергает эдипов треугольник, он является свидетельством возможности альтернативной субъективации, альтернативных способов существования
[405]. При капитализме шизофреник есть продукт и одновременно универсальная машина производства
[396][380]. Капитализм есть шизофренический процесс, поскольку он, как и психоанализ, отрицает свою основу: желание и шизофрению
[406]. Взаимодействие капитализма и шизофрении амбивалентно: капитализм учреждает свободное желающее производство и одновременно пытается им управлять, например с помощью частной собственности или семейной (эдиповой) схемы желаний
[4]. Делёз и Гваттари принимают марксову идею о бесконечном расширении капитализма и внешнем пределе, который он преодолевает: шизофрения и есть этот абсолютный предел, хотя шизофреник постоянно от него отступает
[406][407][408].