Ira
Club
Катары - ссылка на книгу
**Катары** (от греч. "καθαροί" — чистые) были средневековой христианской сектой, возникшей в Европе, главным образом в Южной Франции, на территории Лангедока, в XI-XIII веках. Их учение было дуалистическим и сильно отличалось от официального христианства, что в итоге привело к конфликту с католической церковью. Катары отвергали материальный мир как зло и считали, что истинное спасение заключается в освобождении души от физической оболочки.
### Основы вероучения катаров:
Катары верили в два начала: одно — доброе, связанное с Богом, другое — злое, олицетворяющее материю и этот мир. Они считали, что мир был сотворен злым богом (которого отождествляли с дьяволом), а человеческие души были пленены в материальных телах. Главная цель жизни, по их мнению, — освободиться от материального мира и вернуться к духовному началу.
**Основные принципы катарского учения**:
1. **Отрицание материального мира**: Катары верили, что всё материальное является злым и недостойным. Это включало не только вещи, но и физические удовольствия, такие как еда, секс и богатство.
2. **Отказ от церковных таинств**: Катары отвергали многие из таинств католической церкви, включая крещение водой, евхаристию и брак. Вместо этого они верили в "духовное крещение" — *consolamentum*, которое они считали истинным ритуалом спасения.
3. **Аскетизм**: Катары стремились к простоте и воздержанности в жизни, так как считали, что любые привязанности к материальному миру затрудняют освобождение души.
4. **Отрицание Иисуса как воплощенного Бога**: Они верили, что Иисус не был воплощён в теле, а явился как духовное существо, чтобы указать путь спасения.
### Кто сказал, что лучше христиан не сыскать?
Эта фраза часто приписывается папскому легату **Арнольду Амальрику**, в связи с событиями осады города Безье во время Альбигойского крестового похода в 1209 году. Когда крестоносцы спросили его, как отличить катаров от правоверных католиков, Амальрик якобы ответил: **«Убейте всех, Бог узнает своих»** (лат. *Caedite eos. Novit enim Dominus qui sunt eius*). Это выражение стало символом безжалостной борьбы католической церкви с ересью, но конкретно к этой фразе вопроса об "лучших христианах" не было.
### Отношение местных жителей к катарам
На территории Лангедока катары пользовались значительной поддержкой местного населения. Многие дворяне и жители городов относились к ним с уважением и покровительствовали им. Катары выступали против коррумпированной католической церкви, что привлекало множество людей, недовольных богатством и влиянием клира. Местное дворянство поддерживало катаров как из-за веры, так и из политических мотивов, стремясь сохранить автономию от французской короны и католической церкви.
Однако с началом **Альбигойского крестового похода** (1209–1229 гг.) ситуация изменилась. Под давлением католической церкви и французской короны крестовый поход привел к массовым репрессиям против катаров и их сторонников. Города, где они находили убежище, такие как Безье и Каркассон, подверглись жестоким осадам и разорению.
### Образ жизни катаров
Катары разделялись на две группы:
1. **Perfecti** (совершенные) — наиболее аскетичные члены, которые принимали обеты, отвергали все удовольствия и полностью воздерживались от брака, мяса и физического труда. Их целью было духовное очищение и полное отделение от материального мира.
2. **Credentes** (верующие) — те, кто поддерживал учение катаров, но не принимал строгих обетов. Они вели более обычную жизнь и следовали учению катаров лишь частично, надеясь на получение *consolamentum* в конце своей жизни.
Perfecti практиковали строгий аскетизм и считали себя духовными наставниками для credentes. Они путешествовали по деревням, проповедуя, помогали больным и нуждающимся, но сами жили крайне скромно, отказываясь от материальных благ. Принявшие обет perfecti избегали любых удовольствий и жили в духовной и материальной бедности, что делало их примером для других.
### Альбигойский крестовый поход и инквизиция
Катары были объявлены еретиками католической церковью, и в начале XIII века против них был организован крестовый поход — **Альбигойский крестовый поход**. Война привела к массовым убийствам и разрушениям в регионе, где жило много катаров. После крестового похода католическая церковь учредила **инквизицию**, направленную на искоренение ереси. В результате катаров преследовали, пытали и казнили, и к XIV веку движение было практически уничтожено.
Таким образом, катары представляли собой движение с глубоким духовным основанием и аскетизмом, но их учение стало одной из самых опасных угроз для католической церкви в средние века, что вызвало жестокие репрессии.