При просмотре мне вспомнилось старое. Я ведь тоже был такой «Брестской крепостью». К концу 90-х мы с женой уже «наелись до рвоты» всей той блевотины, которая лилась с экрана ТВ. Когда родился сын, у нас встал вопрос, что делать. Помню разговор с женой, где прозвучали почти те же, что в песне, слова: «Хотя бы своего ребенка спасти от этой жути». Жена еще озаботилась: «А как же другие ребятишки?» Я ответил что-то вроде: «У них есть родители, пусть эти родители думают своей головой, а мы будем спасать своего ребенка». Жена спросила: «А что потом, когда подрастет и станет более самостоятельным?». Я ответил: «Будем разговаривать и объяснять, что хорошо, а что плохо». На этом полный консенсус был достигнут.
В итоге рядом с телевизором встала видеодвойка (СД+видеомагнитофон) и началась выборочная покупка мультфильмов. « Кастинг» прошли старые советские мультфильмы и тщательно отобранные диснеевские. Как правило, это были мультфильмы, снятые непосредственно самим Диснеем. Старые диснеевские мультфильмы были добрыми, их персонажи вызывали большую симпатию. Что плохого в мультиках «Белоснежка и семь гномов», «Пиноккио», «Питер-Пен», «Алиса в стране чудес» и т.д. Ну, еще был сериал про «Винни-Пуха». Самые «молодые» американские мультфильмы, прошедшие нашу цензуру - это «Красавица и чудовище» и «Синдбад-мореход». Видеокассет и дисков было куплено много, несколько лет назад выкинул больше двухсот кассет. Диски до сих пор лежат, иногда дети, по старой памяти смотрят. Когда детеныш подрос и хорошо освоил пульт от телевизора, был специально куплен телевизор с возможностью блокировки каналов, ненужные каналы были нами заблокированы. Жесточайший контроль за просмотром был где-то до 5-6 лет. Потом все как то само собой изменилось, контроль стал не слишком нужен, ребенок начал смотреть и другие мультфильмы. Причем его уже не слишком интересовали современные западные психоделические мультфильмы, где персонажи похожи на изломанных физических и нравственных уродцев. То же самое получилось и с другим ребенком. Все-таки совершенно правы детские психологи, когда говорят, что личность закладывается до 5 лет. Именно до 5-6 лет нужно тщательно следить за нравственным и психическим развитием ребенка.
После появления компьютера первыми играми стали игры про Смешариков. В дальнейшем также происходила тщательная селекция игр с объяснением, почему нельзя играть в отвергнутую игру. Детеныш взрослел, ему разрешались более сложные игры, постепенно увеличивалось время игры. К примеру, в шутеры он начал играть где-то в 10-11 лет. Но и шутеры тоже проходили отбор, далеко не каждый шутер разрешался. Совсем запрещать было бессмысленно, невозможно ребенка полностью изолировать от соблазнов. Запретим мы, будет бегать в гости и играть там с горящими глазами. С появлением Интернета на компьютер тут же встала программа интернет-секьюрити с родительским контролем просматриваемых сайтов, спасибо за нее Касперскому. Действительно, программа вылавливала и запрещала где то до 95% плывущей из Сети блевотины. Опять же, детям объясняли, почему нельзя смотреть все подряд. Что-то вроде: «Ты же не ешь все подряд и не тащишь в рот гадости из помойки. Почему мозг нужно превращать в помойку и смотреть все подряд». Понимали вполне, даже в маленьком возрасте.
Вот так мы окопались в своей семейной «Брестской крепости» и держали круговую оборону. И оказалось, что мы были не одни, таких семей было много. Когда мы разговаривали с другими родителями, то выяснялось, что цензуру для детей ввели многие. «И другие бились вдали, Все в дыму, но полные жизни. Значит, всех подкосить не смогли, «Благодетели» нашей отчизны». Для нынешних молодых родителей такая цензура уже совершенно нормальная вещь. Когда их спрашиваешь об этом, то они даже удивляются. Хотя им уже легче, сейчас есть ТВ-каналы с вполне приличными мультфильмами. То есть, телевизионщики уже сами ведут самоцензуру.
Так, как таких семей было множество, то эти семейные «Брестские крепости» начали формировать общественные запросы. Сначала сформировался общественный запрос на новые мультфильмы. Без такого общественного запроса не было бы феномена новых российских мультфильмов. Вменяемая интеллигенция чутко уловила запрос, и такие мультфильмы начали появляться. Первой появилась «Гора самоцветов». Ох, сколько же раз я невольно ее посмотрел, а Жихарку вообще, наизусть помню. Помнится, еду в машине, включен радиоприемник и ведущие обсуждают, что «Гора самоцветов» получила какой-то приз в Европе. И все три ведущих выдохнули в унисон: «Это Жихарка». Оказалось, что действительно, приз получила Жихарка. Видно, не один я ее наизусть знаю. Потом появились Смешарики. Смешариков мы с удовольствием смотрели вместе с детьми. Авторам удалось невероятное. Они достаточно сложные философские притчи передали интересным, образным, понятным детям киноязыком. Один только «День справедливости» чего стоит. В итоге, Смешарики были интересны и взрослым и детям. А потом покатилось: «Лунтик, серия о богатырях, Князь Владимир, Маша и медведь». Это были мультфильмы, созданные всем привычным, голливудским киноязыком, но с нашим культурным кодом. Киноязык был не современный голливудский (сейчас это какой-то треш и угар), а тот, старый диснеевский, с доброй иронией к персонажам. И такие наши мультфильмы оказались безумно интересны всему миру. По сути, новые российские мультфильмы - это рассказ всему миру понятным и привычным киноязыком о нас, о нашей цивилизации. Точно также, старые диснеевские мультфильмы – это был рассказ миру об американцах, об американской цивилизации. Так что мы сейчас очень интересны всему миру.
Следующим сформировался общественный запрос на нравственную цензуру на ТВ. Ох, как телевизионщикам это не нравилось. Я помню, какой писк по этому поводу стоял на телевидении. В разнообразных ток-шоу «х-мм, творческая интеллигенция» рвала тельняшки на груди и вопила о недопустимости возврата любой цензуры. Даже на самом вердр власти заявляли, что возврата цензуры не допустят. Ничего у «благодетелей нашей отчизны» не получалось, общественное мнение России было твердо – детей нужно оградить от разврата, поэтому нахрен, ибо нехрен. Общественное давление было столь велико, что Дума все-таки приняла ряд законов о нравственных ограничениях на ТВ и в кино. И ничего не рухнуло, а сейчас все привыкли.