Игорь НОСОВ (внук): «Дед был всегда спокоен, потому что знал, что делает»
— Остались у вас в памяти новогодние приметы, связанные с дедушкой?
— Вы знаете, я помню, что мы с дедушкой делали елочные игрушки. Например, имитацию хлопушек — они получались как большие конфеты: брали бумагу, фольгу, основание из картонки, что-то рисовали, потом с двух сторон закручивали ниточки, так что торчали симпатичные хвостики. Также любили делать игрушки из яичной скорлупы. Делали в яичке два прокола, выливали оттуда желток, и использовали его в омлет. На скорлупе рисовали мордочку клоуна, и делали колпачок из бумаги с хохолком — все цветное, яркое. Я помню, дед однажды нарисовал Арлекина. Эти вещи, конечно, не сохранились, но я очень хорошо их помню.
— Как Вы думаете, в Вашей семье, среди знакомых были прототипы героев из Цветочного города?
— Это не секрет, что прототипом первых рассказов дедушки был его сын — мой отец Петр Николаевич, и кое-где появляется его двоюродная сестра Валя. Например, в довоенных рассказах «Ступеньки», «Затейники». Я думаю, что и в образе Незнайки (книга была опубликована в 1953-54 годах) проглядывают черты моего отца. Это бесспорно. Потому что дед не мог писать такого озорного Незнайку, не вспоминая проказы своего сына. Если говорить о других персонажах, может быть, даже в дрдожники Тюбике проскальзывает дедушкин старший брат — Петр Носов. Он был дрдожником по профессии и образованию, работал на студии мультипликации, снимал детские мультфильмы. У братьев были довольно интересные отношения, возможно даже соперничество. Дед довольно скептически относился к докторам, и вот это его отношение проскальзывает в образе доктора Пилюлькина. Если говорить о поэте Цветике — думаю, что какие-то черты коллег Николая Николаевича в нем есть. Цветик был достаточно самолюбив, высокого мнения о себе и своем творчестве, а у деда всегда была ирония по отношению к некоторым своим коллегам, которые выделялись не столько в творческом плане, сколько по профсоюзно-партийной линии.
– Как вы думаете, в чем секрет такой невероятной писательской популярности Носова?
– У него был талант, были знания, которые он постоянно пополнял, и было трудолюбие. Три составляющие, которые позволили ему быть настолько продуктивным и издаваемым. Ему не нужны были допинги, не нужно было ждать вдохновения. Он писал всегда – дома, на даче, на море. Это была постоянная внутренняя необходимость что-то создавать, это и была его главная радость для него. Видеть результат своего труда. Пауз не было вообще. И – он очень любил детей, относился к ним с большим уважением. Когда из печати вышли «Приключения Незнайки», многие почувствовали, что появилось что-то особенное, свежее, по-настоящему детское. Не случайно Олеша написал тогда статью в «Комсомольской правде» об этой книге. Называлась она «Вот это для детей!».