В нью-йоркском обществе конца XIX века доминировали старые аристократические фамилии Нового света, это светское общество было немногим менее снобистским, чем аристократические круги Лондона, и свой круг расширять не желало. Заправляли всем миссис Кэролайн Астор и Уорд МакАллистер. Они были авторитетами во всем, что касается высшего класса. Они решали, достаточно ли почтенна ваша фамилия или достаточно ли чисты ваши родословные для входа в высшие слои общества. Они были поборниками старых денег и старых традиций.
Но из-за промышленной революции в Нью-Йорке стремительно росло число новых миллионеров, многие из которых по своему состоянию соперничали или даже превосходили самые старые семьи. Поэтому, миссис Астор и Уорд МакАллистер столкнулись с совершенно новой проблемой, решая, кто из нуворишей был бы приемлем. Это привело к созданию знаменитого Списка 400 — четырехсот человек, которые составляли высшее общество Нью-Йорка. Одной из семей, которую они считали совершенно неподходящей, были Вандербильты. Упрямство и грубость Корнелиуса «Коммодора» Вандербильта, амбициозного предприимчивого магната судоходной и железнодорожной промышленности и патриарха семьи, была предметом пересудов и сплетен.
Внук коммодора, Уильям Киссэм Вандербильт, женился на решительной, бойцовской и социально амбициозной Альве Эрксин Смит из Алабамы (но получившей образование в Париже). И она поставила себе цель привести Вандербильтов на подобающее им место в обществе, и, конечно, в список 400. Ее первым шагом стало строительство огромного и роскошного особняка в стиле французского шато, спроектированного Ричардом Моррисом Хантом на пересечении Пятой авеню и 52-й улицы, который буквально затмил строгие, хотя и роскошные, таунхаусы, выстроившиеся вдоль проспекта. На фото особняк на 5-ой авеню.
26 марта 1883 года Альва задумала устроить в нем одну из самых невероятных вечеринок, которые когда-либо видел Нью-Йорк — костюмированный бал. Имея доступ к огромным суммам денег, она использовала все доступные ресурсы, включая прессу, приглашая журналистов осмотреть украшения до начала бала, чтобы создать рекламу и ажиотаж и сделать его еще более масштабным, чем любой другой бал до него. Приглашения на мероприятие были вручены всему обществу слугами в ливреях с персональным визитом. Молодые светские львицы неделями репетировали кадрили (танцы, исполняемые 4-мя парами, выстроившимися прямоугольником), а мужчины размышляли о том, должны ли они предстать в образе Роберта Дьявола, кардинала Ришелье, Оттона Варвара или графа Монте-Кристо. Многие дамы были доведены до грани в попытках выбрать себе наиболее красивые и импозантные костюмы. Лучшие портнихи и сапожники провели месяцы, корпя над старыми книгами, изготавливая костюмы — которые были — настолько исторически точные, насколько это возможно.
Тем временем Альва использовала самое простое оружие в своем арсенале, чтобы получить допуск в New York 400: старую добрую манипуляцию. История гласит, что, как и все молодые девушки, готовые к замужеству, дочь миссис Астор, Кэрри, с нетерпением ждала приглашения и даже начала репетировать кадриль со своими друзьями. Затем произошло немыслимое: все ее друзья получили свои приглашения, а ее так и не пришло! Она немедленно привлекла к этому делу свою мать. Из-за сложных социальных отношений Альва Вандербильт сообщила, что не может пригласить мисс Астор, поскольку миссис Астор никогда не входила в дом Вандербильтов. У миссис Астор действительно не было выбора, кроме как оставить свою визитную карточку на 660 5th Avenue, тем самым официально подтвердив присутствие Вандербильтов в высшем круге Нью-Йорка. Приглашение для Асторов было получено на следующий день.
В десять вечера экипажи начали прибывать к особняку на 660 5th Avenue, высаживая около 1200 возмутительно разодетых членов высшего общества. Толпы, сдерживаемые полицией, напрягались, чтобы мельком увидеть дебютанток и светских львов, одетых в костюмы, когда их сопровождали в особняк. На бал прибыли и миссис Астор (с дочерью) и Уорд МакАллистер.
Некоторые костюмы была весьма необычны, например, супруга старшего брата хозяина дома была в платье «Электрического света», в котором даже был «факел», загорающийся благодаря батарейкам, спрятанным в ее платье. Этот костюм, который носила Элис Вандербильт, был разработан ведущим кутюрье Чарльзом Фредериком Уортом. Он отдавал дань уважения чуду электрической лампочки, а также отсылал к культовой позе Статуи Свободы в Нью-Йорке.
Альва Вандербильт, хотя и торжествовала в своей победе над Кэролайн Астор, была недовольна, тем, что её затмила невестка Элис, что немного испортило ее праздничное настроение.
На снимках выше: Альва Вандербильт в костюме "Венецианской патрицианки эпохи Возрождения" и маскарадный костюм «Электрического света», в котором щеголяла миссис Корнелия Вандербильт II, а также мисс Эдит Фиш, которая была одета как герцогиня Бургундская, с настоящими сапфирами, рубинами и изумрудами, украшавшими переднюю часть платья.
На снимках ниже: мисс Элизабет «Бесси» Ремсен Уэбб в костюме дьяволицы. Мисс Генриетта Стронг в своем платье похожая на живую фарфоровую куклу, а миссис Д. С. Мэллори, которая предстала в роли египетской принцессы.
Бал начался с кадрили с игрушечными лошадками, первой из пяти кадрилей, вначале которой молодые люди из высшего общества в роскошных костюмах спускались по парадной лестнице.
Танцоры следующей — Дрезденской кадрили, были одеты в белые придворные костюмы, напоминающие о временах Фридриха Великого и придававшие им вид живых фарфоровых кукол.
Для кадрили Opera Bouffe костюмы были не менее сложными. The New York Times описала одно из платьев так: «Мисс Элизабет «Бесси» Уэбб появилась в роли мадам Дьяволицы в красном атласном платье с вышитым на нем черным бархатным демоном, и все её платье было отделано демонической бахромой, то есть бахромой, украшенной головами и рогами маленьких демонов».
После того, как закончилась последняя кадриль, бал начался по-настоящему. Десятки Людовиков XVI, король Лир, Жанна д'Арк, венецианские дворянки и сотни других костюмированных фигур танцевали, ели и пили в особняке, наполненном цветами, включая гимнастический зал на третьем этаже, который был превращен в лес с пальмами и украшенный бугенвиллеями и орхидеями. Ужин был подан в 2 часа ночи поварами Delmonico's, работающими с целой армией слуг над различными изысканными блюдами. Танцы продолжались до восхода солнца, бриллианты и другие драгоценности сверкали в меняющемся свете. Фантастический мир, созданный Альвой, под утро закончился, а последние гости в помпезных платьях и напудренных париках отъезжали по Пятой авеню, провожаемые восхищенными взглядами детей, идущих по дороге в школу. На снимке в карнавальных костюмах: м-р Д.Лоуренс, м-с Г.Люкемейер, м-р Х.Хейт, м-р Б.Болдуин.
На этих портретах участников костюмерного бала, сделанных фотографом Хосе Мария Мора, легко заметить непринужденную демонстрацию чрезмерной пышности. Большинство современных источников оценивают стоимость бала в 250000 долларов (6 млн. долл. сегодня), включая такие расходы, как 65000 долларов на шампанское и 11000 долларов на цветы.
Это было демонстративное потребление в лучшем виде, и оно сработало. Газеты по всей стране сообщали самые мельчайшие подробности и превозносили вкус и класс Альвы. По состоянию на 27 марта 1883 года Вандербильты встали на вершине нью-йоркского общества, которое теперь не ограничивалось только 400 людьми. На снимке: неизвестная дама с головой гуся и перьями на голове, мисс Кейт Фиринг Стронг, чей костюм также был замечен. Мисс Стронг, одна из будущих светских львиц, а тогда писатель Генри Джеймс описал её как еще «молодую, но уже не по годам развитую». В высшем свете ее прозвали "Pussy", (переводится как, ну, скажем, … киска). Она и явилась на бал в соответствующем наряде. Белое атласное платье и охватывающее шею колье с прозвищем. Её причёску украшало чучело белой кошки, а платье было украшено то ли семью, то ли семнадцатью (сведения различаются) кошачьими хвостами. Тоже белыми. Конечно, в то время, к животным относились по-другому, и часто шляпки или стены украшали чучелами, но в основном птиц. Продолжая тему животных, крайняя справа, невестка Альвы, миссис Сьюзен Уэбб, которая надела костюм шершня с головным убором, украшенным бриллиантами.
...немного ...не слишком пассивных женщин
🙂