Советская система образования считалась одной из лучших в мире. Когда говорят о 1970-х, в первую очередь отмечают, что это была золотая эра Советского Союза, его вершина, когда внешне все еще было благополучно. Кто-то называет этот период застоем, но, точно можно было сказать, что это поколение молодежи росло защищенным и спокойным — в это десятилетие СССР не участвовал открыто ни в войнах, ни в революциях, в стране не было ни голода, ни резкой смены политического курса. Конечно, битвы были: за урожай, за мир во всем мире и за права трудящихся капиталистических стран. Будущие выпускники знали, что найдут работу или будут учиться, а дальше все пойдет по накатанной - семья, дети, пенсия. Это поколение ждало социалистическое соревнование на предприятиях, перевыполнение плана на стройках коммунизма. Насколько все это подготовило школьников 70-х к переменам, показало время. А оценки, как всегда, поставила жизнь. Это снимки из жизни московской школы № 235 имени летчика-космонавта В.М. Комарова, расположенной по адресу ул. Щепкина, д.68
Образование в 70-х была организовано как стройный, хорошо отлаженный механизм. Все его звенья были взаимосвязаны и согласованы. Существовала чёткая вертикальная система. Сначала средняя общеобразовательная школа, которая подразделялась на три ступени: начальную — 1-3-й классы; неполную среднюю (4-8-е классы); среднюю школу — 9-10-е. Затем шли техникум, ВУЗ, аспирантура, докторантура. Для каждой ступени были выработаны единые программы и требования, одинаковые учебники. При смене школы не было необходимости заново изучать материал или пытаться вникнуть в систему, принятую в новом образовательном учреждении.
В СССР особенно подчеркивали доступность школьного образования, а в 1977 году в Конституции было закреплено право граждан на всеобщее среднее образование и бесплатное образование всех уровней – от начального до высшего. Учебники в школьной библиотеке также выдавались бесплатно и были доступны абсолютно всем. Зато наблюдался дефицит художественной литературы, хотя был культ книги, и она считалась лучшим подарком.
В 1975-1976 учебном году в стране работали 167 тыс. общеобразовательных школ. Подготовка учителей и воспитателей проводилась в 65 университетах, 200 педагогических институтах и 404 училищах. Несмотря на это, школы были переполнены. Бывало по пять параллелей, по 40 человек в каждом классе, учеба во вторую и даже в третью смену.
Недаром это поколение всегда с душевным трепетом и теплом вспоминает свои школьные годы. Стены школы увешаны плакатами про комсомольцев, пионеров и трудовые свершения. Старшеклассники — девятиклассники и десятиклассники — скептически кивают на эти лозунги, бросая друг другу взгляды, которые говорят больше, чем слова. Они знают — скоро они выйдут из этих стен и начнется совсем другая жизнь. Остается только потерпеть до выпускного.
Школьная форма была регламентирована: мальчики в темных костюмах и белых рубашках, девочки в коричневых платьях с белыми воротничками и фартуками. Но строгие формы почти не скрывают того, что жизнь в них кипит. Девочки тайком заворачивают воротники, чтобы он выглядел "по-модному", надевают тоненькие колготки и умудряются прятать под подолом юбки укороченные варианты платья для "внеклассных занятий". Мальчики тоже выдумывают свои хитрости: кто-то отращивает волосы и старается придать прическе "богемный" вид, кто-то носит большие поблескивающие пряжки на ремнях или красуется с часами.
После уроков начинается настоящая свобода. Ребята выходят за школьные ворота, и тут начинается их "настоящая" жизнь. Разбившись на компании, кто-то идет на стадион — кто футбол погонять, кто поболеть за своих на трибунах. Кто-то шел просто гулять или в гости к приятелям или подругам.
Иногда собираются у кого-нибудь дома, чтобы без назойливого контроля взрослых обсудить свои подростковые интересы и дела. Включают магнитофон "Весна" и пускают по кругу аудиокассету с песнями "Битлов" или Deep Purple, а кому-то удалось достать пластинку Led Zeppelin, и теперь это главный "трофей" класса. Некоторые спорят, что лучше: "рок" или "соул", хотя кто-то и разницу-то не чувствует. При этом пьют чай с бутербродами или печеньем.
Громкие обсуждения, жаркие споры — и всегда находится тот, кто может наиграть на гитаре первые аккорды любимых песен. В отсутствии контроля, пока родители на работе, можно почувствовать себя взрослым и самостоятельным. Обсудить с приятелем планы на выходные или даже на будущую жизнь.
На таких квартирных посиделках разбивались на группы или пары по интересам и вели бесконечные споры и обсуждения событий в школе, кто кому нравится или делились своими интересами про книги, музыку или хобби.
Не сказать, что за стенами школ крупных городов среди старшеклассников происходил какой-то особенный разгул. Но многие начинали свое знакомство с табаком и алкоголем именно в этом возрасте, часто на днях рождениях одноклассников, окончании учебного года или после выпускных. Это, конечно, не обязательная часть взросления, но как будто, в те времена, уже к подобному относились достаточно проще. И попробовать пиво, вино или шампанское было в порядке вещей.
"Ну как забыть звончей звонка капель,
И девочку, которой нёс портвейн..."
Курение среди старшеклассников в те времена нормой не было, открыто никто не курил, старались где-то прятаться, за школой, за гаражами и других малолюдных местах. Тех, что курили, ругали в школе, дома, обсуждали на собраниях, грозили лишить комсомольского значка. Даже родителей могли вызвать в школу. За курение в школьном туалете можно было запросто получить "неуд." за поведение за четверть, а то и в выпускном аттестате. И в тоже время это был такой момент взросления у подростков, некоторые считали, если начал курить - значит повзрослел.
А еще вне школьных стен влюблялись, гуляли, целовались, ссорились и снова мирились. Самое важное за стенами учебных заведений кратко и ёмко описано у Иосифа Бродского, «Дебют»:
"Сдав все свои экзамены, она
к себе в субботу пригласила друга,
был вечер, и закупорена туго
была бутылка красного вина".
И, кончено, один из главных интересов для молодежи были школьные танцевальные вечера. Дискотеки были способом познакомиться поближе, отдохнуть, показать себя. Парни и девушки старались одеться как можно экстравагантнее, разучить популярные движения. Для многих поход на танцы был настоящей проверкой коммуникационных способностей. Все это кажется немного таинственным и волнующим: сдвинутые парты в классе, стайки старшеклассников, которые танцуют, а иногда и чуть ли не спорят, как это делать по правилам, и кто в этом деле лучший.
И хотя некоторые из них знают только школьный танец "чарльстон", кто-то уже рискнул "зажечь" твист или буги-вуги. Сама музыкальная программа вечера строилась обычно так — 4-5 быстрых танцевальных треков, потом один медленный, во время которого можно было пригласить понравившуюся во время быстрых танцев девушку или посидеть, отдохнуть и перевести дух, а затем опять быстрые композиции. Практически обязательным был "белый танец", во время которого девушки приглашали парней.
Летом, некоторые старшеклассники поедут на подработки, чтобы заработать на собственные "сокровища". У кого-то летом — стройотряд, у кого-то — работа на заводе. Это возможность попробовать взрослую жизнь, испытать себя, а заодно накопить на вещи, о которых они мечтают.
В строительных отрядах — особая атмосфера: каждый вечер после работы костры, песни под гитару, немного свободы и времени помечтать о будущем, которое тогда кажется таким близким.
Иногда летом организуется школьный туристический поход за город по проложенному маршруту, чтобы учащиеся могли не только получить навыки туристической жизни в палатках, приготовить еду на костре, получить базовые знания ориентировки в лесу, но и проверить свои силы в деле, а также почувствовать плечо товарища и немного закалить характер. Как на этих фотографиях из похода учащихся той же московской школы № 235. В таком возрасте "любые преграды по плечу" и тридцатикилограммовый рюкзак со снаряжением на пару дней, не казался чем-то избыточным.
В сентябре учащиеся снова возвращаются домой, к школе. И опять по вечерам в дальнем кабинете будет гореть свет: это завуч дописывает отчет и проверяет планы на новый учебный год.
Снова начнутся уроки, а пока старшеклассники мечтают о том, как снова встретятся, и где-то в глубине души каждый понимает — скоро эта беззаботная и интересная жизнь останется позади, уступив место совсем другой, взрослой жизни. Впрочем, современные школьники будут думать о своих школьных годах ровно тоже самое.
На фото старое здание московской школы № 235 имени летчика-космонавта В.М. Комарова, расположенное по адресу ул. Щепкина, д.68. Это было сталинское здание еще довоенной постройки, с высокими потолками, стенами выкрашенными синей краской и каменными лестницами с дубовыми перилами и таким же паркетом, которым были выстланы все коридоры.
В 2002 году старое здание, как и все аналогичные школы, в Москве, снесли, согласно постановлению мэра Юрия Лужкова, и не быстро, но построили новое и современное.
...люди как люди
🙂
Умеренная доля анти- гетеро есть, вроде?
🙂
В балансе с желанием понравиться
🙂