dok34.ru
Moderator
"Когда я пошёл в первый класс, мама меня решила отдать также в музыкальную школу (а заодно и на футбол, чтобы было куда энергию девать). Было это в 1977 году.
Почему меня отдали на баян - это понятно. Баян был тогда вообще популярным инструментом. Часто применялся в компаниях. Мой отец умел играть на баяне, был сельским самоучкой. Были и другие в компании наших родителей баянисты.
В это время мы жили в Узбекистане (это важно), в городе Фергана. Отец мой был военный, десантник, а в Фергане была главная военная база Советского Союза в средней азии.
Мы пришли в музыкальную школу. Надо сказать, чтоб школа была большая, новая. Состояла из двух корпусов, в одном из которых был большой концертный зал.
В этой школе мы пришли в кабинет, и там нас встретил дядька в возрасте. Сейчас мне сложно оценить, сколько ему было лет, но, думаю за 40, ближе к 50. И этот дядька был узбек. Такой настоящий узбек. Хромал на одну ногу - возможно у него был протез. Как его звали - не помню.
Начал он с того, что стал нам играть на баяне. И, надо сказать, его игра сильно отличалась от всего того, что я ранее видел вблизи. Как я уже выше писал выше, игру на баяне я видел в компании моих родителей достаточно часто. Но там был обычный аккомпанемент песне. Или наигрыши какие, частушки там.
А тут музыка лилась. То грустная, то весёлая, со всякими вариациями. Мне прямо сильно понравилось.
Играл он достаточно долго. Затем постучал по столу пальцем ритм. Попросил меня повторить. Я сделал. И так несколько раз.
Сказал приходить на занятия.
Я ещё тогда не знал, но мне попался настоящий Учитель.
И вот мне купили баян "Этюд" Тульской фабрики, учебник "Школа игры на баяне", и я стал ходить на занятия 2 раза в неделю после школы.
Да, в те времена я, первоклашка, сам шёл со школы на баян через несколько кварталов с переходами через дорогу. Сам ехал на занятия футболом на автобусе. Это было в порядке вещей. Никто меня не встречал и не сопровождал - да и некогда было, родители работали целый день.
В первый же раз, когда я пришел, я пробыл в музыкальной школе вместо положенных 30 минут (или 45, уже не помню) часа три. Дело в том, что когда я пришел, то в кабинете Учителя были уже другие ученики, человек 5. Причем это были ученики разных возрастов. Ученики по очереди выходили на середину, садились на стул, брали баян, и играли своё домашнее задание. А все остальные ученики слушали, и давали комментарии - что правильно, а что не правильно. Надо было правильно садиться, правильно ставить пальцы, правильно растягивать меха и прочее. Ученики приходили, уходили, но в комнате постоянно было несколько человек. Такие тусовки были постоянной практикой.
Атмосфера была достаточно свободная. Можно было переговариваться. Часто смеялись над чем-то. Бывало, Учитель сам начинал играть то, что играл ученик. При это виртуозно развивая тему вариациям. Иногда он просил сыграть то же самое произведения кого-то из старших учеников. Часто играли дуэты, трио. И так мы тусовались там часами. Нам было не скучно. Нам было интересно.
За полгода мы осваивали по 15 произведений из учебника. Учебник был самый обычный, школа игры на баяне.
Я приходил домой и занимался. Учитель нам советовал методику: берешь десять спичек, кладешь с одной стороны. Играешь один раз - перекладываешь спичку. Играешь ещё раз - ещё одну. Так, пока все не переложишь. Затем отдыхаешь, и снова играешь - перекладываешь спички назад. И я это делал, правда вместо спичек иногда использовал конфеты, вместо перекладывания просто их съедая. Я, первоклассник, второклассник сам по себе по часу-два в день занимался на баяне. Потому как мне было круто прийти и получить одобрение от других учеников. И не хотелось получить порицание.
В своём первом концерте я поучаствовал уже через три месяца после начала обучения. Мог играть я двумя руками тогда только одно произведение - картошку. Но, там где до-до, ре-ре, ми-ми, фа, фа-фа, ми-ми, ре-ре, до. Я это запомнил. Это были выборы. На выборы организовывали выступление всякой самодеятельности. И мы тоже там выступили. Конечно, в первый раз было стрёмно.
Далее, оказалось, что выступления у нас идут постоянно. Мы выступали на всяческих мероприятиях, сборных концертах. Ездили даже в поля, выступать перед сборщиками хлопка. Мы, которые толком играть не умели. Тогда мне это казалось само собой разумеющимся (сейчас я понимаю. что организовывать это всё было наверно не просто). К третьему году обучения я уже совсем перестал сцены бояться.
Кроме выступлений мы постоянно ходили на концерты в нашей музыкальной школе. У нас часто выступали разные артисты, но мы ходили на те концерты, где были баянисты. Там были разные. Сильно запомнился мне дядька, которые разные фуги играл, переключая регистры подбородком. Такой серьёзный. Баян у него был настолько большим и тяжёлым, что он его возил на тележке. Но были и другие, причем это были реальные концертирующие артисты. Причём иногда наш учитель выходил и играл с ними вместе на баяне, это было круто.
Однажды мы пришли как обычно на занятия, и увидели там необычный баян. Из баяна шли провода, и подходили к ящичку с колонкой. Оказалось, что это электрический баян. Это было круто. Наш Учитель играл на нём сам, и дал нам тоже попробовать.
На третьем году обучения мы уже начинали аккомпанировать песням и танцам. Прямо там, в учебном классе, играли и пели песни. При этом учитель приносил нам ноты на современные тогда популярные песни. Та же "Арлекино" Пугачёвой. Мы начинали учиться подбирать музыку без нот.
Как то раз я пришел, а Учитель разговаривал со своей ученицей но постарше. Он её уговаривал не бросать заниматься. баяном ради спорта. Мне тогда было это не очень понятно. У меня замечательно получалось в этом возрасте совмещать баян с секцией футбола, да и ещё с футболом во дворе. Всю остроту проблемы я понял уже позже, когда подрос. Не знаю, какие он там находил слова, но она осталась, и продолжала заниматься.
Таким образом я прозанимался 3 года. Это было отличное время для меня и музыке. Музыка во мне постоянно звучала. Когда я просто ходил - то обязательно что-то напевал. Я получал прямо удовольствия от баяна, и от музыки.
А потом мы переехали. Служба у отца кончилась, и мы переехали в Подмосковье.
Там я тоже пошёл на в музыкальную школу продолжать. Но это было совсем не то. У меня был обычный преподаватель. С которым мы занимались на обычных уроках вдвоём. За пол-года мы разучивали 4 произведения, которые успевали осточертеть. Я никогда не слышал, чтобы преподаватель играл на баяне. Я нигде больше не выступал. Ещё два года в музыкальную школу доходил с большим трудом, ничему новому там не научился, а диплом получать не пошёл - моя мама получила его сама. И на баяне больше не играл.
И вот теперь я знаю, что мне повезло встретить настоящего Учителя в своей жизни. Учителя, который организовывал процесс так, чтобы было весело и интересно. Который пробуждал интерес, и учил необходимым вещам просто и непринужденно. Жалко, что его в моей жизни было мало."
Почему меня отдали на баян - это понятно. Баян был тогда вообще популярным инструментом. Часто применялся в компаниях. Мой отец умел играть на баяне, был сельским самоучкой. Были и другие в компании наших родителей баянисты.
В это время мы жили в Узбекистане (это важно), в городе Фергана. Отец мой был военный, десантник, а в Фергане была главная военная база Советского Союза в средней азии.
Мы пришли в музыкальную школу. Надо сказать, чтоб школа была большая, новая. Состояла из двух корпусов, в одном из которых был большой концертный зал.
В этой школе мы пришли в кабинет, и там нас встретил дядька в возрасте. Сейчас мне сложно оценить, сколько ему было лет, но, думаю за 40, ближе к 50. И этот дядька был узбек. Такой настоящий узбек. Хромал на одну ногу - возможно у него был протез. Как его звали - не помню.
Начал он с того, что стал нам играть на баяне. И, надо сказать, его игра сильно отличалась от всего того, что я ранее видел вблизи. Как я уже выше писал выше, игру на баяне я видел в компании моих родителей достаточно часто. Но там был обычный аккомпанемент песне. Или наигрыши какие, частушки там.
А тут музыка лилась. То грустная, то весёлая, со всякими вариациями. Мне прямо сильно понравилось.
Играл он достаточно долго. Затем постучал по столу пальцем ритм. Попросил меня повторить. Я сделал. И так несколько раз.
Сказал приходить на занятия.
Я ещё тогда не знал, но мне попался настоящий Учитель.
И вот мне купили баян "Этюд" Тульской фабрики, учебник "Школа игры на баяне", и я стал ходить на занятия 2 раза в неделю после школы.
Да, в те времена я, первоклашка, сам шёл со школы на баян через несколько кварталов с переходами через дорогу. Сам ехал на занятия футболом на автобусе. Это было в порядке вещей. Никто меня не встречал и не сопровождал - да и некогда было, родители работали целый день.
В первый же раз, когда я пришел, я пробыл в музыкальной школе вместо положенных 30 минут (или 45, уже не помню) часа три. Дело в том, что когда я пришел, то в кабинете Учителя были уже другие ученики, человек 5. Причем это были ученики разных возрастов. Ученики по очереди выходили на середину, садились на стул, брали баян, и играли своё домашнее задание. А все остальные ученики слушали, и давали комментарии - что правильно, а что не правильно. Надо было правильно садиться, правильно ставить пальцы, правильно растягивать меха и прочее. Ученики приходили, уходили, но в комнате постоянно было несколько человек. Такие тусовки были постоянной практикой.
Атмосфера была достаточно свободная. Можно было переговариваться. Часто смеялись над чем-то. Бывало, Учитель сам начинал играть то, что играл ученик. При это виртуозно развивая тему вариациям. Иногда он просил сыграть то же самое произведения кого-то из старших учеников. Часто играли дуэты, трио. И так мы тусовались там часами. Нам было не скучно. Нам было интересно.
За полгода мы осваивали по 15 произведений из учебника. Учебник был самый обычный, школа игры на баяне.
Я приходил домой и занимался. Учитель нам советовал методику: берешь десять спичек, кладешь с одной стороны. Играешь один раз - перекладываешь спичку. Играешь ещё раз - ещё одну. Так, пока все не переложишь. Затем отдыхаешь, и снова играешь - перекладываешь спички назад. И я это делал, правда вместо спичек иногда использовал конфеты, вместо перекладывания просто их съедая. Я, первоклассник, второклассник сам по себе по часу-два в день занимался на баяне. Потому как мне было круто прийти и получить одобрение от других учеников. И не хотелось получить порицание.
В своём первом концерте я поучаствовал уже через три месяца после начала обучения. Мог играть я двумя руками тогда только одно произведение - картошку. Но, там где до-до, ре-ре, ми-ми, фа, фа-фа, ми-ми, ре-ре, до. Я это запомнил. Это были выборы. На выборы организовывали выступление всякой самодеятельности. И мы тоже там выступили. Конечно, в первый раз было стрёмно.
Далее, оказалось, что выступления у нас идут постоянно. Мы выступали на всяческих мероприятиях, сборных концертах. Ездили даже в поля, выступать перед сборщиками хлопка. Мы, которые толком играть не умели. Тогда мне это казалось само собой разумеющимся (сейчас я понимаю. что организовывать это всё было наверно не просто). К третьему году обучения я уже совсем перестал сцены бояться.
Кроме выступлений мы постоянно ходили на концерты в нашей музыкальной школе. У нас часто выступали разные артисты, но мы ходили на те концерты, где были баянисты. Там были разные. Сильно запомнился мне дядька, которые разные фуги играл, переключая регистры подбородком. Такой серьёзный. Баян у него был настолько большим и тяжёлым, что он его возил на тележке. Но были и другие, причем это были реальные концертирующие артисты. Причём иногда наш учитель выходил и играл с ними вместе на баяне, это было круто.
Однажды мы пришли как обычно на занятия, и увидели там необычный баян. Из баяна шли провода, и подходили к ящичку с колонкой. Оказалось, что это электрический баян. Это было круто. Наш Учитель играл на нём сам, и дал нам тоже попробовать.
На третьем году обучения мы уже начинали аккомпанировать песням и танцам. Прямо там, в учебном классе, играли и пели песни. При этом учитель приносил нам ноты на современные тогда популярные песни. Та же "Арлекино" Пугачёвой. Мы начинали учиться подбирать музыку без нот.
Как то раз я пришел, а Учитель разговаривал со своей ученицей но постарше. Он её уговаривал не бросать заниматься. баяном ради спорта. Мне тогда было это не очень понятно. У меня замечательно получалось в этом возрасте совмещать баян с секцией футбола, да и ещё с футболом во дворе. Всю остроту проблемы я понял уже позже, когда подрос. Не знаю, какие он там находил слова, но она осталась, и продолжала заниматься.
Таким образом я прозанимался 3 года. Это было отличное время для меня и музыке. Музыка во мне постоянно звучала. Когда я просто ходил - то обязательно что-то напевал. Я получал прямо удовольствия от баяна, и от музыки.
А потом мы переехали. Служба у отца кончилась, и мы переехали в Подмосковье.
Там я тоже пошёл на в музыкальную школу продолжать. Но это было совсем не то. У меня был обычный преподаватель. С которым мы занимались на обычных уроках вдвоём. За пол-года мы разучивали 4 произведения, которые успевали осточертеть. Я никогда не слышал, чтобы преподаватель играл на баяне. Я нигде больше не выступал. Ещё два года в музыкальную школу доходил с большим трудом, ничему новому там не научился, а диплом получать не пошёл - моя мама получила его сама. И на баяне больше не играл.
И вот теперь я знаю, что мне повезло встретить настоящего Учителя в своей жизни. Учителя, который организовывал процесс так, чтобы было весело и интересно. Который пробуждал интерес, и учил необходимым вещам просто и непринужденно. Жалко, что его в моей жизни было мало."