dok34.ru
Moderator
Нелли Суюдзоглу-Серайдари, или просто Nelly – ведь именно это имя принесло ей всемирную известность – первая гречанка-фотограф. Причем, не просто первая женщина в Греции, которая решила профессионально посмотреть на мир через объектив фотоаппарата, а первый греческий фотограф ВООБЩЕ, который посмел вспомнить о том, что красота в Древней Греции почиталась исключительно обнаженной, и не только вспомнить, но и запечатлеть ее таковой.
За это Нелли Суюдзоглу попала в разряд «святотатцев», осквернивших греческие святыни! Как это случилось? А случилось это, когда в 1928 году фотограф сделала на Акрополе ряд художественных снимков обнаженной примы-балерины парижской Опера Комик, Моны Паевой.
Сама Нелли признавалась позже, что и не думала фотографировать Мону обнаженной среди колонн Парфенона. Она получила разрешение на съемки от директора Акропольского комплекса, который сам и проводил ее и балерину в домик сторожа, где модель должна была переодеться в заранее запасенные Неллей пеплосы.
«Однако, когда я увидела Мону обнаженной в лучах заходящего солнца, то тут же предложила ей фотографироваться совершенно нагой. Она согласилась, свое согласие дал и директор, на том условии, что фотографии не будут опубликованы. Я пообещала это».
Глядя на фотографии обнаженной модели среди дорических колонн Парфенона, понимаешь, что иначе и невозможно было фотографировать. Что живая плоть человека абсолютно гармонирует с теплым мрамором, что храм Афины-Паллады – абсолютно антропоморфен, и его пропорции повторяют пропорции человеческого тела – в его совершенстве и в его ущербности.
Фотографии утаить оказалось невозможно. В следующем году их опубликовали в французском журнале "Illustration de Paris"... Разгорелся скандал: ну ладно, обнаженная натура – не такая уж большая редкость, но на Акрополе, в святая святых древнейшей европейской цивилизации!
Наверное, фотографу пришлось эмигрировать, если бы ее защиту не взял на себя известнейший афинский журналист Павлос Нирванас, написавший в центральной столичной газете: «Я протестую от имени олимпийских богов, которые, как известно, разгуливали нагими, а мужчины и женщины, им, обнаженным, поклонялись в многочисленных храмах...» Скандал был замят. Но Нелли это не остановило! Следующая съемка в 1929 году с участием русской балерины Елизаветы Никольской, которая была чуточку более одетой...
Фотография балерины Никольской, покрытой прозрачной тканью во избежание всяческих недоразумений, не только была причислена к шедеврам фото той эпохи, но и послужила этическим критерием в самой Греции, показывая, что женское тело может быть не только предметом сексуального вызова, а может идеализировать эротичность и чувственность древнегреческой мифологии. Само собой разумеется, она не собиралась создавать скандал вокруг своего имени, чтобы продать фотографии. Просто её ум не переставали занимать облики древних памятников и возможность вдохнуть в них жизнь при помощи обнаженного женского тела.
...короче, богам понравилось
За это Нелли Суюдзоглу попала в разряд «святотатцев», осквернивших греческие святыни! Как это случилось? А случилось это, когда в 1928 году фотограф сделала на Акрополе ряд художественных снимков обнаженной примы-балерины парижской Опера Комик, Моны Паевой.
Сама Нелли признавалась позже, что и не думала фотографировать Мону обнаженной среди колонн Парфенона. Она получила разрешение на съемки от директора Акропольского комплекса, который сам и проводил ее и балерину в домик сторожа, где модель должна была переодеться в заранее запасенные Неллей пеплосы.
«Однако, когда я увидела Мону обнаженной в лучах заходящего солнца, то тут же предложила ей фотографироваться совершенно нагой. Она согласилась, свое согласие дал и директор, на том условии, что фотографии не будут опубликованы. Я пообещала это».
Глядя на фотографии обнаженной модели среди дорических колонн Парфенона, понимаешь, что иначе и невозможно было фотографировать. Что живая плоть человека абсолютно гармонирует с теплым мрамором, что храм Афины-Паллады – абсолютно антропоморфен, и его пропорции повторяют пропорции человеческого тела – в его совершенстве и в его ущербности.
Фотографии утаить оказалось невозможно. В следующем году их опубликовали в французском журнале "Illustration de Paris"... Разгорелся скандал: ну ладно, обнаженная натура – не такая уж большая редкость, но на Акрополе, в святая святых древнейшей европейской цивилизации!
Наверное, фотографу пришлось эмигрировать, если бы ее защиту не взял на себя известнейший афинский журналист Павлос Нирванас, написавший в центральной столичной газете: «Я протестую от имени олимпийских богов, которые, как известно, разгуливали нагими, а мужчины и женщины, им, обнаженным, поклонялись в многочисленных храмах...» Скандал был замят. Но Нелли это не остановило! Следующая съемка в 1929 году с участием русской балерины Елизаветы Никольской, которая была чуточку более одетой...
Фотография балерины Никольской, покрытой прозрачной тканью во избежание всяческих недоразумений, не только была причислена к шедеврам фото той эпохи, но и послужила этическим критерием в самой Греции, показывая, что женское тело может быть не только предметом сексуального вызова, а может идеализировать эротичность и чувственность древнегреческой мифологии. Само собой разумеется, она не собиралась создавать скандал вокруг своего имени, чтобы продать фотографии. Просто её ум не переставали занимать облики древних памятников и возможность вдохнуть в них жизнь при помощи обнаженного женского тела.
...короче, богам понравилось