"...путь мой пролегал через Владикавказ, столицу Северной Осетии. Поезд прибыл в 5 утра и выйдя из вокзала, я направился к остановке, от которой собирался ехать до автостанции. А уже оттуда прямиком в Тбилиси.
Было очень темно и очень некомфортно - всё таки незнакомый город, Кавказ, здесь я еще ни разу не бывал. В общем было страшновато. Проходя мимо одного из парков, я услышал громко разговаривающих людей, которые на одном из местных языков спорили и что-то очень агрессивно друг другу доказывали. Говорили очень резко, в негативной форме и я, услыхав все это, зашагал быстрее. Хотя какое им было дело до меня. Может быть для Владикавказа и в целом для Кавказа это норма, но для меня не очень привычно.
Пока я добрался до автостанции, видел еще два конфликта - взрослые мужики начали друг с другом толкаться, до драки дело не дошло, но происходившее меня удивляло. За 4 часа я успел увидеть 3 конфликта. Наконец-то я доехал до автовокзала, было часов 6 утра и тут начинается самая позитивная часть моего 4-х часового пребывания в Северной Осетии. Очень захотелось покушать и я зашел в магазинчик находящийся прямо на территории вокзала. Спросил у продавщицы, есть ли какие-нибудь пирожки или что-то похожее, на это она мне ответила, что лучше бы я пошел в кафе, которое находилось в торцевой части станции. Я послушав ее так и сделал, но дойдя до кафе увидел, что ни вывески нет, и дверь закрыта. Вернулся в магазин, сказал об этом продавщице, она снова отправила меня в это кафе, сказав, что нужно постучаться и меня покормят. Ну ладно, так и сделаю, и вот на мой стук открывается дверь, стоит взрослая женщина в платке и на мой вопрос есть ли что-нибудь поесть, она пригласила меня внутрь. Из вчерашних блюд остался суп харчо и котлеты. То что надо! За небольшую оплату я очень хорошо поел и Осетия стала казаться уже более дружелюбной.
На вокзале было не очень много людей, но запомнились мне девушки. Они были какими-то нереальными, в том смысле очень красивыми, голова просто отключалась и хотелось смотреть на них не отрываясь. Из роликов и семинаров Меняйлова чисто теоретически знаю, что такая реакция была вызвана на самом деле не только красотой девушки, а контрастом наших культур. Ведь я понятия не имею, как живут осетины, какие обычаи, уклады и ценности складывают их жизнь. И именно от этого непонимания все происходящее становится более ярким.
И вот недавно вспоминая все это, я решил почитать об осетинах более подробнее и попытаться вникнуть, что формирует этот народ, какие обычаи и культурные особенности их отличают от остальных национальностей.
Читая различные статьи и главы из книг наткнулся на много интересных особенностей, которые вызвали интерес и любопытство.
В целом в поведении осетин выделяется их крайняя сдержанность. Везде и во всем они контролируют свои чувства и эмоции не давая им волю.
К примеру, проявлять любовь у осетин не принято. Причем не только на людях, но и между двумя людьми. Это считается проявлением слабости. Не принято проявлять любовь не только к возлюбленным, но даже к собственным детям.
Осетин за общим столом не чувствует себя свободно, так как он скован массой условностей, несоблюдение или нарушение которых осуждалось общественным мнением. За столом осетин занимал подобающее ему по возрасту место и строго соблюдал освященный веками застольный этикет.
Сидели долго, но ели мало, потому что, по понятиям осетин, много есть - стыдно, а проявить обжорство - позор.
Проявить чувство голода, по его понятиям, было стыдно. И стоило немало усилий, чтобы осетина, даже когда он заведомо голоден, уговорить сесть за стол. А когда он садился, ел мало, причем сам процесс еды и хозяин и гость старались завуалировать приятным разговором.
По утверждению многих европейских ученых, западные аланы оказали существенное влияние на становление средневековых рыцарских традиций в Европе, в Осетии эти традиции сохранялись на протяжении многих веков, являясь частью их кодекса поведения. В какой-то степени они присущи и сегодняшним осетинам.
Отношение к женщинам у осетин также похоже на рыцарское. Женщина, как хранительница очага, пользовалась большим уважением и почетом. С этим уважением связано много старых осетинских традиций. Красива и благородна, например, древняя традиция немедленно прекращать поединок если женщина бросает свой платок между дерущимися.
Интересен и неоднозначен обычай «уайсадын» - когда невеста не имела право разговаривать в присутствии старших членов семьи: свекра, свекрови и братьев мужа. Этот обычай держал невесту на достаточном расстоянии от старших и не давал ей перейти грань дозволенности и приличия. Этот обычай сохранился до наших дней. Но сегодняшние старшие не хотят казаться чересчур архаичными, и вскоре после свадьбы спешат официально отменить все эти правила.
Многие слышали о таком явлении на Кавказе, как кровная месть. Не обошла стороной эта часть жизни и осетин. Вражда между родами могла длиться много лет, в процессе которой многие фамилии теряли очень много людей в этих конфликтах. Вражда затягивалась оттого, что виновник совершивший убийство мог скрыться в горах на долгое время, и вместо его поиска, родственники потерпевшей стороны убивали другого члена семьи, в ответ снова следовало мщение и так до тех пор, пока стороны не обратятся к старейшинам, которые в свою очередь организуют встречу, на которой соблюдая древние ритуалы обе семьи придут к примирению.
Бывали и такие случаи, когда потерпевшая сторона могла попросить в жену своему родственнику девушку из рода виновных без колыма.
Любопытство вызвал нартский эпос осетин. В целом герои всех этих историй встречаются у многих народов Кавказа, лишь имена немного отличаются по произношению и сами истории о богатырях-нартах в целом одни и те же с небольшими различиями. Я очень удивился, когда увидел в списке героев нартского эпоса женщину, которую зовут Шатана. Запомнилась история ее рождения и история ее выхода замуж"
...не всё тут истина...но запреты- регламенты - немалая часть жизни...