Футуризм (futurum «будущее») — течение авангардного искусства 1910-х — начала 1920-х годов, прежде всего в поэзии и живописи зародилось в Италии. Футуристы «с презрением отвергали прошлое, традиционную культуру во всех её проявлениях и воспевали будущее — наступающую эпоху индустриализма, техники, высоких скоростей и темпов жизни». В России футуризм, в отличие от Италии, не был единым направлением. Внутри него сложилось два основных противоборствующих течения: эгофутуризм и кубофутуризм.
В декабре 1913 года эгофутуристы решили отправиться в турне по городам России. В поездке должны были принимать участие: Вадим Баян, Игорь Северянин и Иван Игнатьев. Но выступление последнего не состоялось, так как незадолго до начала гастролей Игнатьев совершил самоубийство.
В это же время произошло знакомство Игоря Северянина и юного кубофутуриста Владимира Маяковского. Северянин уже имел за плечами опыт выступлений на многочисленных концертах, а 20-летний Маяковский только начинал набирать популярность. Молодой поэт так сильно покорил Северянина талантом и харизмой, что тот решил включить кубофутуриста в гастрольную труппу. Маяковский согласился и уже впоследствии привёл в турне товарищей по литературно-художественному объединению «Гилея»: сначала Давида Бурлюка, а затем Василия Каменского. Ведь несмотря на идеологические противоречия двух течений и взаимные выпады футуристов в сторону друг друга, глобальная цель у поэтов всё же была одна — революция в искусстве и быте.
Футуристические выступления назывались то «поэзоконцертами», то «стихобойней», а тур по маршруту «Симферополь — Севастополь — Керчь» носил помпезное имя «Первой олимпиады российского футуризма». Во время выступлений поэты декламировали свои стихи, читали доклады и манифесты. Эти концерты почти никогда не обходились без скандалов с участием зрителей. Заезжие гастролёры с призывами: «бросить с парохода Современности» старый мир и создать новый, революционный, часто вызывали у публики недоумение и гнев. Но меж тем концерты пользовались бешеной популярностью. «Шарлатанство» и «жёлтый дом» — так именовали футуризм в Симферополе, первом городе, куда должны были прибыть поэты. Местные противники нового искусства позаботились об идеологической агитации простого населения: в преддверии поэзоконцертов была проведена целая кампания по развенчанию футуристов, устраивались обличительные диспуты и доклады. В общем, благодаря усилиям власти, прессы и отдельных деятелей искусства, публика готовилась к посещению футуристического концерта как к визиту
в психбольницу. Афиша выступления футуристов в Казани 20 февраля 1914 года.
На самих выступлениях зрители вели себя более чем развязно: позволяли себе с места перебивать выступающих, пытаться их перекричать. Особенно бурное негодование вызывали высказывания, апеллирующие к тезису из манифеста «Пощёчина общественному вкусу»: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочих с парохода Современности». Публика не понимала аллегоричности, метафоричности этого высказывания и стремилась освистать нахальных поэтов.
В некоторых городах футуристам всё-таки удавалось завоевать расположение публики харизмой и обаянием. Например, в отчёте о выступлении в газете «Тифлисский листок» указано, что аудитория и добродушно смеялась, и обильно аплодировала поэтам. А «Саратовский вестник» в своём отчёте хвалит Маяковского за «красиво построенную, ясную и содержательную» речь.
Но чаще городская власть относилась к революционным поэтам с опаской, несмотря на то, что своих взглядов они на поэзоконцертах прямо не высказывали. Еще одним фактором, способствовавшим беспокойству губернаторов, был ажиотаж среди передовой молодёжи. Юные неискушённые зрители провинции осаждали гостиницы, где останавливались футуристы, караулили их, приносили книги на подпись. Вообще, футуристы в своём турне не могли жаловаться на недостаток внимания: где бы они ни появлялись, везде их окружали сначала заинтересованные молодые люди, потом по инерции — зеваки, тем самым собирая толпу и привлекая внимание полиции. Например, в городе Николаеве молодые люди потребовали от поэтов выйти с ними на прогулку. Вышедших к своим почитателям футуристов тут же окружило плотное кольцо людей. Они пошли гулять в этом странном оцеплении юношей и девушек, декламировавших
поэтам их же стихи. Позади шествовал наряд полиции: дабы пресечь разгул возбужденной молодежи. Слева направо: историк литературы Борис Городецкий и поэты Василий Каменский, Владимир Маяковский и Давид Бурлюк на улице в Тифлисе. 1914 год.
Личным оберегом от цензуры для гастролирующих был тридцатилетний кубофутурист Василий Каменский — профессиональный лётчик. На афишах он печатался как «пилот-авиатор императорского всероссийского аэроклуба». Эту уловку футуристы придумали, чтобы расположить к себе губернаторов, к которым Каменскому приходилось ходить за разрешением на проведение концертов: «Показывал «его превосходительству» диплом авиатора, где было сказано, чтобы власти оказывали мне всяческое содействие. Потом показывал афишу с выделенным заглавием «Аэропланы и поэзия».
Губернатор недоумевал: — Но причём-же тут футуризм? Что это такое? Зачем?
Я объяснял, что футуризм главным образом воспевает достижения авиации.
Губернатор спрашивал: — А Бурлюк и Маяковский тоже авиаторы?
Отвечал: — Почти…»
Диплом авиатора не раз выручал Каменского во время выступлений. Так, на поэзоконцерте в Одессе из первого ряда партера встал генерал и произнёс пламенную речь в защиту чести истинных лётчиков: «Весь мир преклоняется перед героями воздуха. А тут какой-то футурист Каменский декламирует возмутительные стихи об авиаторах. Да если бы этого футуриста, хоть раз посадить на аэроплан, он не смел бы писать подобные неприличные стихи и связывать авиацию с футуризмом. Это непозволительно!»
Василий Каменский триумфально вышел из этой ситуации: поэт пригласил генерала на сцену и продемонстрировал ему свой диплом с фотографическим портретом, сорвав большую овацию в зале. Поэт-авиатор Василий Каменский. 1914 год.
Владимиру Маяковскому, обладателю раскатистого задушевного баса, вселяющего доверие даже самым неприступным и предвзятым, тоже приходилось выручать футуристический альянс в конфликтах с властями. В Симферополе полицмейстер отказался подписывать афиши и потребовал предоставить все речи в письменном виде. Сделать это было невозможно. И даже не из-за принципиальности поэтов, а попросту из-за того, что половины материала для выступления на тот момент ещё не было. Тогда футуристы пошли в полицейское управление во главе с Маяковским
Поэт со всем своим врождённым красноречием и даром оратора обрушился на полицмейстера с горячими уверениями в благопристойности футуризма и огромной культурной значимости нового искусства. Недоверие полицмейстера испарилось, он поддался обаянию и охотно подписал афишу. Иногда во власти находились истинные поклонники нового творчества. Например, в Самаре глава городской управы положительно оценил роль футуризма в культурном контексте ХХ века.
Кубофутуристы Маяковский, Каменский, Бурлюк — любили самовыражаться через красочные и вызывающие наряды, а также рисунки на лице. Считая, что путём раскрашивания лиц привносят в жизнь живопись. Однако в самом начале своего турне они пообещали Северянину, принадлежащему к течению эгофутуристов, «лица не раскрашивать», дабы не смущать своим внешним видом чувствительную натуру поэта. После разрыва «эго» и «кубо» группировок выступающие вновь вернулись к традиции разрисованных лиц. Слева направо: Андрей Шемшурин, Давид Бурлюк и Владимир Маяковский. 1914 год.
Когда гастролёры взяли свои первые авансы и у них наконец завелись деньги, то обескураживающие наряды стали не только вызывающими, но ещё и дорогими. Всем известна знаменитая жёлтая кофта Владимира Маяковского, в которую он любил наряжаться на публичные выступления. Давид Бурлюк тоже был не чужд красочным нарядам: по приезде его в Симферополь футуристы тут же отправились к портному, чтобы заказать для новоприбывшего друга жилетку из «цветистого бархата». Газетные рецензии, выходившие в городах, где выступали футуристы, не забывали высмеять внешний вид поэтов, которые выходили к публике исключительно дерзко. Например, Маяковский брал с собой на сцену хлыст, которым уверенно и весело стегал чувства любителей чистого искусства. Одна из самых жёстких характеристик внешности футуристов принадлежит изданию «Киевская мысль»: «У футуристов лица самых обыкновенных вырожденцев… И костюмы футуристов, — все эти красные пиджаки, — украдены у фокусников… И клейма на лицах заимствованы у типов уголовных». Владимир Маяковский в бархатном жилете и Давид Бурлюк. 1914 год.
Ни в чём себя не ограничивать и никому не позволять себя ограничивать — так можно описать позицию футуристов в отношении личных трат во время турне
Финансистом поэзоконцертов был Вадим Баян — 34-летний богатый купец, эгофутурист. Он и спонсировал серию выступлений, и он же нашёл в своём кругу обеспеченных людей, которые дали денег на проведение турне. По приезде в Симферополь вся футуристическая компания на первое время поселилась в доме Вадима Баяна. Затем футуристы переехали в гостиницу «Европейскую». В гостинице будущие певцы пролетарской революции зажили по-царски. Северянин вспоминал, как с утра потребовал в номер для завтрака самовар, булочки и масло, а Маяковский его тут же осадил: «Чего ты стесняешься? Требуй коньяк, икру и проч. Помни, что это не мы разоряем Сидорова (настоящая фамилия Баяна), а он нас: мы ему даём своими именами значительно больше, чем он нам своими купецкими деньгами».
Когда однажды Баян всё-таки осмелился робко указать поэтам на крупную сумму в счёте, Маяковский устроил скандал: «Всякий труд должен быть, милейший, оплачен, а разве не труд — тянуть за уши в литературу людей бездарных? Вы же, голубчик, скажем открыто, талантом не сияете. И кроме того — мы разрешали Вам выступать совместно с нами, а это чего-нибудь да стоит, у нас с Вами не дружба, а сделка. Вы наняли нас Вас выдвинуть, мы выполняем заказ. Предельной платы Вы нам не назначили, ограничившись расплывчатым: «Дорожные расходы, содержанье в отеле, развлеченья и прочее». Так вот и потрудитесь оплачивать счета в отеле и вечерами в шантане, какие мы найдём нужным сделать. Мы принимаем в себя только потребное нам, впрок запасов не делаем. Вообще выдвижение бездарности уже некий компромисс с совестью. Но мы Вас, заметьте, не рекламируем, не рекомендуем — мы даём Вам лишь место около себя на эстраде. И это место мы ценим чрезвычайно дорого. И поэтому одно из двух: или Вы, осознав, отбросьте Вашу мелкобуржуазную жадность, или убирайтесь ко всем чертям!»
Вадим Баян в воспоминаниях замечает, что ему действительно не хватало твёрдости характера отказать такому гению как Маяковский в безмерном расходовании бюджета: кубофутурист явно ценил своё дарование выше любой суммы. Вадим Баян. 1914 год.
Редко двум творческим гениям удаётся ужиться в пределах одного объединения: рано или поздно напарник превращается в соперника по славе
Так случилось и во время турне: вожди двух футуристических группировок — Владимир Маяковский и Игорь Северянин — разругались. Ссора выросла из множества факторов. Обаяние, непринуждённость во взаимодействии с залом, сильный темперамент, талант Маяковского — всё это начало раздражать Северянина, задевало его и бесило.
Маяковскому же нравилось доводить своего товарища по футуризму, сочиняя пародии на его стихи. Как только Северянин начинал читать свои произведения, Маяковский тут же импровизировал из них какой-нибудь обидный каламбур, задевая тонкую натуру эгофутуриста.
Сам же Северянин, освещая разрыв с кубо-группировкой, стремился выставить своих товарищей по турне глупыми и зазнавшимися артистами, с которыми никакой уважающий себя человек иметь дела не будет: «Маяковский и Бурлюк обещали мне выступать всюду в обыкновенном костюме и Бурлюк — лица не раскрашивать. Однако в Керчи не выдержали. Маяковский облачился в яркую оранжевую кофту, а Бурлюк в вишнёвый фрак при зелёной бархатной жилетке. Это явилось для меня полной неожиданностью. Я с трудом выступил, и сразу же после этого вечера укатил в Питер». Игорь Северянин. 1914 год.
Именно во время футуристического турне Маяковский начинает создавать своё лучшее дореволюционное произведение:
«Вы думаете, это бредит малярия?
Это было,
было в Одессе.
«Приду в четыре», — сказала Мария.
Восемь.
Девять.
Десять».
Мария Денисова — эта девушка, про которую Маяковский написал в своей поэме «Облако в штанах». Познакомились они действительно в Одессе, во время турне, где любовь застала Маяковского врасплох. Кубофутуристическое трио — Бурлюк, Каменский, Маяковский — гуляло по улицам южного города. Вдруг Каменский заметил необыкновенной красоты девушку и сказал Маяковскому: «Володечка, взгляни сюда…» Маяковский обернулся, устремил взгляд на девушку, и тут же в нём что-то всколыхнулось. Он оставил своих друзей и немедленно скрылся в толпе. Через несколько дней после знакомства Маяковский со всей своей запальчивостью решительно объявил товарищам, что он никуда дальше не поедет и вообще останется в Одессе. Товарищи-поэты негодовали: им надо ехать дальше, в Кишинёв, там афиши расклеены, билеты раскуплены, а тут гвоздь футуристической программы влюбился в девушку, которую знает пару дней, и решительно отказывается уезжать. Маяковский назначил Денисовой объяснение на последний день пребывания в Одессе. Однако, как мы помним из поэмы:
«Вошла ты,
резкая, как «нате!»,
муча перчатки замш,
сказала:
«Знаете —
я выхожу замуж».
На момент знакомства с Маяковским Мария была 19-летней начинающей художницей, а впоследствии стала талантливым скульптором. Но увы, обещана другому — дала согласие на предложение руки и сердца инженеру Василию Строеву. Она не решилась бросить своего жениха и выйти замуж за поэта-футуриста, которого знала всего пару дней — слишком многое надо было поставить на карту. Двухдневный роман не принёс Маяковскому счастья, но зато подарил поклонникам поэта замечательные стихи. Уже на следующий день в поезде хмурый Владимир Маяковский, долгое время ни с кем не разговаривавший, произнёс: «Это было. Было в Одессе».
Турне дало футуристам всё — славу, деньги, любовь, а главное — опыт. Поэты увидели жизнь разных людей, которых в скором времени захватят трагические события ХХ века. Это был последний беззаботный год для футуристов. Ведь потом с началом войны и революции им предстояло уже на деле, а не на словах строить ту жизнь, которую они проповедовали в своём творчестве. На фото Мария Денисова.
Кроме всего прочего футуристы, стремясь отразить современный им мир, его скорость и уклад старались создать и новый язык
Например, эгофутуристы, такие как Велимир (Виктор) Хлебников и Алексей Крученых создавали новые слова в которых предпочитали форму содержанию. Большинство слов не прижилось, вот некоторые из творчества Хлебникова: отрицанцы, брюховеры, гнилолюбы, тухлоумцы, весничие, зерцог, облакини, лебедиво. Но были и слова, которыми мы сегодня пользуемся, — «изнемождённый». Также считается, что именно Хлебников придумал слово «лётчик». Впервые он его использовал в стихотворении «Тризна»: «Полк стоит, глаза потупив. Тень от лётчиков в пыли». Прежде людей этой профессии называли «авиаторами» или «пилотами».
Игорь Северянин ввел в обиход слово «бездарь». Из его сборника «Громокипящий кубок»:
Вокруг — талантливые трусы
И обнаглевшая бездарь...
Но больше всех в создании новых слов отметился Маяковский. Соединяя существительные или глаголы с приставками. Например, «бесптичье», «изласкать». Или превращал существительные в глаголы, добавляя к ним суффиксы и приставки. Глагол «озакатить» — «окрасить в цвет заката», «омолнить» — «ускорить», «разбандитить» — «разворовать». Применял схему «числительное + существительное». «Стодомный», «сторотый», «стоугольный». Основной корень — «дом», «рот», «угол» — в них соединялся с числительным, которое усиливало его значение.
Еще прием — сложить два корня. Так возникли прилагательные «солнцелицый», «быкомордый», «чиновноустный», «голоштанный». Большинство неологизмов, которые предложил поэт, не прожили долго и остались лишь в литературном языке. Но одно выражение Владимира Маяковского перешло в повседневную речь и даже перестало опознаваться как авторское. Впервые оно появился в 1925 году в «Сказке о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий»:
Ясно
даже и ежу —
этот Петя
был буржуй.
Почему Маяковский выбрал именно ежика как существо, которое может понять простейшие вещи, исследователи не установили. Возможно из-за рифмы. Выражение ушло в народ и сейчас некоторыми определяется как народное выражение: «Это и ежику понятно». Молодые футуристы: Маяковский, Хлебников, Крученых. 1914 год.
...в тему..нового под Луной
🙂
..и вообще интересно, я не всё знал из этого!