дикие люди, нашедшие хитрое решение
Общество племени канела в восточной Амазонии (в Бразилии) на протяжении как минимум нескольких последних поколений является матрилокальным и матрилинейным, то есть мужчина при заключении брака уходит жить в дом жены, а счет родства ведется по материнской линии. Распространена среди них и полиандрия, которая часто встречается среди приматов, оправданная и легализованная в идеологии и подкрепляемая ритуалами.
Исследователь Уильям Крокер составил поразительную картину взаимоотношений индейцев канела. В половые отношения мальчики и девочки вступают настолько рано, насколько это возможно. Мальчиков обучают этой сфере жизни опытные девушки в возрасте до двадцати лет, а в более ранние времена по велению «дедушек» мальчики в течение нескольких лет вступали в половые отношения только с женщинами сорока-пятидесяти лет. Когда же молодой мужчина лишает девушку девственности, у него есть выбор, остаться ли ее мужем, или избежать установления серьезных отношений. При выборе второго варианта род этого мужчины должен выплатить значительный штраф. Родственники мужчины обычно прилагают все усилия (как правило, в форме наставлений), чтобы сохранить молодую пару, не дать ей разойтись. Семья девушки «покупает» молодого мужа, церемониально даря большой мясной пирог семье мужчины. Сегодня чаще происходит обмен мясными пирогами между семьями молодых мужа и жены.
Крокер отмечает, что разделение мальчиков и девочек происходит в возрасте шести-семи лет. Девочки в раннем подростковом возрасте (в отрочестве) вступают в половые отношения на праздниках с членами племени. Они осознают при этом, что таким образом они играют определенную роль в жизни сообщества – позволяют неженатым мужчинам быть сексуально удовлетворенными. В возрасте одиннадцати-тринадцати лет гениталии девочек формально осматриваются воспитывающей их тетей, чтобы проверить, утратили ли они уже девственность. Если да, от нее требовали назвать имя мужчины, вступавшего с ней в любовную связь. После этого девочек уже не наблюдают. Как только девочка становится женщиной-спутницей мужчины, она начинает придерживаться постпубертатных ограничений в еде и сексе. В возрасте от тринадцати до шестнадцати лет молодая девушка дарит еду, что добывает ее мужчина, своей свекрови в обмен на секс с ее сыном. Период с тринадцати до восемнадцати лет считается временем для поиска любовных связей и обретения новых социальных обязательств. Средний возраст первого вступления в половую жизнь – пятнадцать лет. Раньше девочек обещали замуж в возрасте четырех или пяти лет мужчинам, которые были старше на двенадцать-пятнадцать лет. Сегодня же все начинается с ухаживаний, и брак считается заключенным в момент дефлорации. Почти всегда девочки вступают в половые отношения до того, как у них начинается первая менструация, и такой опыт подкрепляет убежденность индейцев канела в том, что любовная близость и вызывает месячные. В идеале девушка отдается первый раз любви с молодым мужчиной, еще не имеющим детей, возраст которого около двадцати лет.
Семьи зачастую организуют свидания и помолвки для детей. Такая практика характерна для современного состояния общества, и при этом она очень древняя. Однако, все же сегодня преобладает выбор, основанный на личных симпатиях участников. Но помолвка во время пубертатного периода может быть нарушена, если семья мальчика заплатит небольшой выкуп за его освобождение. На традиционной свадебной церемонии невеста и жених лежат вдвоем на подстилке, подложив руки друг другу под голову и обхватив партнера ногами. Брат матери каждого из них подходит к новобрачным и читает молодым наставление о том, чтобы они жили вместе как минимум до тех пор, пока не вырастет их последний ребенок и настоятельно не рекомендует ревновать к любовникам супруга или супруги.
До рождения первого ребенка молодые пары не живут в одном доме, под одной крышей. Несмотря на то, что они заключили брак, в обществе канела предполагается, что молодые крайне редко вступают в половые отношения с представителями их собственного поколения (в том числе со своими супругами). Таким образом, молодой муж лишь изредка совершает любовный акт со своей собственной женой. Происходит это, как правило, только ночью и только на постели-площадке, поднятой высоко к стропилам в доме женщины специально для этой цели. Вниз муж спускается после этого до начала раннего утреннего танца. Как бы то ни было, такие отношения канела и называют браком.
В этот ранний период брака до появления детей, до того, как девушка отдаст свекрови целого оленя, до того как раскрасит свое тело красной краской и наденет церемониальный пояс, публичное выражение ее внебрачных связей запрещено. После церемонии раскрашивания и после более полного принятия ее семьей мужа, она начинает рассматриваться, как подруга-спутница групп мужчин для группового секса. Муж ее при этом не должен ревновать, хотя он, как правило, относится к происходящему крайне неодобрительно в эти дни, так же, как, вероятно, и в первобытные времена. После покраски церемониального пояса женщины и до рождения ребенка она считается свободной и даже обязанной удовлетворять в сексуальном плане как можно больше мужчин. Если она не делает этого, группа мужчин может подкараулить ее с целью научить быть щедрой.
У женщин может быть богатая и веселая сексуальная жизнь после церемонии покраски пояса и до рождения в семье ребенка, но после этого они вовлекаются в повседневную женскую бытовую жизнь. Что довольно необычно для представителей семейства гоминид (то есть, в том числе, для людей) у матерей индейцев канела после ритуального совокупления с двадцатью или более мужчин на церемониях образуется целый строй кандидатов на отцовство. Не удивительно при таких обстоятельствах, что, как только женщина понимает, что беременна, она старается соблазнить и привлечь к себе лучших охотников и рыболовов.
Между утратой девственности и покраской ремня и от церемонии с поясом до зачатия девушка может оказаться «замужней» более одного раза. После зачатия и рождения ребенка (и при выживании его) развод практически невозможен. Зато распространены долгие разрывы, некоторые могут тянуться целый год. Это удивительно, при том, что в матрилокальных племенах разводы, как правильно, очень частотны.
Среди индейцев канела принято сочетаться браком тем, кто не состоит в родстве друг с другом, когда генеалогические связи утеряны – забыты или ослаблены социальной или пространственной дистанцией. Иногда они совершают инцест с родственниками, двоюродными или троюродными кросс-кузенами. Если первый половой акт совершается с кросс-кузеном и с ним же заключается брак, то это считается позорным и укорачивающим жизнь. Считается, что сексуальные связи единоутробных брата и сестры приводят к сумасшествию и даже смерти.
Жестких или предпочтительных правил заключения брака и создания альянсов в обществе индейцев канела нет. Сорорат, или женитьба на сестре жены (в том числе, одновременно на нескольких женщинах), практикуется лишь от случая к случаю, окказионально. Однако такой вид заключения брака приветствуется, в отличие от левирата, или брачного обычая, при котором вдова вступает в брак с ближайшими родственниками умершего мужа, чаще всего с братьями. Кроме того, в обществе канела братья не заключают браки в пределах одной матрилокальной семьи.
Однако разногласия в социокультурной системе индейцев канела чаще всего происходят, как бы то ни было, между мужем и женой. Расколы внутри племени хоть и редки, но все же иногда случаются. Политическое соперничество между лидерами возрастных групп относительно мягкое и подавляется высокой степенью сплоченности социальной структуры и акцентом на благородство, великодушие. Отсутствие соревновательности и открытое взаимодействие вместо проявления враждебности – наиболее важные черты социума индейцев канела. По крайней мере, восемьдесят процентов всех случаев, что выдвигаются на рассмотрение на собраниях племени, вовлекают в себя супружеские споры.
Выживание детей женщины является более важным, превалирует над монопольным сексуальным доступом мужчины к своей жене. Традиционно женатые пары с детьми, составляющие большую часть всего взрослого населения, редко расходятся из-за супружеских измен. Муж может напасть на того мужчину, что вступал в любовную связь с его женой в их постели, и предъявить ему свои требования, однако, даже такой невежливый, дерзкий поступок (особенно со стороны жены) не будет поводом для драки и развода. Зато это будет достаточной причиной для выкупа между двумя семьями, чтобы смягчить позор мужа.
Индейцы канела все же могут развестись и вступить в брак снова, если при них нет маленьких детей. Есть огромное число бездетный семей, что не разрушают брачные узы на протяжении всей жизни. Лишь очень не многие разводятся по причине бесплодия. Многие пары проявляют огромную любовь и привязанность друг к другу. После нескольких лет половых отношений, по представлениям индейцев канела, кровь супругов смешивается.
Только уход мужчины облагается штрафами. Если же женщина совершенно не хочет мужчину, он должен уйти, даже если они состояли уже какое-то время в браке и у женщины есть ребенок от этого мужчины. Между тем, как на мужчину могут надавить его родные, члены его возрастной группы, совет старших (а также ему просто напросто неприятна мысль об унизительных штрафах), жену невозможно заставить изменить свое мнение подобными способами давления, если она отстаивает свою позицию. Мужей же можно контролировать, разубеждать и сдерживать. Женщины, в отличие от них, - непоколебимые твердые кирпичики общества. Мужчины имеют малое влияние на жизнь в своем семейном доме и на воспитание детей. Наставниками детей являются братья жены и матери.
Матрилокальное местожительство и доминирование женского рода накрепко привязывает женщин к месту. Случались в прежние времена и визиты со стороны представителей (мужчин и женщин) патрилинейных семей с целью давления и попытками подчинения. Страх сплетен, а ранее и опасность заболеваний и смерти из-за колдовства, мотивирует женщин держаться сообща и быть благородными. В отличие от мужчин, женщины находят безопасность для себя в постоянстве и сохранении из поколения в поколение социальных и церемониальных позиций. Женщины канела чувствуют себя настолько уверенными, что могут позволить себе быть раздражительными, изменчивыми и требовательными, в то время как их мужья должны спокойно принимать такое отношение.
Среди индейцев канела принято считать, что в браке женщины больше страдают - от боли при потере девственности и при рождении детей, от тяжелой работы по перетаскиванию дров и воды, из-за отсутствия мобильности во время кормления и воспитания детей и из-за ведения домашнего хозяйства для мужа. А потому, чтобы восстановить равновесие, мужья должны тяжело работать и делать небольшие подарки, выплаты семье жены. В настоящее время баланс меняется, так как муж, зять, становится более свободным, избавляясь от архаичного социального давления, которое вынуждало его оставаться рядом с семьей жены ради детей. Сейчас же его ценность повышается из-за его способности вносить экономический вклад, особенно, если он обучен грамоте и имеет дополнительную работу или несколько.
Старики утверждают, что их предки были свирепыми. Это не означает, что мужчины все время сражались друг с другом. Но в обществе существовала иерархия, основанная на комбинации племенной авторитетной силы и способности драться. Между мужчинами происходила непрестанная демонстрация силы, однако до реальных проявлений враждебности дело заходило редко, так как внутренняя гармония считалась наивысшей ценностью. Бытовали раньше и рассказы о том, как яростные мужчины просто отталкивали менее сильных во время полового акта и занимали место последних рядом с женщиной. Дальнейшие проявления враждебности останавливались мужчинами, находившимися рядом. Ненависть, обиды и месть настойчиво порицались обществом и вскоре терялись в повседневной жизни возрастной группы.