Питер Брейгель Старший. Игры детей. Фрагмент: Оседлание забора. 1560
"Что такое взрослость?
Обращаясь к истории вопроса, нельзя не отметить, что в прошлые времена сам окружающий человека мир подталкивал его к взрослению. Реальность бытия была столь сурова, что в нем не оставалось места для бегства в мир иллюзий или безответственных, не учитывающих последствия, поступков и даже слов. Неудивительно поэтому, что предающихся мечтам и фантазиям личностей мы встречали чаще всего в аристократической среде, где инфантил худо-бедно (да и то не всегда) находился в безопасности в силу своего статуса и имущественного положения. Тогда как предающийся целыми днями бегству в грезы мещанин или крестьянин очень быстро бы плохо кончил.
Можно сказать, раньше человек понимал, что ему нужно взрослеть, т. е. становиться самостоятельным и ответственным, чтобы просто выжить в этом мире. А в наше время связь выживания с необходимостью взрослеть подвергается ревизии.
В XX веке этот феномен получил название «социальный инфантилизм» — состояние, которое характеризуется нарушением механизма социализации и неприятием молодыми людьми новых обязанностей и обязательств. Как пишут в своей работе
«Инфантилизм: теоретический конструкт и операционализация» Е. Сабельникова и Н. Хмелева: «Инфантильная личность стремится уйти от необходимости адекватно оценивать объективную социальную реальность»*. То есть зрелость ассоциируется с принятием главных социальных ролей: работника, супруга, родителя. Но большинство людей откладывают эти роли, заменяют на «поиск себя» и частую смену партнера, не предполагающих никаких обязательств.
Поскольку человек не взрослеет, то ему свойственны и черты, указывающие напрямую на связь с детством, — это одежда с мультяшными принтами, крашенные в цвета радуги волосы, чтобы обратить на себя внимание, и, конечно, тяготение к деинтеллектуализированному отдыху: игрушкам, компьютерным и виртуальным играм, постоянному посещению ночных клубов и баров.
Но если эти критерии могут быть оценены как условные, то наиболее ярким выступает фундаментальное изменение в общении между людьми — как по содержанию, так и по форме. А именно — сведение его к эмоциональной, но не нагруженной содержанием коммуникации на несерьезные темы, что отмечает целый ряд специалистов.
Так, кандидат филологических наук И. Мартынова и доктор педагогических наук профессор Г. Глухов в работе
«Социальная инфантилизация: отражение в языке» утверждают, что инфантилизация языка является одной из интенсивно прогрессирующих тенденций современного общества**.
Ученые отмечают, что речь физически взрослых людей сегодня отличается всё большим количеством моделей, характерных для детей и представителей молодого поколения, — ростом частоты употребления эмоциональной лексики, которая представлена уменьшительной и усилительной лексикой, а также использованием неологизмов. В первом случае такой тип коммуникации используется для того, чтобы транслировать собеседнику свою беззащитность, избежать обсуждения «взрослых» проблем, продемонстрировать эмоции. Одновременно с этим использование лексических средств выражения неоднозначности/неопределенности и слов-ограничителей (
«например», «типа», «как бы», «вполне») нужно, чтобы избежать ответственности, скрыть недостаток знаний или уверенности. Вторую тенденцию можно связать с необходимостью постоянно приспосабливаться к стремительно меняющимся условиям жизни. Использование новых слов в речи помогает человеку чувствовать себя комфортно, не напрягаться и не выделяться"