"104 года и три дня назад, 3го августа 1921 года Петроградской ВЧК был арестован поэт "серебряного века" Николай Степанович Гумилёв.
Как и многие другие представители антисоветски настроенной интеллигенции, Гумилёв является для современных либералов и монархистов одной из икон дореволюционной культуры, которых якобы уничтожили "проклятые большевики". Однако, как показали документы (рассекреченные в девяностых), Николай Степанович действительно участвовал в деятельности "Петроградской боевой организации" (ПБО), возглавляемой профессором В. Н. Таганцевым. В позднюю перестройку, а особенно после рейдерского захвата РСФСР "бандой Ельцина"(с) капитализма, антисоветчики не нашли ничего лучше, как заявить, что никакого таганцевского заговора "не существовало", а все дела, в которых он замешан, включая дело Гумилёва, "сфальсифицированы". Однако историки, к примеру, В. Ю. Черняев, не раз подтверждали существование Петроградской боевой организации.
«Между тем, известно, что в письме бежавшего из Петрограда в 1921 году участника Таганцевской организации профессора-германиста Б. П. Сильверсвана писателю А. В. Амфитеатрову, написанном в 1931 году, сообщалось, что организация реально существовала и даже охватывала армию. В 1996 в нью-йоркском «Новом журнале» опубликовано частное письмо от 1952 года поэта Георгия Иванова В. А. Александровой о Н. С. Гумилёве, где содержится признание: «Я был и участником несчастного и дурацкого Таганцевского заговора, из-за которого он погиб. Если меня не арестовали, то только потому, что я был в «десятке» Гумилёва, а он, в отличие от большинства других, в частности, самого Таганцева, не назвал ни одного имени»». — Из исследования Черняева о "деле ПБО Таганцева".
Существуют и другие документы, подтверждающие существование ПБО. Так, в 1996 году было рассекречено письмо к генералу Врангелю от профессора Давида Гримма от 4 октября 1921 года; Гримм жил в Гельсингфорсе, был одним из руководителей антибольшевистской организации и был связан с антибольшевистским подпольем Петрограда. В письме Гримма говорится следующее:
«…В результате начались усиленные аресты среди Петроградских рабочих и интеллигентов; дело было облегчено Чекистам тем, что около того же времени, когда началась провокационная деятельность первых матросов-предателей Паськовского и Комарова, в Тверской губернии, в имении, за антисоветскую агитацию был арестован Таганцев, игравший в последние годы видную роль в уцелевших в Петрограде активистских организациях, связанный, между прочим, с артиллерийским офицером Германом), который служил в Финском Генеральном Штабе курьером) и пал жертвой предательства матроса Паськовского, которого он сам взял к себе из концентрационного лагеря. Гермaн был убит при переходе Финской границы, причём у него были найдены письма и прокламации. Вся эта неприглядная картина выяснилась уже после того, как сговор с Петриченко состоялся.
С тех пор появилось в красных газетах известное сообщение о раскрытом в Петрограде заговоре и список 61 расстрелянных. Самое сообщение, несмотря на ряд фактических погрешностей, всё же устанавливает ряд фактов, знакомство с которыми свидетельствует о том, что некоторые из участников заговора дали весьма полные показания и раскрыли многие подробности. Вместе с тем в списке расстрелянных значится целый ряд лиц, несомненно принадлежавших к существовавшим в Петрограде активистским организациям. Насколько отдельные, не связанные между собой ячейки уцелели, сейчас сказать нельзя, но как бы там ни было, дабы не подвести эти сохранившиеся остатки, необходимо временно соблюдать большую осторожность и на некоторое время приостановить всякую деятельность, пока бдительность большевистского сыска не будет несколько усыплена».
Итак, причастен ли был Гумилёв к антисоветскому заговору ПБО? 16 июля 1921 года Таганцев был арестован в связи с созданием в Петрограде и Москве подпольных банковских контор, которые были ему нужны, чтобы добыть деньги на борьбу с "большевистским режимом". Присланный из Москвы следователь по особо важным делам Яков Агранов спустя два месяца молчания всё же сумел добиться от Таганцева привлечь его к сотрудничеству со следствием в обмен на полные показания содержалось обязательство гласного суда и неприменения высшей меры наказания. Как итог, Таганцев дал показания на Гумилёва, и поэт оказался припёртым к стене.
Он сообщил следующее:
«…в начале Кронштадского восстания ко мне пришёл Вячеславский с предложением доставлять для него сведения и принять участие в восстании, буде оно переносится в Петроград. От дачи сведений я отказался, а на выступление согласился, причём сказал, что мне, по всей вероятности, удастся в момент выступления собрать и повести за собой кучку прохожих, пользуясь общим оппозиционным настроением. Я выразил также согласие на попытку написания контрреволюционных стихов. Дней через пять он пришёл ко мне опять, вел те же разговоры и предложил гектографировальную ленту и деньги на расходы, связанные с выступлением. Я не взял ни того ни другого, указав, что не знаю, удастся ли мне использовать ленту. Через несколько дней он зашёл опять, и я определённо ответил, что ленту я не беру, не будучи в состоянии использовать, а деньги 200 000 взял на всякий случай и держал их в столе, ожидая или событий, то есть восстания в городе, или прихода Вячеславского, чтобы вернуть их, потому что после падения Кронштадта я резко изменил моё отношение к Советской власти. С тех пор ни Вячеславский, никто другой с подобными разговорами ко мне не приходили, и я передал все дело забвению. В добавление сообщаю, что я действительно сказал Вячеславскому, что могу собрать активную группу из моих товарищей, бывших офицеров, что являлось легкомыслием с моей стороны, потому что я встречался с ними лишь случайно и исполнить мое обещание мне было бы крайне затруднительно».
Найденные при обыске 200 000 рублей, происхождение которых Гумилев не может объяснить, красной нитью проходят через все следствие. Зачем Гумилеву дали эти деньги, на что он хотел их потратить?… Подливают масла в огонь показания Таганцева от 23 августа:
«В дополнение к сказанному мною ранее о Гумилеве как о поэте добавляю, что насколько я помню в разговоре с Ю. Германом сказал, что во время активного выступления в Петрограде, которое он предлагал устроить (4 слова подчеркнуты красным карандашом) к восставшей организации присоединится группа интеллигентов в полтораста человек. Цифру точно не помню. Гумилев согласился составлять для нашей организации прокламации. Получил он через Шведова В.Г. 200 000 рублей.
Таганцев
23 авг 21»
. По воспоминаниям ученицы Гумилева И.В. Одоевцевой:
«Я, как я это часто делала слушая то, что меня не особенно интересовало, слегка вдвигала и выдвигала ящик его письменного стола. Я совершенно не умела сидеть спокойно и слушать, сложа руки. Не рассчитав движения, я вдруг совсем выдвинула ящик и громко ахнула. Он был туго набит пачками кредиток.
— Николай Степанович, какой вы богатый! Откуда у вас столько денег? — крикнула я, перебивая чтение.
Гумилев вскочил с дивана, шагнул ко мне и с треском задвинул ящик, чуть не прищемив мне пальцы.
Он стоял передо мной бледный, сжав челюсти, с таким странным выражением лица, что я растерялась. Боже, что я наделала!
— Простите, — забормотала я, — я нечаянно… Я не хотела… Не сердитесь…
Он как будто не слышал меня, а я все продолжала растерянно извиняться.
— Перестаньте, — он положил мне руку на плечо. — Вы ни в чем не виноваты. Виноват я, что не запер ящик на ключ. Ведь мне известна ваша манера вечно все трогать. — Он помолчал немного и продолжал, уже овладев собой. — Конечно, неприятно, но ничего непоправимого не произошло. Я в вас уверен. Я вам вполне доверяю… Так вот… И он, взяв с меня клятву молчать, рассказал мне, что участвует в заговоре. Это не его деньги, а деньги для спасения России. Он стоит во главе ячейки и раздает их членам своей ячейки»
Совершенно неизбежно, что следствие заканчивается выводом:
«Заключение по делу:
«Следствием установлено, что дело гр. Гумилева Николая Станиславовича (исправлено на: Степановича), 35 лет происходит из дворян, проживающего в г. Петрограде угол Невского и Мойки в Доме искусств, поэт, женат, беспартийный, окончил высшее учебное заведение, филолог, член коллегии издательства Всемирной литературы, возникло на основании показаний Таганцева от 6.8.1921 г., в котором он показывает следующее: «Гражданин Гумилев утверждал курьеру финской контрразведки Герману, что он, Гумилев, связан с группой интеллигентов, которой последний может распоряжаться, и которая в случае выступления готова выйти на улицу для активной борьбы с большевиками, но желал бы иметь в распоряжении некоторую сумму для технических надобностей. Чтоб проверить надежность Гумилева организация Таганцева командировала члена организации гр. Шведова для ведения окончательных переговоров с гр. Гумилевым. Последний взял на себя оказать активное содействие в борьбе с большевиками и составлении прокламаций контрреволюционного характера. На расходы Гумилеву было выдано 200 000 рублей советскими деньгами и лента для пишущей машинки.
В своих показаниях гр. Гумилев подтверждает вышеуказанные против него обвинения и виновность в желании оказать содействие контрреволюционной организации Таганцева, выразив в подготовке кадра интеллигентов для борьбы с большевиками и в сочинении прокламаций контрреволюционного характера.
Признает своим показанием гр. Гумилев подтверждает получку денег от организации в сумме 200 000 рублей для технических надобностей. В своем первом показании гр. Гумилев совершенно отрицал его причастность к контрреволюционной организации и на все заданные вопросы отвечал отрицательно. Виновность в контрреволюционной организации гр. Гумилева Н. Ст. на основании протокола Таганцева и его подтверждения вполне доказана. На основании вышеизложенного считаю необходимым применить по отношению к гр. Гумилеву Николаю Станиславовичу как явному врагу народа и рабоче-крестьянской революции высшую меру наказания — расстрел».
Таким образом мы видим, что Николай Степанович Гумилёв был действительно замешан в антисоветском заговоре, и дело его отнюдь не сфабриковано. Что же касается заговора Таганцева, то, согласно некоторым сведениям, его участники планировали создать в Петрограде очаг нового контрреволюционного мятежа. Именно этим и было обусловлено столь быстрое подавление большевистскими властями деятельности ПБО. Примерно 833 человека были привлечены к уголовной ответственности.
:
Мое мнение - вся эта "зюлейка-пожалейка"(с) про невинноубиенного поэта унижает прежде всего самого Н.С.Гумилева. Он был боевой офицер и знал на что шел - как знали в свое время декабристы -он проиграл и заплатил как положено в военное время - жизнью. И не думаю что средний гражданин нынешней РФ был бы за то чтобы пощадить хоть великого хоть малого современного российского поэта замешанного в заговоре и измене...
. "Честь имею"
В 1921-м Гражданская Война ещё шла, стало быть, советскую власть ещё нельзя было считать полностью утвердившейся и единственно легитимной преставительницей интересов Родины. Что означает, что понятие "измена" тут не применима. Заговор - да.
Что же касаемо расстрелов тех, кто действовал в рамках своих убеждений - то их можно принять как норму того времени, но с нынешних позиций - они чётко являются чрезмерными. Гумилёв был умным человеком, и при хорошем подходе мог бы вполне понять цели и задачи Советской Власти. И принять их если не как лучшее из возможного - но хотя бы как наиболее практичное из имеющегося. Но тогда возиться не захотели - и шли по принципу "жизнь того, кто не с нами, имеет ценность строго меньшую нуля".
Во-во. Можно подумать что когда белые дорывались - они своих оппонентов типа чаем с баранками потчевали...
А вы считаете, что белые тоже правильно поступали, устраивая террор?
Террор - оружие слабого. Того, чья позиция недостаточно убедительна и не может быть утверждена через дискуссию.
Потому, когда красные устраивали террор сверх того, что требовалось для контр-террора белых, красные также подрывали свои позиции в вопросе правоты и правоприемства. Что им до сих пор напоминают.
Вот давайте прикинем - только честно? Положим - вас завтра пригласили на российский трон. Самодержцем. И у вас - стойкое желание навести в стране хоть какой порядок, решить мигрантский вопрос, свести воровство к приемлемому уровню, обеспечить социальную справедливость, развитие государства - ну и тд и тд. Представили?
А теперь - вопрос в студию! Скажите - вы видите хоть один вариант обойтись без расстрелов? Причём - достаточно массовых? Ну - если хорошо посмотреть вокруг?"
...не моё.
Сложные вопросы.
И имхо - правильнее смотреть с позиции как тогдашней, так и нынешней.
Для понимания прошлого и будущего🙂