"12 августа 1868 года возмущенный голландский посланник вручил в Петербурге ноту протеста, в которой нидерландское правительство выражало неудовольствие тем, что Россия самостоятельно, во весь опор, чеканит нидерландские дукаты, несмотря на то, что Утрехтский монетный двор с 1847 году изготавливает такую монету для всех желающих. На каком, собственно основании тем же занимаются в России?!
Канцлер Горчаков, изобразив перед иностранцем наивность, немного позднее поинтересовался у министра финансов Рейтерна, а что, мы, правда, чеканим, золотые фальшивки «под нидерландские дукаты»?! И Рейтерн честно признался, что да, уже много лет Россия чеканит «известную монету» в товарных количествах.
Интересно, что спалился российский монетный двор на том, что очень тщательно и ответственно подходил к чеканке «известной монеты» - точно соблюдал вес дукатов, использовал качественное золото, даже лучше чем то, которое использовали в Утрехте. Но все равно фальшивка есть фальшивка, пусть даже качественная. Поэтому нарвавшись на прямой протест, с 1869 года Россия перестала печатать хоть и добротные, золотые, но фальшивые нидерландские дукаты, а вместо них стали честно чеканить трехрублевые монеты для внутреннего обращения. Кстати, те «дукаты» которые находились в обороте в России, правительство выкупило и переплавило. Зачем хорошему золоту пропадать! Тем более, что при Николае их начеканили более 18 миллионов штук. Это для понимания степени государственной программы чеканки фальшивой иностранной монеты.
Тот самый дукат, который в России прозвали "лобанчиком"
А зачем вообще России все это было надо? Дело в том, что нидерландские дукаты пользовались большим спросом как международная торговая монета. Причина заключалась в их стабильности и известности во всех европейских странах. А русские монеты никто толком не знал. Поэтому меняли их в Европе на местные деньги по весьма невыгодному курсу.
Когда в XVIII веке благодаря Петру I и продолжателям его дела, Россия вышла на европейский простор, вопрос с деньгами и их обменом встал в полный рост. И, начиная с Анны Иоанновны, в тех случаях, когда появлялась необходимость в «европейской валюте», на монетном дворе чеканили «дукаты». Например, чтобы офицерам экспедиционного корпуса, посланного к австрийцам, было чем расплатиться.
При Анне Иоанновне таких дукатов напечатали немного – чуть более 10 тысяч монет. А вот при Екатерине II дело поставили на поток, так как требовалась европейская валюта для обеспечения нужд флота в Средиземном море, постоянных вмешательств в польские дела и так далее. Еще больше дукатов потребовалось внуку Александру, которому очень требовались деньги для армии во время Заграничного похода.
Но больше всего таких «известных монет» начеканили при Николае Павловиче. Вот интересно, с одной стороны – этот император прославился как приверженец законности и легитимности. А с другой - не видел ничего такого в том, что чеканит монету другой страны. Она же честная - из настоящего золота и по весу соответствует. Интересно, что при Николае Павловиче не только, так сказать, официальный российский монетный двор в чеканке «нидерландских дукатов» отметился, но и непосредственные враги государя.
Дело в том, что во время Польского восстания 1830 года, поляки захватили Варшавский монетный двор со всеми его запасами и оборудованием. И лихо начали чеканить всё те же самые дукаты. Отчеканили более 150 тысяч монет, которые пошли на покупку оружия для оснащения польской армии "