"«Я – сын Майи, Ты – благородная Гопа.
Все женщины во Вселенной – твои воплощения.
Все мужчины – мои».
Чандамахарошана тантра
В комменте к тексту «Так чему же конкретно учил Иисус? 22. Что я смог прочитать в Писании и какая картина получилась» было написано: «учил Иисус, как и Будда - как избавиться от страданий и жить в состоянии, которое он называл "Царство небесное"» этом отдельным текстом. Исполняю обещанное.
Будда в переводе с санскрита означает «просветленный» и рассматривается как высшее состояние духовного совершенства, доступное человеку. Достигнувший его в ходе череды перерождений выходит из колеса сансары (воплощения в этом мире) и обретает бессмертие в мире горнем, где пребывает в состоянии нирваны. Это в целом соответствует учению Иисуса о пути духа человеческого в цикле апокатастасиса (текст 11) через череду палингенезий (текст 8, текст 9, текст 10, текст 11), становящегося в итоге «победителем». Происходивший из кшатриев (каста войнов) принц Сиддхартха Гаутама жил примерно на шесть столетий раньше Иисуса и учил людей достигать состояния Будды посредством определенных образа мыслей и образа жизни. Сакральных тайн внутреннего устроения человека подобно Иисусу он не раскрывал. Нужды в этом представителям индуистской цивилизации не было, так как такое учение уже транслировали брахманы. Не приносил он и новой религии. На вопросы о Боге Сиддхартха отвечал «благородным молчанием». Религией буддизм стал уже после смерти Сиддхартхи, достигшего состояния Будды и тем показавшего пример пути своим последователям, которые религию и создали. Причем, форматируя буддизм как религию, молодые последователи Будды очень стремились доктринально и догматически решительно размежеваться с «материнской» религией – индуизмом. Точно также горячие молодые последователи Иисуса «отвязывались» от материнской религии – иудаизма, который и сам в этот период быстро переформатировался в нечто иное.
Правила рекомендованного Сиддхартхой Гаутамой образа жизни в определенном смысле (но не шире) можно уподобить Ветхому Завету, являющемуся божественным основанием правил поведения и вытекающим из них нормам права. Иисус также не приносил новой религии. С Его точки зрения он находился в сутевом ядре иудейской религии того времени и никуда выходить за его пределы не собирался. Он принес богословское раскрытие тайны внутреннего устроения человека и вытекающий из нее смысл пути человека в этом мире. А цель этого пути та же, что и в учении Будды. Это и есть центральное содержание Нового Завета, заменяющего «мертвый камень закона» «живым хлебом учения». Большинство иудеев не приняло этого раскрытия притч Ветхого Завета. Это привело к появлению двух иудаизмов – старого и нового. Выделение из иудаизма христианства как отдельной религии произошло «силой обстоятельств». Что касается современного иудаизма, то его оформление началось спустя столетие - уже после взятия римлянами Иерусалима и подавления восстания Бар-Кохбы. По существу, это тоже «новый иудаизм», некоторым образом удалившийся от иудаизма времен Иисуса, которого более уже нет.
Рассказывая о сходстве учений, принесенных Сиддхартхой (Буддой) и пришедшим примерно через 6 веков Иисусом Христом, включая и учение о достижении совершенства посредством хождения из жизни в жизнь нужно указать также на определенные различия. Подобно индуизму, буддизм учит, что к перерождению ведут не только дурные, но и добрые дела. Он говорил, что даже рождение в мире богов не приносит полного счастья и только осложняет ситуацию, так как боги существуют очень долго и они также подвержены желаниям и суете мира сего (что мы видим и у родственных индийским ариям древних греков). К полному освобождению ведет только полное отрешение от каких-либо желаний. Обращаясь к богатому купцу Суданте, поддерживавшему общину буддистов, Будда говорил: «Не желай же ничего: ни жизни, ни ее противоположности. Мы должны достигнуть пассивного состояния, немышления, конечной пристани, нирваны, покоя. Ибо все пусто!».
Поскольку об Иисусе и Его учении уже опубликовал много, уточню о буддизме следующее. В нем существует два основных направления Махаяна и Хинаяна. В доминирующем в буддизме учении Махаяны (на санскрите: «маха» - большая, «яна» - колесница), процветающем на Тибете, в Китае, Корее, Японии, Монголии и России (Калмыкия и Бурятия) существование бессмертной и идущей от перевоплощения к перевоплощению души не вызывает сомнений. В Хинаяне («малая колесница» - Шри Ланка, Малайзия, Тайланд, Лаос, Камбоджа, Вьетнам) существует мнение, что Будда отрицал реальность бессмертия души.
Особенно ярко это выражено в буддийской школе Теравады, где то, что именуется «я», — преходящее сочетание пяти элементов (пяти скандх): (1) материи, (2) телесных ощущений, (3) восприятий, (4) побуждений и эмоций и (5) сознания. И хотя заявляется, что индивидуум — больше, чем сочетание названных элементов в любой отрезок времени, учат, что во время смерти эти пять элементов распадаются и «я» перестает существовать. При этом признают, что «растворение» индивидуальности в момент смерти является не абсолютным концом жизни, а, скорее, началом новой фазы существования. Нечто, несущее информацию о карме, формирует в соответствии с собой новое сочетание скандх, которое помогает войти новой личности в жизнь с обретением нового жизненного опыта. Иными словами «карма пяти элементов» в форме «зародыша сознания» (виннану) переходит при зачатии в женщину и это тонко завуалированное представление о реинкарнации. Считается, что учение Теравады возникло, когда Будда был еще жив, но уже в те времена оно рассматривалось как нестандартное представление.
Самый старый сборник поучений Будды Дигха Никая открывается Брахмаджала сутрой, в которой сопоставляются позиции Будды и других индийских мудрецов по вопросам времени и бытия, в которой в частности обсуждается посмертная судьба человеческого самоосознаваемого «я» (не души, а суммы душа + эго) и высказываются самые разные мнения разных учителей с акцентом на душе, эго или текущего актуально самовоспринимаемого «я». В христианстве бессмертная душа освобождается от умирающего вместе с телом эго и начинает существовать свободно от его диктата. Буддисты же, рассуждая о судьбе текущего самонаблюдаемого комплексного «я» («атма» – санскр.), приходили к разным умозаключениям в зависимости от исходно ими подразумеваемого.
В отличии от Будды Иисус к полному недеянию не призывал, а добрые дела не почитал помехой. Но и накопление «хорошей кармы» не проповедовалось. Душа человеческая, как мы помним из ранее мной опубликованного, спасается наработкой любви (масла) в разуме (светильнике), а дух человеческий становится победителем, проходя испытания и познавая истину.
Нужно указать также на то обстоятельство, что Будда является христианским святым - Иоасафатом (с XIX века – Иоасаф), канонизированным не позже XI века через «Повесть о Варлааме пустыннике и Иоасафе царевиче». Естественно, что Русская Православная церковь, Римская церковь, другие автокефальные церкви Востока, хорошо об этом знают. Но ни одна из церквей вопроса об извержении Будды из сомна своих святых не ставила и не ставит."