• Док в ближацшие дни возвращается и к онлайн работе, и к форуму как человек, а не как компьютерщик! Всем спасибо за терпение и ожидание!

Рациональная иррациональность.

Kirill89_3

Покорный инквизитор
Хотел вчера ещё тему создать. Сложный вопрос, философский, пришёл в голову вчера утром. О начале человека и мира как космоантропосе или мире и человеке как микрокосмосe. По первым философским системам начало мира разумно, такие философии называются философией рационального. На мой взгляд, одна из самых ярких философий рационального - это философия Гегеля: "Что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно." Поппер, критик Гегеля, писал, что такой подход не совсем корректный: если мы познаём действительность с помощью разума, то это ещё не означает, что она разумна. Математикам, описывающим мир с помощью языка математики, может казаться, что он весь математичен; англичанину, описывающему мир на английском языке, может казаться, что мир весь английский. И придерживаясь такой логики, можно заявить, что мир в целом разумен, так как он познаётся разумом, с другой стороны, это приводит к признанию действительности абстрактных конструкций. К слову, спор о действительности конструкций, которые есть в нашем разуме, уходит своими корнями в схоластический спор номиналистов и реалистов. Первые считали, что абстрактные конструкции, которыми оперируют науки (от атома до социума), не действительны, вторые были уверены, что они реальны, и существуют сами по себе без разумного субъекта. Присоединяюсь к критике Поппера Гегеля: нельзя считать мир разумным только потому, что он познаётся разумом. Так что я отбрасываю аргумент сторонников философии рационального, которые могут заявить примерно следующее: мир - разумен, посмотри на него, как он разумно устроен! На это можно возразить: ты мне предлагаешь взглянуть на мир разумом, познать его разумом, но если он познаётся разумом, то это не значит, что он разумный! Более старые философские системы, например схоластические, которые основаны на христианской теологии, также видели в мире разумное начало. Оно - разумное божественное существо, а всё остальное - его творение. Каике-то иррациональные моменты мира, человеческой жизни - случайные акциденции, которые возникают из-за отступления от начального разумного миропорядка, они возможны благодаря свободе воли (вопрос свободы воли - сам по себе большой философский вопрос, здесь его не касаюсь).

Самый яркий представитель философии иррационального, конечно же, - Артур Шопенгауэр. По нему начало мира иррационально, мир и человек существуют вследствие иррационального слепого порыва Воли - основного метафизического начала его учения. При этом разумная составляющая мира по Шопенгауэру - случайная акциденция, возникла лишь для того, чтобы служить иррациональному началу. Разумное начало - это представляющее начало. Отсюда мир - всецело воля и представление и более ничего. При этом в человеке разумная составляющая так развита, что она может не просто служить воли, но и в исключительных случаях обернуться против неё. В первом случае человек стоит на пути утверждении воли к жизни, во втором - на пути её отрицания.

Философия иррационального очень сильно повлияла на психологию. В теории Фрейда суть человека - Ид - иррациональна. А рациональная составляющая вторична и появляется позже, как и по философии Шопенгаэра.

Что меня волнует ? :) Собственно, тему вынудила создать дискуссия годичной давности на одном из форумов по поводу парафилий. Один участник, мой оппонент, заявил, что он не понимает парафилии, что для него гетеросексуальность - самая рациональная сексуальность. Если принять философию иррационального, то вправе ли мы говорить, что та или иная сексуальность рациональна? Ведь она по определению как ядро человека в рамках этой философии иррациональна! Это слепой неудержимый иррациональный порыв! Получается некая рациональность иррационального. А это оксюморон.

С другой стороны, если принять философию рационального, можно представить, что гетеросексуальность рациональна, предусмотрена разумным, рациональным создателем, а отклонения от неё - случайные акциденции.

Я утверждаю, что заявление о том, что какая-то сексуальность более правильная, более рациональна в рамках философии иррационального, несостоятельно. Хотелось бы узнать, какой философии придерживаются некоторые сексологи, выделяя гетеросексуальность из числа всех остальных сексуальностей? Не заявляют ли они тем самым о рациональной иррациональности ?:) Или же они стоят на философии рационального ?:)

Спасибо!
 
Последнее редактирование:
Сверху