Любопытно, хотя возможно и не существенно, но детство у Синклера с Маском тоже имеет сходства.
Илон: «
Илон Маск появился на свет 28 июня 1971 года в Претории, одной из трех столиц ЮАР. Он был старшим из троих детей в семье родившегося в ЮАР англичанина-инженера Эррола Маска.»
Клайв: «
30 июля 1940 года в семье инженера-механика Вильяма Синклера родился первенец.»
Илон: «
Мальчик рос интровертом, избегал сверстников и не очень хорошо ладил с людьми. В частной школе для мальчиков, куда он ходил, ему часто приходилось сносить издевательства одноклассников. Как-то раз его избили до потери сознания и госпитализации.»
Клайв: «
Школьные годы, скорее всего не были легкой порой для Клайва. В его биографиях часто упоминаются успехи в математике и беззаботные каникулы. Однако сам Синклер вспоминая тот период, называл летний отдых «противоядием от школы». Будучи старшим из детей, которые, как правило, получают меньше внимания родителей, он к тому же воспитывался в семье с шотландскими корнями. В традициях этого народа лежат глубокие семейные ценности и строгое воспитание. Хотя Синклеры относились к среднему классу отношения и манеры общения между родственниками отличались не свойственной прямотой. Подобное поведение в компании сверстников приводило к изоляции Клайва другими детьми. Вероятно, это толкало его в компанию взрослых, как правило, родных.»
«
Кроме того Клайв не любил коллективные игры и спорт, за исключением плаванья. Причина такого отношения была скорее не его в характере, а в миопии (близорукости). На детских и школьных фотографиях Клайв Синклер без очков, а на фотографии в 26 лет уже в очках с сильными линзами. Поскольку значительная миопия чаще всего возникает в детском или подростковом возрасте есть все основания считать, что Клайв просто стеснялся носить очки. Его увлечения чтением книг и стремление к миниатюризации при конструировании приводившие к нагрузке на зрение возможно и вызвали эту болезнь.»
Илон: «
В 9 лет Илон получил в подарок свой первый компьютер – Commodore VIC-20. Он самостоятельно изучил популярные в те годы языки программирования и увлекся созданием программ. В 12 лет он сам написал на бэйсике видеоигру-шутер Blastar, которую продал за 500 долларов изданию PC & Office Technologies, которое опубликовало код в одном из выпусков.»
Клайв: «
Увлечение Клайва Синклера радиоэлектроникой развилось в старших классах. Близость Лондона с множеством магазинов, торгующих радиодеталями, доступная радиолюбительская литература и появление в продаже транзисторов позволили перейти от теории к практике. Будучи старшеклассником, Клайв во время каникул устроился в компанию Solatron, производившую электронное оборудование. Там проявился его творческий склад ума: он расспрашивал своего наставника о возможности создания машины с пропеллером и электрическим двигателем. В летние каникулы 1957 года Клайв Синклер попытался устроиться в компанию Mullard Ltd., производившую широкий спектр электроники от транзисторов до телевизоров. Что бы продемонстрировать свои навыки, он принес схему усилителя собственной разработки. Проводивший собеседование специалист, посмотрев на схему, сказал, что она никогда не заработает. В итоге Клайв получил отказ из-за недостаточной теоретической подготовки. Следует заметить, что в тот период в Великобритании не существовало учебных заведений, готовивших специалистов по полупроводниковой радиоэлектронике. Эта область знаний была слишком новой, и академическое образование не поспевало за практикой.»
За исключением не слишком радостных историй из детства, всё снова, как и в случае с Цукербергом, выглядит будто и тот, и другой вполне тяготели к проектному началу. Само по себе это не удивительно, ибо лишний раз подтверждает ту мысль, что если проектного начала нет совсем, то и никакого капиталистического развития биография не получит вовсе. Поэтому я бы отметил здесь другую связь бытия Homo Elit и Homo Umbra с предрасположенностью или характером человека. Как мне кажется, эта связь может быть выражена с помощью шкалы экстраверсии/интроверсии.
Функция проектирования, равно как и функция продвижения, неизбежно накладывают свой отпечаток на личность. Успешный проектёр должен быть открыт миру нараспашку, хотя бы потому, что всё новое – это хорошо забытое старое. Иначе говоря, проектирование начинается с растворения, что ли, в реальности, с исследования тех возможностей, что мир может дать. Это и есть то, что называется экстраверсией.
А вот функция манипулирования, прямого воздействия на реальность, составляющая суть продвижения, наоборот, требует отчуждённости, мощных психических защитных механизмов от той самой реакции, которая неизбежно последует за любым возмущением окружающей действительности. Да, с одной стороны, человек-тень будет первым снимать все сливки, но обратная сторона будет заключаться в том, что на острие процесса изменения мира также приходится иметь дело и с третьим законом Ньютона. Вследствие этого продвиженцу придётся как-то изворачиваться, чтобы не иметь дело с последствиями многих ошибок, которые в данном случае просто неизбежны. Как уже отмечалось, чаще всего люди в такой ситуации просто лгут. Очевидно, что для осуществления как раз такой деятельности больше всего подходит то, что называется интроверсией. Именно самозамкнутость интроверта обеспечивает тот защитный психологический кокон, позволяющий эффективно осуществлять невовлечённость, необходимую для управления продвижением.
Можно даже представить себе этакие метафорические весы, на одной чаше которых располагаются экстраверты типа Стива Возняка или Михайло Ломоносова, а с другой встают тени-интроверты а ля Джобс или Цукерберг. И в зависимости от того, в каком месте чего больше прибудет, такой капитализм в итоге и получится.
Конечно, дихотомия экстраверт-интроверт в значительной мере условна, крайние варианты, на самом деле, вообще в природе не встречаются – все мы интровертированные экстраверты и экстравертированные интроверты. Но известная доля здравого смысла, думаю, тут должна быть. Ибо интроверты а ля Джобс,
Цукерберг,
гей*тс или Маск в контексте капиталистических отношений, выполняя функцию громоотвода по обратной связи, должны уметь действовать согласно тому самому выбитому в скрижалях циничному принципу: ничего личного, только бизнес. Вот простое следствие из вышесказанного. Homo Umbra должен лишь имитировать общение, а не реально и открыто вступать, скажем, в дискуссию. Ибо задача не в том, чтобы развивать или улучшать, а тупо впарить.
Однако в этом вопросе существует некоторая путаница между одержимостью проектом, свойственной Homo Elit, и зацикленностью на себе Homo Umbra. Если, например, внимательно почитать мемуары Возняка, то становится понятно, что это человек открытый миру нараспашку, глубоко увлечённый его чудесами и возможностями.
Действительно, невозможно представить себе, чтобы гей*тс, Джобс или Маск участвовали бы в некой проектной деятельности так же, как Стив Возняк, – просто потому, что это интересно:
«У меня в разработке практически всегда был какой-то проект: в какой-то момент мои коллеги из HP стали обсуждать мои навыки проектирования со своими знакомыми, и те стали мне звонить. Например, как насчет того, чтобы прийти домой к какому-то парню и помочь ему разработать какое-то электронное устройство? Различные гаджеты и все такое прочее. Я никогда не брал за это денег. Я говорил что-то вроде: «Просто оплатите мне перелет до Лос-Анджелеса, я привезу чертежи, и мы заставим эту штуку работать». Я делал это безвозмездно, потому что разработка различных устройств была главным делом моей жизни и мне нравилось этим заниматься. Как я говорил раньше, я был этим полностью поглощен. Мой босс, Стэн Минц, однажды подошел ко мне с идеей по поводу разработки домашней машины для игры в пинбол. Его друзья хотели собрать небольшой автомат, в котором должны были быть все эти качели и клапаны, точно такие же, как и в обычных игровых автоматах. Так что для них я спроектировал цифровую часть, которая отвечала за общее функционирование системы, отслеживала сигналы, отображала счет, издавала звуки и прочее. Там был один хитрый элемент, работу которого Стэн не мог понять. Помню, как он говорил мне: «Нет, это неверно. Так работать не будет». Но я показал ему, каким именно образом это должно было работать. И все заработало. Я просто обожал, когда другие инженеры, и мой босс в особенности, удивлялись моим схемам. Я всегда этому радовался.»
И это вполне логично, если посмотреть на ситуацию с другого конца. Как уже было отмечено, человек, занимающийся продвижением проекта должен избегать полного (личного) погружения в прямой контакт (дискуссию) с теми, кто, фактически, является для него объектом управления или манипулирования.
Так, Клайв Синклер пытался достичь своих маркетинговых целей через скрытую рекламу в журнальных статьях, пользуясь своей должностью редактора. А сегодня Homo Umbras получили в свои руки самое настоящее оружие массового поражения в виде Твиттера. Не сомневаюсь, что сэр Клайв отдал бы должное этому инструменту не меньшее, чем Илон Маск. А если помянуть в данном контексте такой феномен как твиттер-дипломатия Дональда Трампа, то можно попробовать вывести такую формулу: тени любят Твиттер.
Именно формат коротких сообщений даёт уникальную возможность общаться не общаясь, смягчая неизбежную отрицательную обратную связь, вызванную неизбежной реакцией на продвижение, т.е. воздействие. И импульсный формат Твиттера – это, действительно, находка для такого рода деятельности. Иначе говоря, Твиттер-формат – это механизм односторонней трансляции, которому совершенно всё равно существует ли реальный Илон Маск на самом деле. Можно даже предположить, что не за горами тот день, когда очередная икона бизнеса, единственным своим словом направляющая толпы хомячков-потребителей раскупать совершенно бесполезное на самом деле супербарахло, окажется, хорошо, если группой соавторов из отдела маркетинга, а не тупой железякой-нейроботом.