В XIX веке иностранцам под страхом смерти был запрещён въезд в Тибет. Любая фотосъёмка также каралась смертной казнью. Но эти запреты не остановили двух молодых российских путешественников – бурята Гомбожаб Цыбиков и калмыка Овше Норзунов – под видом буддийских паломников проникли в центральный Тибет и, рискуя быть обнаруженными, сделали ряд фотографий. После долгого и трудного путешествия снимки были доставлены в Россию, опубликованы в Санкт-Петербурге и Париже и произвели сенсацию.
Гомбожаб Цыбиков – бурятский интеллектуал, этнограф, исследователь буддизма, востоковед, политик, просветитель. Он родился в буддийской семье агинских бурят в тогда еще Забайкальской области в 1873 году. Его отец хотел отправить его в буддийский монастырь, но он после окончания приходской школы с медалью, поступил в Томский Императорский университет на медицину. Там, знаменитый тогда придворный тибетский врач и востоковед Пётр Бадмаев, тоже бурят, уговорил его поехать учиться на Восточный факультет Санкт-Петербургского университета, который, хоть его и лишили стипендии за отказ перейти в православие, он закончил с отличием.
Талантливого студента заметили в «Особенной канцелярии» – службе внешней разведки. Весной 1898 года Санкт-Петербург посетил посланец Далай-ламы XIII, бурят по происхождению и российский подданный Агван Доржиев. Целью его приезда было политическое зондирование – выяснить, могла бы Россия выступить в роли державы-покровителя Тибета, чтобы не допустить его захвата Британией с территории Британской Индии, который в то время казался неизбежным.
То было время так называемой «большой игры» – геополитического соперничества Англии и России за Центральную Азию. У нас практически не было документальной информации о Тибете, ни один крупный путешественник не смог въехать в страну буддистов, тем более с фотоаппаратом. Но вот Цыбиков смог перейти границу с группой паломников, разобрав камеру по мешкам, в Тибете он прожил 2,5 года, делая заметки и секретно снимая разные объекты. Эти фотографии стали первыми фотоизображениями Тибета, но не только они. Уже постфактум оказалось, что та же миссия была возложена на калмыцкого паломника Овше Норзунова.
В буддизме стал популярным культ Бога, который взирает сверху и видит все страдания мира, а гора возле устья реки Инд начала считаться его жилищем. Согласно легендам, когда Авалокитешвара пришел в Тибет, чтобы даровать людям спасение, он избрал своим местом жительства возвышенность под названием Красная Гора (Марпори). Здесь в 7 веке тибетские цари и построили себе дворец. Авалокитешвара — это просветлённое существо в буддизме, которое дало обет не уходить в вечную нирвану, а остаться в сансаре, чтобы помогать живым существам освободиться от страданий. Авалокитешвара олицетворяет идеал вселенского сострадания, его считают эманацией другого будды — Амитабхи. По преданию, Амитабха был царём, но познакомившись с учением Будды, решил достичь просветления. Тогда он отказался от престола и принял монашество. Он поставил своей целью спасти всех живых существ. Считается, что Авалокитешвара — главный на Земле в период между нирваной Будды Шакьямуни и рождением будды будущего — Майтреи. На верхнем снимке: Потала (дворец далай-ламы в Лхасе) и Марпори.
На нижнем снимке: монастырь Галдан. Гора справа называется Брог-ри, а гора слева — Ван-кур-ри. Основателем монастыря, а также наиболее влиятельной сейчас ламаистской секты Гелугпа (Добродетельный порядок), был философ и учитель буддизма Цонкапа. Он похоронен в гробнице у главного храма Цуглакан. В этом очень богатом монастыре живут 3000 священнослужителей.
Приезд Доржиева в Петербург дал толчок русским экспедициям, нацеленным непосредственно на достижение Центрального Тибета и Лхасы. В 1898 году к снаряжению такой экспедиции приступил один из учеников Пржевальского Пётр Кузьмич Козлов. Русским Географическим обществом (РГО) с помощью Доржиева были заготовлены подарки для Далай-ламы и членов его правительства, поскольку существовала уверенность, что Козлов со своим отрядом непременно пройдёт в Лхасу. Так же Общество снабдило путешественника несколькими фотоаппаратами.
Но Козлову не удалось пройти в Лхасу – его экспедиция была остановлена тибетцами возле границы далай-ламских владений в Восточном Тибете в октябре 1900 года. Козлов смог сделать только несколько десятков снимков по пути движения своего отряда, которые доставил в Петербург. Это были в основном виды Верхней Монголии, Цайдама и Кхама (Восточного Тибета). Тем временем в ноябре 1899 года в Лхасу из Урги (ныне Улан-Батор) отправился начинающий исследователь-востоковед, только что окончивший Санкт-Петербургский университет Гомбожаб Цыбиков. Будучи бурятом по происхождению, Цыбиков решил совершить своё путешествие в одежде ламы-паломника, примкнув к большому монгольскому каравану, что давало надежду на осуществление его смелого замысла. Руководство РГО воспользовалось этой уникальной возможностью, снабдив путешественника ручным фотоаппаратом «Self-Worker» парижской фирмы Пипон (Pipon) с объективами-анастигматами Герца и значительным количеством английских пластин «Эмпресс» (Empress) фабрики Ilford размером 6х9 см. Цыбиков достиг Лхасы в августе 1900 года и уже осенью того же года начал снимать виды «запретной» столицы Тибета.
На снимке, обо — "груда камней". Эти груды камней в Монголии и Тибете можно видеть повсюду. Во многих странах пастухи складывают небольшие обо, которые служат им указателями к водопою для скота или месту ночевки. Норзунов отметил, что этот обо 6 метров высотой находился на пути из Лхасы в монастырь Дрепунг, крупнейший монастырь Тибета (на снимке ниже). В нем проповедуется учение Калачакры. Он расположен примерно в трех милях к западу от г. Лхасы, и согласно официальным данным в нем проживает 7 000 монахов.
К этому времени в Лхасе уже удалось побывать под видом буддиста-паломника и калмыку Овше Мучкиновичу Норзунову. Выполняя поручение Доржиева – доставить Далай-ламе письмо о ходе его переговоров в Петербурге и подарки – Норзунов совершил поездку в Тибет, опять-таки через Ургу, в 1898–99 годах. По его возвращении в Петербург в сентябре 1899 года Доржиев решил вновь использовать калмыка в качестве связного с Лхасой. В то же время Норзуновым определенно заинтересовалось и Географическое Общество, которому он передал записки о своём путешествии. В начале 1900 года Норзунов получил от Общества такую же камеру, что и Цыбиков, и набор пластин, только не английских, а французских – знаменитой фирмы братьев Люмьер. Но на этот раз путь Норзунова в Тибет лежал не через Монголию, а через Европу (Францию), где ранее побывавший Доржиев заказал парижским мастерам-литейщикам изготовить несколько сот металлических чашек для лхасских монастырей. Норзунов должен был доставить эти чашки в Лхасу и встретиться там с Доржиевым, который также собирался в Тибет.
Норзунов прибыл из Марселя в Калькутту на французском пароходе «Дюплекс» 6 марта 1900 года (в то время как Цыбиков уже находился в Лхасе). Почти сразу же он попал под подозрение калькуттской полиции как русский шпион. После многомесячного разбирательства, учинённого англо-индийскими властями, – в течение всего этого времени Норзунов проживал в монастыре Гхум под Даржилингом и был обязан регулярно появляться в местном полицейском участке – калмык был выслан из Индии в Россию осенью того же года. Всё, что ему удалось за время путешествия, это сфотографировать живописные окрестности Даржилинга.
На левом снимке изображен Бар-чортен, или Западные ворота, расположенные между горами Чакпори и Марпори. Фото было сделано по пути в Лхасу. Слово "чортен" означает "вместилище для подношений". Вблизи монастырей построено великое множество таких ворот. Эти ворота служат для обозначения дорог, ведущих в монастырь. Они напоминают остановки на "Пути к Кресту" у католиков, поскольку паломники, идущие к святыне, совершают земные поклоны перед каждым чортеном на своем пути. Более высокий двухэтажный дом справа является частным. С верхушки большого чортена тянутся проволоки, доходящие до верха двух чортенов меньшего размера, которые стоят по обеим сторонам дороги. Проволоки украшены маленькими колокольчиками. Слева сквозь ветви дерева виднеется один из чортенов меньшего размера.
На правом снимке изображен чортен Гоман в городе Гьянгдзе. Этот чортен представляет собой роскошное величественное здание, построенное в уникальном архитектурном стиле. Обычно чортены были гробницами, предназначенными для останков умерших святых, но этот чортен являет собой целый возвышенный храм высотой в девять этажей.
В самом конце 1900 года Норзунов в третий раз отправился в Тибет – на этот раз вместе с Доржиевым и шестью другими спутниками. Путешествие до Лхасы они совершили более безопасным маршрутом – по караванной «Северной дороге», через Монголию и Западный Китай. В Лхасу Норзунов прибыл 28 февраля 1901 года и находился там около месяца. Именно в этот короткий период он и сделал свои знаменитые снимки Лхасы. Обратно в Россию он добирался вместе с Доржиевым в составе его «чрезвычайного тибетского посольства» к русскому двору – для подписания русско-тибетского договора. На снимке изображен вид одной из улиц Лхасы во время праздника Сунг что, отмечаемого в 29-й день 2 лунного месяца по тибетскому календарю. Развевающиеся на ветру узкие ленты в левом верхнем углу представляют собой молитвенные флаги. Вдоль улицы видны толпы людей. В Лхасе много храмов и монастырей, окруженных садами. Их соединяют улочки, застроенные небольшими магазинами и частными домами. Протяженность города составляет около 4 км с запада на восток и 2 км с севера на юг.
На фото группа тибетских женщин, одетых в воскресные наряды. Замужние женщины разделяют волосы посередине, заплетают их в виде кос с двух сторон и связывают сзади. Чем мельче косы, тем более красивой считается прическа. Незамужние женщины плетут другой тип кос на затылке. На верхнюю часть кос они надевают нити жемчужин (или бусы) или кораллов, называемые дум-че и прикрепляемые к волосам серебряным крючком. К нижнему концу кос они прикрепляют нити коралловых бус 17–20 сантиметров длиной, которые свисают на плечи и называются до-шал.
В 1904 году Национальное географическое общество (США) приобрело у Императорского Русского географического общества 50 фотоснимков Тибета. В 1905 году тогда еще малоизвестный американский научный журнал «National Geographic», основанный в 1888 году, и находившийся на грани банкротства, решил опубликовать репортаж о Тибете. Денег не было, поэтому он одолжил тибетские фотографии и разместил их на разворотах с комментариями. В журнале были опубликованы 11 фотографий с видами Лхасы (шесть Норзунова и пять Цыбикова). Интересный материал принес успех. Фактически эти фотографии спасли журнал от разорения и помогли ему найти свой фирменный стиль. С этого момента началось развитие журнала «National Geographic».
На верхнем снимке монастырь Ташилунпо (Груда славы), он является главной резиденцией Великого Панчен-ламы, который в некоторой степени разделяет с Великим ламой Лхасы главенство над церковью. Монастырь образует маленький город и никакие другие ламы, кроме тех, что избраны церковью, не имеют права оставаться здесь на ночь. В дальнем правом углу фото цитадель города Шигадзе. За стенами монастыря, выстроившись в ряд, стоят пять гробниц покойных панчен ринпоче с крышами, выполненными в китайском стиле. Темное низкое здание, стоящее впереди между второй и третьей гробницами, представляет собой зал собраний Нагхан.
На нижнем снимке изображена каменная плита священного кладбища отшельнического скита Пабонка-ритод, на которой тела покойников разрубают на куски. Цыбиков поясняет, что после смерти тела верховных жрецов закапываются или сжигаются, а тела простых жрецов и обычных людей оставляются на съедение хищным птицам после разрубания их на куски на плоском камне.
...