"Данный текст по проблемам образования и общей деградации написан по материалам интернета -точнее ряда обсуждений публикаций известных блогеров социально-экономической направленности...
Разумеется, есть проблемы и с подготовкой учителей, и с качеством программ, но ключевая болевая точка — не это. Ключевое — то, какими дети приходят в школу из семей. Если вкратце, "вернуть советскую школу", как призывают сейчас многие, не выйдет именно потому, что таких детей, которые приходили когда-то в советскую школу, больше нет. Дети — другие.
3. Банальность, но ключевой фактор, почему они другие — гаджеты. Вернее, массовая привычка родителей, когда маленький ребёнок орёт, сажать его за мультик или за игру в телефоне, тем самым "выкупая" себе сколько-то минут или часов свободного времени (часто на те же таймкиллеры). Плюс к этому, детям ещё затыкают рот чем-нибудь дёшево-сладко-углеводным, что они хомячат в процессе тыкания в экран, и вот оно уже к семи годам детское ожирение.
***
Многие дети — а их приходит в школу в количестве — не умеют не то что играть, а даже просто нормально общаться со сверстниками, их опасно даже ненадолго оставлять без надзора взрослых наедине друг с другом, риск конфликта и драки с членовредительством. У них отсутствует способность концентрироваться дольше пяти-семи минут — старый диагноз СРВ сейчас скорее норма. Они часто не умеют к началу школы ни читать, ни считать, не говоря — писать или вообще что-то делать руками. Наконец, они нестабильны психически — раздражительны, возбудимы и т.д. И, да, они неспособны ни терпеть, ни ждать: им нужно внимание непосредственно в моменте, иначе беда.
У них минимальный или вообще нулевой опыт социальной жизни — в отличие от советских детей. Вплоть до неумения самому одеться или завязать шнурки. Частые дефекты речи и логопедические проблемы.
В таких условиях задача учителя началки — быть педагогом-психологом, причём со спецнавыками, ранее нужными разве что для "коррекционных школ".
***
Значимы исключения. Во-первых, это кому повезло с детсадом, у кого был. Во-вторых, дети либо из многодетных семей, либо из религиозных общин — эти получают-таки опыт коммуникации с другими детьми и "первичной социализации", какой-никакой. В-третьих, это кого родители таскали на всякие развивайки, даже неважно какие — главное, со сверстниками"
***
Автор поста упоминает два типа школ (с отбором и без отбора). А есть ещё третий тип – коррекционные. Так вот они переполнены, и мест не хватает, и для родителей устроить туда ребёнка подчас сложнее, чем в лучшую гимназию. И из всей этой информации можно сделать вывод, и я его уже не раз упоминал. Сейчас власти просто помешаны на количественных показателях по демографии. Но что с качеством детей? Тех детей, что есть, и что, гипотетически появятся?"
***
Я б добавил еще подробность: ввиду того, что коррекции требует все большее количество детей, а "оптимизированное" гособразование с этим явно не справляется, возник - и давно - совсем уж удивительный феномен: частные школы, которые под давлением спроса постепенно превращаются... в коррекционные. Хотя изначально они такими не были и не так были задуманы.
***
Ситуация такая. Родители "проблемных" детей, плохо приспособленных к школе из-за различных ментальных проблем, иногда уже к 1-2 классу "обычной" школы малость прочухиваются и осознают, что к их ребенку нужен особый подход - раз, и два - что в госшколе они его не получат по чисто объективным причинам: учителя и так максимально замордованы всякими проверками, а главное - ученик в принципе не может рассчитывать на какое-то особое внимание учителя из-за размеров классов в 25-35 детей; понятно, что в таких огромных классах учитель максимум, что может - выдать детям самые общие знание и проверить у них "домашку". Ну еще проследить, чтобы дети не поубивали друг друга на переменах или в классах - это предел.
Поэтому родители "особых" детей (не все, но самые ответственные) решают взять вторую-третью подработку, жить впроголодь - но отдать своего ребенка в частную школу, поскольку в них по крайней мере маленькие классы, по 5-10 учеников. И этих "проблемников" действительно повели к частникам, с ценами по 50-100 тысяч за месяц! Всех: и с банально никаким знанием русского, и как описано у Чадаева - неспособных хоть как-то концентрировать внимание, и с реальными ментальными поражениями ЦНС, которых ранее отдавали в спецшколы как раз для таких - но их уже более 10 лет как полностью упразднили, следуя "новым гуманистическим веяниям"... ну и для экономии средств, конечно же.
***
Этот подход работает - проблемные дети действительно получают в ЧШ повышенное внимание учителей и начинают "подтягиваться к среднему"; хотя уже слышен легкий ропот со стороны родителей обычных детей-платников. В самом деле - в этом тоже некоторый неожиданный сюрприз, когда ты отдаешь свою кровиночку за 70 тыс. в месяц учиться в школу, где ребенка обещают подготовить на все 100, и по ходу дела оказывается, что за свои деньги по факту ваш ребенок будет учиться, по сути, почти что в коррекционном классе, в окружении детей с разного рода дефектами развития.
***
Какой вывод? Выводы тут элементарны Главный и напрашивающийся - тем родителям, которые норовят весь дошкольный период при любой возможности "заткнуть" своих капризничающих детей каким-нибудь гаджетом, чтобы не отсвечивали "и дали маме с папой отдохнуть" - никакие дети просто изначально не были нужны. У них, может, и был некий "порыв", или они сдались под давлением родственников или госпропаганды "за деторождение" - но порыв быстро иссяк, а вот от ребенка уже не избавиться. Ребенок родителям-гаджетоманам просто НЕ НУЖЕН.
***
Вот бы сделать так, чтобы государство больше вкладывало средств в центры детского творчества.
***
И почему же у людей со "второй подработкой" с детьми проблемы? Загадка!
***
Я начал беседовать с девочкой. Вскоре выяснилось, что она не знает не только иностранных языков, но и названий стран, в которых на этих языках говорят. С таблицей умножения у нее тоже были сложности. Нечего и говорить о том, что о гостиничном бизнесе, в котором специализировалось дитя, она тоже никакого понятия не имела. Мама объяснила мне, что с третьего класса носила подарки учителям, а преподавателям колледжа просто оплачивала все экзамены. Дочка сидела, потупив взор (слово потупив здесь особо уместно). Маме я сказал, что если платить тем, кто будет держать девочку на работе, то неприятностей можно избежать, но на зарплату девочка рассчитывать не может. - А в чем же смысл? - спросила мама. Шутку она явно не оценила...
Тогда я сказал маме, что девочке надо нанять учителей, которые дали бы ей знания хотя бы за пять классов средней школы. А девочке сказал, что она должна начать читать книги. Услышав слово "читать", девочка зарыдала. Именно зарыдала, а не заплакала. Никогда, ни до того, ни после, я не вызывал у своих клиентов такого потока слез Читать книги - это уже слишком..."
... собственно когнитивка и ...откуда ноги растут.
Мнения, несколько.