"К написанию этого текста меня сподвиг ужасающий треш в обсуждениях украинского вопроса, плюс регулярное упоминание москвичей в весьма негативном ключе как в целом, так и в вопросах влияния/участия в создании/решении того самого украинского вопроса. Наезды, короче.
С учётом того, что общая канва социальных конструкций одинакова для любых количеств, от индивидуальной группы детсада до планеты в целом (с нюансами, естественно, как же без них) можно попробовать перенести процессы среднего масштаба (город) на крупный (государство) и далее.
А вообще уже давно хотел написать текст в ключе «как распознать москвича», но всё никак времени не мог выкроить записать мысли. Ну и вот. Мысли в виде зарисовок из жизни – для настроя, а потом попробую в суть. Много букв.
Нулевое поколение.
Каждый вечер иду с работы мимо площади с небольшим клочком газона – с табличками «собак не выгуливать» – и наблюдаю группу собачников, упоённо выгуливающих на этом газоне собак. Они просто-таки тусят на этом газоне. Вокруг таблички «собак не выгуливать», как вокруг ёлочки. Они не знают, что там нельзя выгуливать собак? Знают. Они не знают, что это не прогулочная зона, а маленький клочок травы среди асфальта? Знают. Они не видят, что большинство собачников водят собак в другую сторону? Видят, конечно. Они не понимают, что этот клочок вытаптывают? Понимают. Просто им наплевать. Это не их город. Они не москвичи. «Тьфу на Вас»©
Только открыли МЦК – лето – еду куда-то: у дверей стоит пивной бочонок в семейках, из которых торчат толстые волосатые ноги в младенческих перевязочках, во вьетнамках. И рассуждает это тело на весь вагон по мобильнику про «чурок понаехавших». И ему совсем невдомёк, что «мода» на трусы и вьетнамки на улицах стольного города пришла в девяностые – вместе, в том числе, и с гостями с Юга, которых он поминает. А до этого такой «прикид» в Москве было не увидеть. И получается, что тело это где-то в 90-е мелким ребёнком в Москву и «понаехало», приняв увиденное за местные обычаи, и переняв. А теперь-то он уже прям коренной, дальше некуда. «Тьфу на Вас ещё раз»©
А откуда в городе днём столько девиц в спортивных костюмах? Может быть в Москве олимпиада проходит, или все они прямиком из тренажёрных залов? С ногтями в километр, губами в пол-лица и походкой портовой шлюхи – такие себе спортсменки. Большая часть – Закавказье. Остальные – явно из разряда ТП. Эти тоже все тут коренные?
Или вот ещё зарисовка: идёт по магазину до кассы дама – в руках кочан капусты – и на ходу срывает с него не нравящиеся ей верхние листья, бросая их на пол. Она не москвичка. Она приехала сюда за хорошей жизнью, но привезла с собой всё то, что на месте её предыдущего обитания делало её жизнь плохой. И не дай Бог вам сделать ей замечание – превосходство белого колонизатора над убогим негром покажется вам верхом равенства по сравнению с той пропастью, на которую в изысканных выражениях укажет вам эта богиня, спустившаяся на землю по делам. Потому что Вы лох, а она хозяйка жизни, и ей можно всё. Потому что она не москвичка. И москвичей она презирает, хотя сама себя теперь гордо именует москвичкой. Вот такой парадокс. Или клиника.
Первое поколение.
Есть известная история про три высших образования. С местом проживания всё примерно так же, да только не так. Даже среди внуков приехавших в Москву в 50‑е – 60‑е по лимиту хватает тех, кто так и не стал москвичом по духу. Что уж говорить про приехавших в 90-е и далее, а уж тем более про новоприбывших. Но это именно те, кого вы видите, попадая в Москву. Продавцы в московских магазинах из века в век были не местные. Строители – не местные. Водители – не местные. Почему? Ответ очень простой: приехавший в Москву работать на стройку положит все силы, чтобы его дети выбились в свет, как он это понимает. Не для того он приехал сюда из Урюпинска, чтобы дети его, и их дети, так же работали на стройке – для этого можно было спокойно остаться в Урюпинске – соотношение зарплаты к стоимости жизни примерно то же, что и здесь. А если выбрать другие большие стройки, которых лет десять уже по стране много, так там это отношение куда лучше.
Дети приезжих дворников всеми правдами и неправдами получают аттестаты, дипломы, сертификаты – лишь бы не остаться дворниками. Плохо? Если это стремление к знанию, аки Ломоносов – нет! А если все эти корочки просто покупаются – дальше-то что? А ведь они покупаются! И мы имеем толпы псевдодипломированных недоспециалистов, а строителей, водителей, продавцов опять завозят – с тем же результатом. Зайдите в московскую жральню второго-третьего ряда – официанты все сплошь обколотые с ног до головы! Вне зависимости от пола. Вы правда думаете, что они москвичи? А вам не приходило в голову задуматься ЗАЧЕМ нужно было так себя разукрашивать?
Я знаю немало детей метростроевцев, приехавших сюда в 30-х. Родители в кровь разбились, чтобы их дети получили хорошее образование, даром что большинство из них – законченные трудоголики. И теперь эти «дети» – уже дедушки и бабушки – по праву считают себя москвичами. Но их выдаёт ничем не маскируемое презрение к москвичам коренным, коль таковые попадаются на их пути, и которое они пронесли через всю жизнь, впитав с молоком матерей.
Я знаю много детей «лимитчиков» (чаще «лимитчиц») пятидесятых-шестидесятых – они тоже по большей части выбились в люди, получили прекрасное образование и влились в общество. Только большая часть их получили ничем не купируемые проблемы социализации, поэтому, особенно среди девочек, у детей той «лимиты» так много не сложившихся семейных отношений – точь-в-точь как у их матерей, которые их, эти отношения, и не особо пытались складывать. «Москва слезам не верит» – фильм сугубо историчный, хотя и сверх всякой меры романтизированный. Для тех, кто понимает.
И ещё: среди москвичей в первом/втором поколении (детей/внуков приезжих) особенно много уехавших, или мечтающих уехать, за лучшей жизнью на запад. Тяга к лучшей жизни на подкорке есть, а понимания, что лучшую жизнь нужно делать, а не искать – нет. Я чуть ниже объясню ещё кое что по этому поводу.
Много лет назад один почтенный профессор социологии как-то на лекции, остановив поток доносимых до студентов знаний, вдруг сообщил, что только многократно осознав и переосознав тот багаж знаний, который он имеет, будучи профессором, он понял насколько довлело над ним всю его жизнь понимание того, что он молодым человеком приехал покорять этот город. Именно покорять! Это то, что исподволь вносится родителями-приезжими в головы детей – не такими словами, конечно, но всей настойчивостью «ты должен выбиться», хотя чаще всего и не впрямую. Поэтому такой ребёнок частенько пытается верховодить в саду/школе, либо, не имея такой возможности по тем или иным причинам, излишне жестоко бороться за свою дутую независимость от всех. Поэтому такой молодой человек не может даже в самых пессимистичных планах представить себя каким-нибудь токарем. Набившие оскомину сказки про «непрестижность» рабочих профессий в головах этих людей незыблемы, как скала. Поэтому на «рынке» менеджеров «лимита» бьётся с «лимитой». Москвичей как таковых там практически нет.
И только когда появляются правнуки (иногда, конечно, и внуки), которых не накрывает волной напора первоприезжих, начинается наконец вливание, а не покорение. Все дети первого рождённого здесь поколения при общении с ними читаются с большой долей вероятности.
Если же кто-то хочет увидеть эффект «покорителя» так сказать своими глазами – посмотрите на шоу-бизнес – все биографии в интернете, так же как и все высказывания, устремления, ну и все косяки, соответственно, тоже. Яндекс в помощь. Остальные «покорители» стремятся делать то же самое, но на своём уровне жизни, на своём уровне понимания, в соответствии со своим уровнем интеллекта. Непонятно, почему толпа восхищается Васей Задрищенским в каком-нибудь телешоу, и не восхищается Рафиком Заде, метущим их двор – общий подход к жизни у них одинаков. Возможности разные"
...не моё, но про разные поколения, их восприятие, включая известный фильм...историчный, имхо, и нам полезный как модель не только личных отношений у разных девочек 🙂