"Помнится, когда мне посоветовали почитать А.С.Макаренко,
я подумал: а зачем? Прошло 30 лет, Антон Семенович имел дело
с беспризорниками и работал с ними в колонии, и они были в его
руках 24 часа в сутки.
А главное — ребята были совсем другие. «Они меньше всего
думали о будущих заработках, о материальных стимулах. Они
жадными глазами следили за великим подъемом нашей жизни», — писал Макаренко. В 1966 году, когда я начал эту работу,
идеалы становились, если можно так выразиться, все более материальными (нарастал вещизм), характеры — все более дряблыми.
Практицизма, скепсиса, цинизма становилось все больше.
Но, несмотря на сомнения, я все же начал читать классика,
и уже не мог оторваться, как от хорошего детектива. Читал, как
хорошую инструкцию.
Есть универсальные черты характера, свойственные подростку
всех времен. И есть универсальные методы воспитания, которые
предложил Макаренко.
И через тысячу лет подростка будет одолевать жажда самоутверждения, уважения и самоуважения, страсть к закалке, приключениям и риску, стремление к дружбе и товариществу. Подростки,
как и взрослые, любят командовать и воспитывать друг друга. Их,
как и взрослых, окрыляет доверие. Макаренко очень доходчиво
показывает, как находить этим качествам применение.
Но здесь требуется оговорка. Макаренко начинаешь понимать, когда сам поваришься в этой работе. Тогда предметно
представляешь, о чем он пишет и что имеет в виду. Я бы даже так
сказал: начинаешь следовать советам Макаренко, когда думаешь
в унисон с ним.
Например, он говорил, что педагог должен уметь играть.
И даже подробно объяснял, что это такое. А кто из наших педагогов это перенял? Говорил, что настоящий воспитатель должен
рисковать. А кто у нас этому следует?
Макаренко был мастер. То, что он делал, называется искусством. Скопировать это нельзя. Можно только на основе его искусства создать свое, может быть, не такого масштаба и не такой яркости, но тоже искусство."