Если ты не снимался в студии Аркур (Harcourt), значит, ты еще не звезда!» Эта актерская поговорка точно показывает место легендарной парижской фотостудии. Знаменитостей, снятых в этой студии, можно перечислять бесконечно. Сегодня на счету студии, впервые включившей прожекторы 15 января 1934 года, портреты более 2000 звезд, блистающих в разных областях, от кино до спорта, и около полумиллиона людей, способных позволить себе роскошь фотосессии у Аркур.
Аркур можно назвать Cartier в мире фотографии. Получить свой портрет здесь — очень дорого и престижно, а работа над каждым снимком ведется поистине ювелирная. Неудивительно, что сделанные студией портреты передаются из поколения в поколение, как настоящие семейные драгоценности. В исполнении фотографов Аркур портрет поднялся до своего самого благородного, вневременного, состояния, и стал предметом искусства. Недаром архив студии был выкуплен Министерством культуры Франции как музейная ценность.
А началось все так: Жермена Хиршефельд из семьи еврейских лавочников в Париже, всегда мечтала войти в высшее общество. С этой целью она сменила свои настоящие имя и фамилию на псевдоним «Козетта д'Аркур», намекая на известную аристократическую семью. Настоящие д'Аркур настоятельно попросили новоявленную однофамилицу приставку «д» все же убрать. И на свет появилась мадемуазель Козетта Аркур.
В начале 1930 годов, когда Козетта трудилась фотографом в студии братьев Мануэль, она познакомилась с Жаком и Жаном Лакруа — братьями-издателями. Бизнес-альянс с ними и сыном дизайнера Нины Риччи Робертом и положил начало легендарной студии. В то время женщине нельзя было иметь свой бизнес, поэтому многие источники указывают мужчин как основных идеологов. Но они сильно ошибаются, на самом деле вся эта затея — женских рук дело.
Братья Лакруа были, сейчас говорят, медиа-магнатами. У них был успешный издательский бизнес (журналы для парижской интеллигенции) и свое рекламное агентство Pro-Publicite. Козетта подсказала братьям конкурентное преимущество: в то время как газетные статьи иллюстрировались исключительно рисунками, открытие фотостудии позволило бы наполнить газетные полосы... фотографиями! В фотографии братья не разбирались, зато в бизнесе ориентировались прекрасно, поэтому оценили ноу-хау и приняли решение профинансировать сразу две фотостудии: Pro-Photo и Harcourt (первая студия была впоследствии поглощена Аркуром).
Итак, Козетта отвечала за студию Аркур, открытую в частном особняке на парижской улице Иена. Именно она придумала неслыханный доселе пиар-ход: тогдашние звезды получали портрет совершенно бесплатно — в обмен на право использовать снимок для рекламы студии. Опять же благодаря Козетте и ее накопленным на предыдущей работе связям молва разлетелась по всему Парижу, и высшее столичное общество начало стекаться к дверям студии. Она стала главным местом сбора кинозвезд. Тогда же сформировался фирменный стиль фотостудии — в Аркур актеров снимали точно так же, как в кино.
Ключевая идея Аркур заключалась в том, чтобы придать каждому актеру богоподобный вид. Со снимков формата 24х30 на зрителей взирали недоступные и прекрасные жители кинематографического Олимпа: на серьезных лицах — легкая надменность (никаких полуулыбок а-ля Мона Лиза!), вокруг голов — мягкий световой ореол. В нижнем углу отпечатка — неизменная подпись «Harcourt Studio»; своеобразная «сургучная печать» подлинности величия, олицетворение гламура черно-белых фильмов. Буржуазия была в восторге: всем хотелось походить на знаменитостей, а значит, и на богов.
Приходилось делать до 40 портретов в день! И это в то время, как другие ранее престижные фотостудии (такие как Надар) закрывались из-за отсутствия клиентов.
С началом Второй мировой войны еврейке Козетте пришлось уехать в Англию, но студия продолжила работу. Правда, клиентура была весьма специфическая: политическая верхушка установленного после падения Парижа про-нацистского режима Виши и немецкая армия. Тогдашний фотограф студии Реймон Вонкел вспоминает: «Они проходили перед моим объективом один за одним: офицеры СС с холодными глазами и сияющими черепами в петлицах». Эти фотографии, скрытые в архивах студии, никогда не были опубликованы.
После освобождения Европы от фашизма Козетта Аркур вернулась в Париж. Заняв свое законное место во главе студии, она сразу же вернула ее к первоначальному курсу — фотографированию звезд кинематографа. Начался «золотой век» Аркур. Снимки публиковались во всех журналах и газетах, портреты звезд висели в кинотеатрах. В студии работало 80 человек. Между 1951 и 1958 годами число клиентов выросло до девяти тысяч в год — более 25 каждый день!
Но технический прогресс не стоял на месте. Появились первые зеркальные фотоаппараты, повлекшие за собой новую волну в фотоискусстве. Клиентура требовала фотографировать их дома, на улице — где угодно, кроме привычной фотостудии. «Вспышка убила тайну студии. Классические студийные черно-белые портреты стали мало кому нужны,» — вспоминает арт-директор студии Пьер-Энтони Аллард, ранее 23 года бывший фотографом Аркур. Союз братьев Лакруа распался в 1969 году, оставив Жака во главе компании. В 1980 году, через четыре года после смерти Козетты, Жак Лакруа закрыл студию.
Но на этом история легендарной студии не закончилась. В 1980 году братья Харири приобрели права на компанию и Аркур снова открыла двери, переехав в особняк на 9-й улице де ла Пей. Впоследствии владельцы еще неоднократно менялись, в зависимости от их прихоти стиль студии скакал от традиции к современности и обратно.
В 1990-х годах, по инициативе тогдашнего министра культуры Франции Жака Ланга, подведомственное ему министерство приобрело архивы студии — более пяти миллионов негативов, отснятых с 1934 по 1991 годы — и передало их Объединению национальных музеев. Пожалуй, это единственное благоприятное для Аркур событие за то сложное время — студия не раз оказывалась на грани банкротства.
Ситуация коренным образом поменялась, когда в 2007 году Аркур обрела нового владельца. Бизнесмен Франсис Даньян, страстный поклонник искусства фотографии, приобрел находившуюся на пороге разорения студию и решил возродить идеи, сделавшие ее легендой. Сейчас студия переживает второе рождение. Новые звездные персонажи занимают место в знаменитом гримерном кресле: Катрин Денев и Кароль Буке, Моника Беллуччи и Марион Котийар, Джон Малкович и Кевин Спейси, Питер Линдберг, Пауло Коэльо, Зинедин Зидан... Из российских звезд к компании увековеченных фотостудией Аркур присоединились Ольга Куриленко (та самая подружка Бонда из фильма «Квант милосердия»), актер Константин Хабенский и прославленный гимнаст Алексей Немов. Некоторые вольности в обращении с традицией все же позволены: пленочную фотографию заменила цифровая, клиентам теперь разрешено улыбаться и даже гримасничать, а в самых исключительных случаях на снимках даже появляются цвета. Вспышки же до сих пор категорически запрещены.
...тут сразу много форумного
🙂
И технология обожествления, например
🙂
И то, что в реале изменяются не только личности, много всего меняется. И желание парафиликов оставить всё как есть - вступает в противоречие с жизнью.
Имхо, конечно.