Нарциссизм: как перестать бросать острые крючки и клевать на них? Практический урок: организуйте время, тетрадь, ручку и выполняйте упражнения, о которых будет идти речь в уроке. Разговор с Емельяновой Еленой Владимировной через текст книги «КРИЗИС В СОЗАВИСИМЫХ ОТНОШЕНИЯХ».
Важно: чтобы с чем-то работать, необходимо это осознавать (иметь соответствующий набор смыслов и ключевых слов), понимать, что вы выбираете вместо этого (как бы вы хотели, чтобы было?), выполнение конкретных шагов с обратной связью себе: что было хорошо, а что я выбираю улучшить?
Я разрешаю себе считать, что мое благополучие зависит от меня, а не от другого человека. Я разрешаю себе считать, что я в порядке и что с другими людьми все в порядке. И я могу быть разным. Я разрешаю себе отпустить необходимость соответствовать ожиданиям других людей и родителей в том числе. Я разрешаю себе видеть моих родителей людьми. И я разрешаю себе выбирать, что брать, а что не брать. И я разрешаю себе не заставлять других людей соответствовать моим ожиданиям.
Задавать открытые вопросы ребенку: что ты хочешь? как бы ты хотел, чтобы было? если бы у тебя была волшебная палочка, то какое желание ты бы загадал? что в этом направлении выбираешь делать? (Создавать пространство двустороннего общения). Я разрешаю себе отпустить иллюзию, что умею читать мысли других людей. И я задаю вопросы, ничего не требуя взамен.
Я разрешаю себе не быть идеальным. Я разрешаю себе делать, исследовать, совершать ошибки и превращать их в ценную обратную связь. Что значит для вас преодолевать трудности? И какие дела вы можете довести до конца уже в ближайшее время? Составить список незавершенных дел, пребывать с этим списком лицом к лицу и плавно над ним работать, совершая победы. Что значит для вас сделать достаточно для их завершения?
Что значит для вас видеть других и себя способными самостоятельно справляться с вызовами, которые перед вами и перед ними стоят? Нужна ли тебе поддержка с моей стороны? Если да, то так и скажи. Я - рядом. Если нет и ты справишься сам, то хорошо.
Аудит собственных способностей для самостоятельной работы: какими я обладаю сильными качествами? какими я обладаю слабостями, чтобы с ними работать? как я могу использовать возможности внешнего мира? что необходимо делать для безопасности от его угроз? (Посмотреть на себя со стороны, необходимы факты, а не мнения).
Упражнение: в течение дня поставить будильники на разное время. И когда будильник звенит, то выключить его. И ответить на вопросы: что я сейчас думаю? Что я сейчас чувствую? Что я сейчас делаю? Что я хочу? (2 раза в день). Далее: я разрешаю себе делать известными свои желания, потребности другим людям, разрешая им мне отказать.