Ksenia
Фея
Также как топ менеджеры, экономисты действуют, эксплуатируя рабочий класс не потому, что они осознанные идеологи капитализма, эксплуатации, а потому что иначе в условиях капитализма их компании будут приносить меньше прибыль, и их в итоге уволят.Мне страшно отвечать. Я хотел написать, что психиатры не обязательно действуют так осознанно, а просто социальные шаблоны заставляют их классифицировать так. И они действуют в реальности в которой живут (как считать атомы маленькими шариками, потому что из нашей реальности это проще), и всё равно не обязаны явно защищать общество. Жизнь их ставит в такую точку зрения, где это выглядит похоже (под единым ярлыком шизофрении), даже без заботы о социальной власти. Хотя это наоборот похоже на "Социальная сфера для них слишком важна"
А вообще это грустно если это так.
Ну улучшенное понимание может быть иногда размывает что-то всего лишь. А так - может казаться похожим симптомом. И этот симптом просто полезен для предсказания кого-то.
Или они вообще так глубоко не понимают?
Псих больница, как и тюрьма, -- тоже, кстати, экономический институт, очень важный. Меня этому моя преподаватель по экономике учила. Я тогда это не понимала. Сейчас более лучше понимаю организацию общества.
Но я не согласна с марксистами, что все идет от экономики. Я сторонница Фуко, считаю, что все идет от знания, которое, в свою очередь, сильно переплетено с властью. Просто в 17 веке начался серьезный сдвиг в Европейской эпистеме, когда физики поняли, что Вселенную можно описывать по-научному, а, значит, природу можно контролировать для своего блага. Такая тенденция быстро была подхвачено производством, начали появляться мануфактуры, затем фабрики, а после этого техники, которые применялись к природе, естественным образом начали применяться в отношении человека. Так появились новые науки о человеке, гуманитарные науки, для создания определенного вида субъекта как синтеза тела, труда и языка. И эти науки, кстати, были обязаны тюрьме, без них их бы не было. Психиатрия -- один из видов этих дисциплинарных и карцеральных наук.
Если говорить более точно современная эпистема (19-середина 20 века) отличается от классической (17-18 века), в том числе и по концептуализации безумия, ее медикализация -- все-таки современное явление, а не классическое, связано с позитивизмом, в 18 веке его не было, тогда и медицина, кстати, была совсем другая, не такая, как в 19 веке. Сейчас тоже происходит сдвиг эпистемы. И он уже во многом произошел.
Если основной персонаж современной эпистемы -- заключенный/фабричный рабочий/психически больной, то сейчас -- это наркоман(человек с аддикцией)/потребитель/сам себя контролирующий. Сейчас антимастурбационные девайсы на людей никакие психиатры не надевают, клитр у "истеричек" никто не отрезает. Люди сами себя контролируют, мониторят свое возбуждение, корректируют его, пытаются направлять в нужное русло, связанным с увеличением потребления. И да, власть психиатрии в эпсистеме 21 века падает. В обществе контроля люди сами собой "управляют". Большее значение в эпистеме 21 века имеет не психиатрия, не психология, не педагогика, не дисциплинарные науки о человеке, возникшее в карцеральной системе, а, скорее, кибернетика и информатика. Человек сам себя будет контролировать с помощью кибернетических и информационных девайсов. Отсюда поменяется представление о человеке. Человек современной эпохи как синтез тела, труда и языка исчезает, появляется киборг. Отсюда понятие "безумие" исчезает, оно начинает приобретать кибернетический характер как что-то не очень оптимальное с позиции обработки информации, направленной на максимизацию потребления. В этом плане все становятся безумными, ибо все неоптимально. И причем безумие теряет смысл как зеркало культуры. Вообще, Бодрийяр нашел интересный закон: чем больше информации, тем меньше смыслов. Таким образом, безумие, "психическая болезнь" растворится в информационной энтропии. Единственное, кто борется за глубокий смысл "психической болезни" -- это анти-психиатры. Но это и в других сферах общества. Мы вспоминаем о театре через анти-театр, об искусстве через анти-искусство, о власти через борьбу с ей и ее отрицание, ибо власть, театр, искусство и психиатрия -- это симуляции.