• Внимание, на некоторое время вводится премодерация новичков.

Флуд-бар. Тема обо всем и ни о чем.

  • Автор темы Автор темы Wilbur
  • Дата начала Дата начала
"Выдержка из одной переписки:

В Москве я бывал проездом и на экскурсиях.

Причин нелюбви к Москве две:

1) С детства надоели рассказы о том какой это расчудесный город, блевать тянет. От вида краснокирпичного кремля тошнит.

Виды мавзолея Ленина и "Вечного огня" вызывают лишь положительные чувства, что характерно. )

Вид "дворца съездов" тоже не радует.

Такой я неправильный патриот.
Против москвичей же, как людей ничего не имею против.
Я урбанистику не люблю. Людей я люблю.




2) Не люблю всю эту вашу урбанистику вообще.

Я до 2014 года в городах жил.

Жил в Екб, Питере, в ННижнем.

ННижний из этих самый клёвый.

Наездами бывал в городах Урала и Сибири, в основном.

Пытался на югах существовать, работал в обслуге при отдыхающих на Азове, но не выдержал кубаноидного менталитета и свалил оттуда.

Было у меня городское жильё. В Орске, с видом на центральный проспект комната, в коммуналке. Большая светлая. С тех пор самый нелюбимый звук - шум городского движения.

Теперь у меня за окном начинаются пампасы и ничего лучше мне не надо. Тишина, по сравнению с городскими - чистейший воздух и самые лучшие в мире соседи. Мы с ними дружим и всяко друг другу помогаем.

А воду для питья я беру из колонки, и нет в России вкуснее воды, чем из наших артезианских скважин. (ц)



P.S.

.

.

Ээх, люблю Россию, пока не всю видел, но повидал.

И что характерно, всё множество мест, что я посетил, мне понравилось. Кроме городов, бгг."
...не политика🙂
Неплохо в дня _ причины_ нелюбви и прочего...хм, ксенизма-городизма🙂
В гендерных вопросах примерно так же 🙂
Без осмысления причин этого явления, и понятно, без попыток...перерасти детскую неприязнь к городам или к определенному полу, нации и прочему классу 🙂
 
"Газманов кстати песню "Офицеры" именно в честь Белого дома написал.

Потом слова переделал,втихую. Выбросив упоминание про Белый дом.
---
Выбросив упоминание про Белый дом
Его там не помню...

Он мне запомнился с песней "Есаул"
---
Изначально там был такой второй куплет

dzen.ru/a/YLi7776sQC23yIBa

-----------------

В ночь у Белого дома зверь в последней агонии, накатившись, разбился на груди у ребят. Что ж мы, братцы, наделали? Не смогли уберечь их. И глаза их навечно в глаза нам глядят. Ах, как жаль Вас, ребята. Кровь на мокром асфальте. Позвала Вас Россия, так бывало не раз. И опять Вы уходите. Может прямо на небо, и откуда-то сверху, прощаете нас. Так куда ж Вы уходите? Может прямо на небо, и откуда-то сверху прощаете нас.



В куплете говорится про трёх парней, которые пострадали в результате столкновений между армией и защитниками Белого дома.

Далее куплет переворачивает всё с ног на голову.

Офицеры, офицеры, Ваше сердце под прицелом за Россию и свободу до конца. Офицеры, россияне, пусть свобода воссияет, заставляя в унисон звучать сердца.

Причем тут офицеры, если изначально армия была на стороне ГКЧП, а «сердца под прицелом», если так можно выразиться, были у защитников Белого дома, среди которых были: Мстислав Ростропович, Андрей Макаревич, Константин Кинчев, Александр Городницкий, Маргарита Терехова, Лев Гудков, Шамиль Басаев, Михаил Ходорковский, Юрий Лужков, Елена Батурина и многие другие, которые со сменой режима неплохо устроились, в том числе благодаря случившейся трагедии с Дмитрием Комарём, Ильёй Кричевским и Владимиром Усовым. Похожие «методички» применили и на/в Украине с их пострадавшей «сотней», но почему-то мало кто обратил на это внимание"
...в связи с датой воспоминания🙂
 
"Бессмысленный запретительский раж, вот что тревожит.


1) Вы пишете это В ТЕЛЕГРАМЕ. Астанавитес !
2) Про звонки - я минуту назад по Ватсапу звонил родственнице. Не писал, а именно звонил. Давайте про "запрет" поговорим после ЗАПРЕТА, ок? А не после "нарушения стабильной работы"
Кстати, что такое запрет- с удовольствием вам напомню. Это то что СДЕЛАЛ американский Ютуб с массой сверхпопулярных российских ютуб-каналов. Вкл. каналы российских государственных телеканалов. Тупо ЗАКРЫВ К ... каналы Россия 1, Первого, Россия 24, НТВ. C совокупным накопленным числом просмотров примерно по МИЛЛИАРДУ у каждого. Вот тупо УДАЛИЛ.
Это то что ЕСТЬ, а не то что "о-ужас-может-быть". И это то как выглядит реальный запрет. Никакие антоновы НЕ скакали и не истерили. Так, по поводу удаленного канала Пучкова только поныли немного, помню...
3) Вы с пламенными ЛОМами по исправно работавшей Аське тоже так плакали в свое время или отмашки не было ?"
...если что, в ТГ я работаю, крайний сеанс вчера, норм, тьфу*3🙂
Скайп увы, приказал долго жить🙂
 
"В представленном протоколе речь идет о деталях и нюансах предшествующих и последующих событий во время крушения монархии в России, а также о настроениях в обществе, о некоторых лицах и частностях.

Керенский А.Ф. -- российский государственный и политический деятель, один из основателей Российской республики. Один из видных членов Временного правительства России, занимавший должность министра юстиции, военного и морского министра, а также возглавлявший его как министр-председатель с июля по ноябрь 1917 года. Член партии эсеров. Заместитель председателя Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов.

Тезисно, для тех кому лень читать всё:

"Я должен признать факт, что в конце 1916 года мы были уже не боеспособны. Транспорт, продовольственное дело столь были разрушены, что мы фактически воевать не могли. Но самое главное — солдатские массы не желали и уже “по духу” не могли воевать. Это было ясно совершенно для меня во время моей работы в 1917 году и как члена Государственной Думы и позднее как главы правительства."(С)

"Старый строй рухнул столь решительно, факт этот был столь быстро и общепринят всей страной, без малейшей попытки со стороны кого бы то ни было защищать его, что личность Николая II совершенно не внушала каких-либо опасений Временному правительству. Он настолько был кончен, что Его личность как политическая величина, совершенно не существовала" (С)

Настроение солдатских тыловых масс и рабочих Петроградского и Московского районов было крайне враждебно к Николаю II. Звучали требования о казни императора. Особенно царя ненавидели революционные матросы. Именно поэтому Императора и его семью пришлось взять под охрану. При этом Керенский говорит, что рабочие массы ненавидели не саму личность Николая, а идею "царизма".

Рабоче-крестьянские массы были равнодушны к направлению внешней политики Царя и Его правительства. Напротив, интеллигентно-буржуазные массы и в частности высшее офицерство определенно усматривали во всей внутренней и внешней политике Царя, и в особенности в действиях Александры Федоровны и лиц ее окружавших, ярко выраженную тенденцию развала страны, имевшего, в конце концов, целью сепаратный мир и содружество с Германией.

Временное правительство создало Чрезвычайную комиссию для расследования деятельности носителей высшей власти.

Керенский лично курировал режим охраны Императора,его семьи и свиты, назначал лиц для охраны, составил инструкцию по режиму содержания, включающую полную изоляцию и цензуру переписки. Керенский лично уведомил Николая о временном запрете на общение с супругой.

Керенский на заседаниях утверждал, что Великобритания примет Царя с семьей. Изначально в этом уверял посол Британии Бьюкенен и Керенский был готов лично сопровождать их до границы. Позже король Великобритании Георг отказался принимать царя с семьей испугавшись того, что крайняя непопулярность Николая II вызовет возмущение в России после чего та откажется воевать.

Присутствие Императора с семьей в Царском Селе и их возможная эвакуация за границу вызывало постоянную критику Временного правительства Советами с обвинениями в Контрреволюции, а также подпитывало революционную пропаганду среди солдат и матросов.

Керенский лично разрабатывал план переезда царской семьи и свидетельствует "о невозможности их перевозки через революционную Россию". В итоге Керенский лично выбрал Тобольск.

По свидетельству Керенского бывшие придворные после отречения Николая II за редким исключением держали себя с должным достоинством по отношению к бывшему государю.

Керенский не считал Ленина немецким агентом, но был уверен в его связи с Германией. По мнению Керенского каждый преследовал свои цели. При этом Керенский уверен, что Ленин не разбирал "значение морали в вопросе о средствах, ведущих его к цели".

Керенский отмечает выдающуюся пропаганду немцев против России. Немцы работали одновременно и на фронте и в тылу, координируя свои действия. Во время наступления в тылу происходил саботаж. Для солдат немцы издавали большевистские газеты и распространяли их по фронту. При этом немцы сообщали в газетах такие факты, которые случались позже, через несколько дней, что свидетельствует о связи немцев с большевиками.

По мнению Керенского из всей Антанты Россия была наиболее уязвима в области пропаганды. Поэтому немцы выбрали её из всей Антанты. По мнению Керенского Октябрьская революция была связана с тем что Австрия была готова выйти из войны, но немцы сыграли на опережение.

Керенский считает, что имея свою агентуру в верхах власти немцы форсировали свои события не только в октябре 1917, но и в 1915 и 1916 годах. В частности он говорит об устранении Распутиным с поста верховного главнокомандующего в 1915 году вел.князя Николая Николаевича, что вызвало крайнее смятение в правительственных и общественных кругах и деморализующее воздействие на фронт и тыл. Также Керенский утверждает что с 1916 года страной по сути управляла императрица Александра Федоровна. "Непреложный факт: министры делали доклады уже Ей"(С).

По мнению Керенского Николай Второй лично не стремился к сепаратному миру, однако на него оказывала огромное влияние его супруга, которая по мнению Керенского имела связи с германскими агентами. Распутин сильно влиявший на царскую чету по мнению Керенского был тем лицом вокруг которого строилась немецкая агентура. По словам Керенского "это было видно даже из документов, хотя в таких делах обычно не прибегают к документам".

Цитата Керенского про Распутина:"я хочу сказать, что в результате знакомства моего с указанными документами у меня сложилось полное убеждение о личности Распутина, как немецкого агента, и будь я присяжным заседателем, я бы обвинил его с полным убеждением. Вся роль Распутина была именно такова: за немцев и на пользу немцев. Он выступал перед войной “за немцев”. "

Цитата Керенского: "В войну Распутин работал на немцев. Для кого теперь секрет, что Штюрмером и Протопоповым Россия была обязана ему?... Я больше могу Вам сказать про Протопопова, которого я хорошо знал по Государственной Думе... весной 1916 года он в составе парламентской группы, посланной в союзные страны, и в Стокгольме попался в неосторожных сношениях с немцами. Он оправдывался, но его совершенно детские объяснения никого не убедили..."

По категоричному утверждению Керенского управляя страной с 1916 года правительство императрицы Александра Федоровны развалило все. "Оно развалило и еще до революции разваливало хозяйственную жизнь и создавало планомерную дезорганизацию продовольствия как в тылу, так и на фронте. В то же время правительство, обрушиваясь и подвергая преследованиям революционные элементы, считавшие необходимым продолжение войны, не преследовало и не прекращало пораженческих течений в революционной среде." (С)

Из личного разговора с Императрицей у Керенского не осталось сомнений в ее германофильских настроениях. По его мнению "Александра Федоровна понимала, что только подписание мира сохранит династию, поскольку народные массы этого хотят".

Керенский обвиняет императрицу Александру Федоровну в том что благодаря ее деятельности "революционерами стали люди от которых никак нельзя было ожидать этого".

Керенский сообщает как факт, что в октябре 1916 года генерал Алексеев должен был “арестовать” Александру Федоровну, как лицо, явно работавшее на развал страны и в пользу врага. Еще один заговор возник позднее.Заговор имел в виду отречение Николая II в пользу Алексея с регентством Михаила.

Керенский дает личную характеристику Императору и Императрице:

"Он был человек, очень ушедший в себя, скрытный, недоверчивый к людям и бесконечно их презиравший; человек ограниченный, не интеллигентный, но с каким-то чутьем жизни и людей. Он не ценил и не любил ничего и никого, кроме сына и, быть может, дочерей. В нем поражало полное равнодушие ко всему внешнему, претворившееся в какой-то болезненный автоматизм. Когда я вгляделся больше в Его лицо, то оно мне стало казаться маской. Из-за этой улыбки, из-за этих чарующих глаз выглядывало что-то мертвящее, безнадежное, какое-то последнее одиночество, последняя опустошенность. Он действительно мог быть и был мистиком. Он искал общения с небом, так как на земле все ему опостылело, было безразлично. Всмотревшись в эту живую маску, понял я, почему так легко выпала власть из его рук: он не хотел бороться за нее. В нем не было воли к власти."

"А рядом мучилась, страдала без власти, не могла оторваться от вчерашнего дня, не могла примириться с многим больная, истеричная, такая вся земная, сильная и гордая женщина. Она подавляла всех кругом своим томлением, тоской, ненавистью, непримиримостью. Такие, как Она, никогда ничего не забывают, никогда ничего не прощают...Такой был Он и такая была Она."

Важное свидетельство Керенского. С 1916 страной управляло правительство Александры Федоровны. Оно само вызвало беспорядки в стране и само же готовилось их подавить, считая что сможет управлять таким процессом. Подавление беспорядков -- базис для сепаратного мира. Гос.Дума мешала сепаратному миру. В феврале 1917 уезжая в Ставку Николай оставляет подписанный уже Им бланк о роспуске Думы. Но ошиблись все. Искусственно созданные системой правительства "беспорядки" неожиданно для них вылились в бунты. Они очень быстро приняли форму революционной вспышки. Начавшаяся революция смыла все.

Керенский: "Личные средства Императора и его семьи оказались невелики. У Них оказалось всего в Англии и в Германии не свыше 14 миллионов рублей."(С)

"За все время существования Временного правительства никогда не существовало комиссии приемки особо важных заказов обороны государства."(С)"
...не моё🙂
Мнение Керенского.
 
"Северо-западный институт управления РАНХиГС при Президенте РФ


Поступила в редакцию 09.09.2014


Анализ семейной политики государства в первые годы советской власти, правовых реформ в брачно-семейной сфере отражает тенденции разрушения традиционной патриархальной семьи дореволюционной России. Показана деструктивная направленность государственной политики в отношении института семьи в исследуемый период, проанализирован идеологический дискурс общественного воспитания. Рассмотрена официальная идеология государственной семейной политики советского периода.
Ключевые слова: семья, правовые реформы, семейная политика, материнство, общественное воспитание

Актуальность данной статьи обусловлена значимостью вопросов, касающихся политики государства в отношении семьи в первые годы советской власти. Для современных отече-ственных исследователей социальная политика и ее составная часть – семейная политика со-ветского периода остается terra incognita. Ис-следования до 1980-х гг. либо основывались на марксистко-ленинских подходах, либо направ-лялись приоритетами холодной войны. Эти и другие подходы не позволяли проанализировать противоречия советской политики в отношении семьи. Новый ракурс исследования советского периода позволяет найти подходы к интерпре-тации настоящего и к сценариям будущего.
Необходимо отметить, что в исследованиях советского и постсоветского периода понятие «семейная политика» является относительно новым. В политическом и академическом дис-курсе соответствующий термин стал использо-ваться в конце 1970-х гг., а российскими иссле-дователями только в начале 1990-х гг.

Влияние социалистической революции на брачно-семейные отношения в России и сегодня остается дискуссионным вопросом в отече-ственной социологии семьи. Первые годы со-ветской власти характеризуются как период разрушения традиционной семьи и отказа от приемственности семейного законодательства, связанного с формированием новых отношений между супругами, родителями и детьми. В идеологическом дискурсе разрабатываются и популяризируются идеи общественного воспи-тания, обобществления родительских функций. Формирование и особенности реализации госу-дарственной политики в отношении семьи в этигоды были детерминированы идеологическими установками. Если обратиться к определению Ф. Энгельса, согласно которому основой моно-гамной семьи является рождение и воспитание детей, а также последующее наследование пра-ва собственности [1], становятся понятны те противоречивые процессы, которые происходи-ли в российской семье в советский период. Вместо наследования частной собственности наследовалась весьма ограниченная личная соб-ственность, что ослабляло эту основу семьи и брака [2, с. 33]. Объективной причиной стала пролетарская революция и последовавшие за ней коллективизация, индустриализация, поли-тические репрессии и военные катаклизмы, ока-завшие сильное негативное влияние на семью в XX веке, разрушавшие семейные связи. Поли-тическая причина заключалась в том, что наиболее отчетливо деструктивная направлен-ность государственной политики в отношении семьи была выражена в первые послереволюци-онные годы.
Правовые реформы советского государства в брачно-семейной сфере Первые реформы советского государства в области брачно-семейных отношений ускорили уже начавшийся до революции процесс распада старой семьи патриархального типа. Еще в начале XX в. в рабочей среде наметились сни-жение рождаемости, ослабление экономических связей между супругами, родителями и детьми, усиление самостоятельности женщины [3]. Од-нако для большинства «брак означал полное слияние двух существ, пожизненное шествие их по дороге жизни и совместное осуществление поставленных себе задач. Эта связь была до сихпор достаточно прочной и для огромного боль-шинства – пожизненной. Два существа, дей-ствительно, превращались в «плоть едину» и совместно с детьми представляли своего рода «государство в государстве», – отмечал П. Со-рокин. Церковь определяла брак как таинство. Юристы понимали под браком «состояние пол-ной жизненной общности между супругами, пожизненную связь, основанную на божеском и человеческом праве» [3, с. 65]. По сути, дорево-люционная семья была самостоятельной, неза-висимой хозяйственной ячейкой, в дела которой государство почти не вмешивалось, за исклю-чением случаев уголовного характера. Власть предоставляла «полную самостоятельность и ревниво оберегала ее прочность, независимость и ее основы. Посягательства на ослабление или разрыв супружеской связи (половая чистота, оскверняемая прелюбодеянием, и внебрачные половые связи) всячески преследовались и, осо-бенно в древности, жестоко карались» [3, с. 65]. Церковь и государство стремились сильнее за-крепить эту связь, всячески мешали разрыву семейных уз через разводы или раздельное проживание. Как союз родителей и детей семья была «домашним очагом» и первой школой и воспитателем. Родители обладали как рядом прав по отношению к детям, так и обязанностя-ми – заботиться не только об их материальной обеспеченности, но и об умственном и нрав-ственном воспитании. Определенные права и обязанности лежали и на детях. Жена была от-дана в опеку мужу, дети – в распоряжение ро-дителей. Общность имущества супругов, соли-дарность их интересов и передача материальной и духовной заботы о детях в руки родителей свидетельствовали о том, что семья была цель-ной общественной единицей, ведущей свою самостоятельную жизнь [3, с. 66].

Октябрьский переворот юридически не уни-чтожил институт семьи, но в значительной сте-пени политизировал его положениями декретов Совета народных комиссаров от 19 и 20 декабря 1917 г. Признавалось действительным лишь гражданскоe оформлениe семейных отношений, было запрещенo многобрачиe даже для лиц, исповедовавших ислам. Люди, венчанные в церкви, не признавались отныне супругами в юридическом смысле, а уничтожение церковно-го брака как альтернативы гражданскому явля-лось несомненным наступлением на права лич-ности и не соответствовало провозглашенной свободе вероисповедания. По сути дела, совет-ская власть, утвердив своими первыми декрета-ми гражданский брак, отстранив церковь от ре-шения вопросов развода, уничтожила тем самым феодальные основы семейной жизни [4, с. 237–239, 247–249]. В первые годы после революции семья ста-ла рассматриваться как пережиток «буржуаз-ного» прошлого, способствующий эксплуата-ции женщин и сохранению патриархального чувства собственности у мужчин. Правила приличия, принятые до революции, осмеива-лись как «мещанство» и «обывательщина», молодое поколение в особенности отличалось сексуальной свободой и неуважением к инсти-туту брака. Обычным явлением стали «свобод-ные», незарегистрированные браки. Данное положение было закреплено законодательно в Кодексе о браке и семье 1926 г., согласно ко-торому любое постоянное совместное прожи-вание, зарегистрированное или нет, считалось семьей [5, с. 83]. Дети, рождавшиеся в резуль-тате такого сожительства, обладали всеми пра-вами, как и дети в зарегистрированном браке. Развод можно было получить на основании простого заявления, причем достаточно было известить партнера по браку о разводе, но со-гласия его не требовалось. Такова была правовая регламентация. На практике же многие видные деятели Советского государства всячески стремились резко перейти от феодальных норм брачных отношений к так называемым «социалистическим».



Деструктивная направленность государственной политики в отношении института семьи


Пришедшее к власти в октябре 1917 г. правительство осудило семью как буржуазный ин-ститут и пообещало упразднить ее, так как, по мнению большевиков, «семья как хозяйствен-ная единица, с точки зрения народного хозяй-ства, должна быть признана не только беспо-мощной, но и вредной... Коммунистическое общество упраздняет семью, семья утрачивает значение хозяйственной ячейки с момента пе-рехода народного хозяйства в эпоху диктатуры пролетариата» [6, с. 18]; «семья, воспитывая и утверждая эгоизм, ослабляет скрепы коллектива и затрудняет строительство коммунизма» [7, с. 29]. Среди членов коммунистической партии было много приверженцев идеологической по-зиции, заключающейся в том, что семья – это один из старых институтов, который должен быть разрушен и заменен другими социальны-ми формами. Народный комиссар просвещения А.В. Луначарский считал, что семьи создают неправильные типы людей, то есть «не людей, которые сделают вклад в общественный кол-лектив, но людей, которые будут индивидуали-стами» [8, с. 34].



По мнению большевиков, для женщин брак и материнство являлись главными препятстви-ями женской эмансипации. «Семья отмирает, она не нужна ни государству, ни людям… на месте эгоистической замкнутой семейной ячейки вырастает большая всемирная трудо-вая семья» [9, c. 15], – писала А.М. Коллон-тай, один из основных идеологов большевиз-ма в области семейной политики и феминиза-ции, еще в 1919 г.; а в 1923 г. она заявила, что советское правительство «снимет бремя мате-ринства с женских плеч и переложит его на государство». Она также добавляла, что «се-мья в ее буржуазном понимании вымрет» [10, с. 146, 161–162]. По сути, проводилась поли-тика ликвидации института семьи. Предста-витель наркомата юстиции Я.И. Бранденбург-ский заявлял: «Семья, конечно, исчезнет и бу-дет заменена государственной организацией общественного воспитания и социального обеспечения» [11, с. 117]. Превалирующей в социальной политике большевиков к концу 1920-х гг. становилась мысль о том, что новый человек – это, прежде всего, передовой обще-ственник, для которого интересы коллектива всегда должны быть выше личных. Эти же идеи пропагандировались и в молодежной пе-чати. «Социальное положение рабочего парня и девушки, – писалось в журнале «Молодая гвардия» в 1923 г., – целый ряд объективных условий, жилищных и т.д. не позволяет им жить вместе или, как говорят, пожениться. Да, эта женитьба – это обрастание целым рядом мещанских наслоений, обзаведение хозяй-ством, кухней, тестем, тещей, родственниками, – все это связано с отрывом, мы бы сказали, от воли, свободы и очень часто от любимой рабо-ты, от союза (комсомола)» [12, с. 154].

В силу особенностей психологии юношеству свой-ственно стремление к ниспровержению или, во всяком случае, к ревизии принципов жизни старших поколений. Любая (даже абсурдная) идея, высказанная в печати, а к тому же еще и лидером правящей партии, представителем гос-ударства, воспринималась как истина. Противо-речивое воздействие на отношение молодых людей к семье оказали и советские законы, де-мократизировавшие процедуру разводов. Зна-чительная часть юношей и девушек в новом брачно-семейном законодательстве нашла прежде всего оправдание свободных связей. Не случайно весьма популярной в среде молодежи заводских окраин Петрограда в начале 20-х гг. была частушка: «Советская власть, мужа не боюся, / Если плохо будем жить, возьму разве-дуся» [13, с. 351].

Такие представления молодежи становились опасной игрушкой в руках ретивых сторонни-ков нового представления о семье, которые утверждали: «При социалистическом обществе дезинтеграция семьи достигнет своего заверше-ния. Социализм несет с собой отмирание се-мьи» [14, с. 375]. Революционное крушение идеалов, отрицание основополагающих прин-ципов и человеческих ценностей, и в частности религии, привели к «новой морали» вседозво-ленности, безнаказанности, безответственности, всколыхнули низменные человеческие чувства и настроения, которые приобрели безудержную силу [15, с. 91]. Число разводов стало стреми-тельно расти.
Удар по патриархальной семье наносили также активная пропаганда и создание бытовых коммун в городах. Особый размах это явление получило во второй половине 1920-х гг., когда не только была восстановлена довоенная чис-ленность населения в целом и рабочих в част-ности, но и наметился рост горожан. Появились коммуны на фабриках, возникали межрайонные коммуны, как, например, Московско-Нарвская в Ленинграде, которая не только обобществляла всю одежду, но и платила алименты за своих членов. Коммуны способствовали если не уни-чтожению семьи, то ее политизации. Такую же цель преследовала и новая обрядовость, в кото-рую вовлекалась молодежь («красные свадьбы» и «красные крестины»). Именно на коммуну руководители коммунистической партии возла-гали надежды в деле переустройства семейного быта. Ряд теоретиков организации коммун ви-дел в них средство отвлечения от семейной жизни, так как «коммунисты ни в коем случае не могут являться сторонниками семейного оча-га» [16, с. 56].

Молодежи настойчиво внуша-лось, что новый человек – это прежде всего пе-редовик-общественник, для которого интересы класса, коллектива всегда должны быть выше личных. Такие идеи не могли не привести к конфликтам в молодых семьях, и в 1930-е гг. эти конфликты приобрели массовый характер. На страницах «Комсомольской правды» развер-нулась дискуссия по проблемам семьи. Собран-ная подборка писем показывает, что молодые рабочие не могли жениться их-за общественных и производственных перегрузок.
«Вот поженились мы, и вижу: из-за Нюры работа страдает. Решил взяться за работу, дома скандалы. Поругаешься и уйдешь в ячейку, а оттуда возвращаешся в час ночи», – писал сек-ретарь комитета ВЛКСМ одного из ленинград-ских заводов [17]. «Может, семья является лишним грузом, тянущим комсомольцев назад или в сторону от прямых целей и задач?» – пы-талась понять молодая работница [18, с. 8].
Несмотря на то, что в крестьянской России брак имел высокий статус (считалось, что не выходят замуж и не женятся только нравствен-но и физически неполноценные), отток молоде-жи в города уже до революции ослабил проч-ность семей и снизил престиж семейной жизни, а примат общественного над личным, активно пропагандировавшийся в Советском государ-стве, усилил эти тенденции. Статус семьи в со-знании молодых ленинградских рабочих был основательно поколеблен и благодаря стара-тельному муссированию вопросов о функциях семьи в новом обществе. Сомнительные, но то-гда считавшиеся прогрессивными идеи и вари-анты брачных отношений навязывались в сбор-никах комсомольских песен частушками о се-мейной жизни:
«Эх, била меня мать и поучала,
С комсомольцами гулять запрещала.
Лучше б дома, говорит, ты сидела,
Поучилась щи варить, хлебы делать.
Нет, мамаша, все ты зря, эти вещи
Спокон века кабалят бедных женщин» [19].

После революции в промышленности начал интенсивно применяться женский труд. Так, в 1928 г. в промышленности Ленинграда было занято 37% женщин из всех рабочих, в 1934 г. – 45.7%, а в 1937 г. – 49.6%. Эта ситуация обу-словливалась не только экономическими, но и идеологическими причинами. «В условиях лик-видации безработицы и все возрастающей по-требности в новых рабочих кадрах создаются все возможности для фактического раскрепо-щения женщины от домашнего хозяйства и приобщения ее к общественно-производи-тельному труду», – подчеркивалось в постанов-лении Коллегии народного комиссариата труда РСФСР от 15 февраля 1931 г. [20, с. 9]. На мно-гих ударных стройках объявлялась мобилиза-ция «внутренних человеческих ресурсов» – женщин, которые приезжали на стройку вместе с мужьями.
Несмотря на согласие между коммунистиче-скими лидерами и ведущими педагогами того времени в том, что семья должна быть уничто-жена, все же в первое десятилетие после рево-люции семье не нашлось подходящей замены, хотя социальный институт семьи в России в послереволюционный период претерпел суще-ственные изменения. Активно распространя-лись идеи понимания брака как любовного и товарищеского союза двух равных, свободных и одинаково независимых членов коммунистиче-ского общества, женского равноправия. Женщина должна была стать не только финансово, но и духовно независимой. Для достижения экономической независимости женщин был принят ряд декретов: был введен оплачиваемый отпуск по беременности, а также запрет на тя-желый физический труд в ранние и поздние сроки беременности; предоставлялись оплачи-ваемые перерывы для кормления младенцев; начали открывать ясли и детские сады. Женщи-на получила не только возможность раздельно-го владения имуществом в браке, но и свободу перемещения.
Необходимо отметить, что сразу после рево-люции и в последующие годы семья функцио-нировала в условиях постоянного вмешатель-ства государства в ее приватную сферу, навязы-вания образа жизни и моделей поведения. Пер-вый нарком здравоохранения Н.А. Семашко полагал, что «вопрос об аборте должен решать-ся не с точки зрения прав личности, а с точки зрения интересов всего коллектива» [21, с. 20]. Аборты были разрешены. Представительницы женской части правящей большевистской вер-хушки делали акцент на социальном аспекте прерывания беременности, считая, что эта опе-рация способствует «втягиванию женщин в об-щественную жизнь» [22, c. 78]. Значительно упростилась процедура развода. Вместо цер-ковных таинств венчания и крещения детей бы-ла введена светская процедура регистрации брака и рождения детей. Церковь отделялась от государства. Внебрачные дети получили равные права с детьми, рожденными в браке. В терми-нологии того времени, «дети, произошедшие от сожительства, поступают в собственность рес-публики» [15, с. 91]. Эти положения были вве-дены декретом «О гражданском браке, о детях и ведении актов состояния» 18 декабря 1917 г., а затем включены в Семейный кодекс 1918 г. Как писал В.И. Ленин, «советская власть первая и единственная в мире уничтожила полностью все старые буржуазные подлые законы, ставя-щие женщину в неравное положение с мужчи-ной, дающие привилегии мужчине, например, в области брачного права или в области отноше-ний к детям» [цит. по: 23, с. 156]. Таким обра-зом, в тенденциях, которые возникли в сфере брачно-семейных отношений после революции 1917 г., проявились разрушительные силы, обуздать которые новое государство не могло, а часто и не стремилось, так как цель политики исходила из главного постулата – «разрушить все до основания, а затем» на «развалинах» по-строить нечто «новое». Любой революционный переворот, какими бы благими намерениями он ни прикрывался, всегда несет людям горе и разрушение традиционных основ жизни, негативно отражается на деятельности существующих со-циальных институтов, особенно семьи, которая берет на себе все тяготы по воспроизводству населения. Поэтому кризис в политике, эконо-мике, культуре есть и кризис семьи [15, с. 92]. Мнение отечественных и зарубежных ученых касательно позиции и действий коммунистов в отношении семьи во многом совпадает с мнени-ем западногерманского публициста К. Менерта: «Советское правительство сразу же после рево-люции повело борьбу с семьей [24, с. 66]. Для них (коммунистов) семья – это бельмо на глазу, и не только из-за ее консервативности. Их раз-дражает уже само существование этого един-ственного в стране не контролируемого ими института, самобытной и замкнувшейся в себе ячейки, инородного тела в государстве, которое во всех остальных отсеках контролируется сверху донизу» [24, с. 70, 89]. А.Г. Харчев от-мечал, что «семья – хранительница не только традиционной русской культуры, быта, основа социализации человека, но и связь историче-ских времен, разрушив которую, общество пре-вращается в «иванов, не помнящих родства». Именно здесь больше всего потеряла, порой безвозвратно, наша нация» [15, c. 93].



Идеологический дискурс общественного воспитания
В течение первых десяти лет послереволю-ционного периода членами нового советского правительства было предложено три направле-ния развития отношения государства к семье в переходный период от социализма к коммуниз-му [25, с. 893–902].
Наиболее радикальным было первое направ-ление, которое ратовало за полное разрушение семьи и ее замену коллективным воспитанием детей в государственных учреждениях. Сторон-ники этого направления утверждали, что отми-рание семьи оправдано марксистской идеологи-ей. Второе направление поддерживалось теми, кто верил, что семья будет функционировать даже при социализме. Цели сторонников этого направления заключались в понимании необхо-димости работать с родителями для помощи в воспитании здоровых и счастливых детей. Представители третьего направления предлага-ли рассматривать детей как агентов революции в отношении взрослых членов семьи при усло-вии, что дети смогут жить дома при отсутствии риска воспринимать прежний образ жизни.
Даже сторонники уничтожения семьи при-знавали, что для наилучшего результата воспи-тания детей в советском государстве нужно ра-ботать с семьей, а не против нее. Они понимали, что в то время это было единственным выбором и старались сделать как можно больше в дан-ном направлении. Сторонники второго направ-ления считали, что семья вместе с другими со-циальными институтами будет заниматься вос-питанием детей. Они осознавали, что дети сна-чала будут в основном получать образование и воспитание в советских учреждениях, а затем приносить свои знания в семьи, родителям. А.М. Колонтай утверждала, что ребенок, воспи-танный обществом, будет лучше подготовлен к новому образу жизни, чем ребенок, воспитан-ный в семье: «Человек, воспитанный в учре-ждениях республики рабочих, будет лучше при-способлен к жизни в рабочей коммуне, чем че-ловек, чье детство прошло в закрытой среде эгоистичных семейных привычек» [26]. Эта идея казалась очень удачной, так как государ-ство могло сконцентрировать свои усилия на будущем страны – детях. Однако идея была до-статочно амбициозной, так как власти сначала должны были не только открыть соответству-ющие учреждения и обучить детей (что требо-вало колоссальных затрат), но и найти эффек-тивный способ передачи взрослым тех знаний, которые были получены детьми.

Идея общественного воспитания, как мы уже отмечали, была одной из центральных в семей-ной политике этого периода, так как стояла за-дача воспитания нового человека – строителя коммунизма. Н.К. Крупская об идеe обществен-ного воспитания писала еще до революции, по сути имея в виду полное государственное обес-печение детей через систему детских учрежде-ний, включая школы и детские сады [27, c. 110]. Сразу после революции правительство объяви-ло, что забота о воспитании детей будет возло-жена на общество.
А.М. Колонтай считала, что воспитание де-тей в семье неэффективно, так как детям могут привиться консервативные буржуазные ценно-сти, а в системе общественных образовательных учреждений, охватывающей всех детей, будут привиты навыки и черты «строителя коммуниз-ма». Такой подход к воспитанию поддерживал и А.В. Луначарский, по мнению которого при выборе одного из двух воспитателей – родите-лей в лице матери и государства в лице школы – приоритет должен отдаваться школе, потому что она несет основную ответственность за вос-питание молодого поколения в духе социали-стических идеалов. А.М. Коллонтай, развивая идею общественного воспитания в статье «Коммунизм и семья», писала, что «вопрос освобождения женщины от тягот материнства решится сам собой, поскольку пролетарское государство установит совершенно новый принцип: забота о подрастающем поколении превратится из заботы семьи в заботу государ-ства. Материнство будет охраняться не только в интересах женщины, но прежде всего переход-ной на пути к социализму национальной эконо-мики: необходимо спасти женщин от непродук-тивной траты энергии, которая может быть эф-фективно использована в интересах коллектива. Необходимо защитить их здоровье, чтобы га-рантировать трудовой республике приток здо-ровых рабочих в будущем» [28, с. 56].
Семейная политика советского государства, по мнению многих исследователей, была поли-тикой крайнего прагматизма. Женщина рас-сматривалась в качестве важного человеческого ресурса для решения производственных и демо-графических задач, стоящих перед обществом.

Официальная идеология государственной семейной политики советского периода

Политика коммунистов по отношению к се-мье не может однозначно оцениваться в течение всего исторического этапа существования соци-алистического общества. Во время «великого перелома» 1929 г. в стране стало меняться все, и в том числе взгляды на проблему взаимоотно-шения полов. На рубеже 1920–1930-х гг. сфор-мировались официальные нормы сексуальной и семейной жизни в советском обществе. Они сводились к следующему: советский человек должен ориентироваться на моногамный брак, женская сексуальность может быть реализована только посредством деторождения. Добрачная половая жизнь считалась аморальной, отклоня-ющиеся формы полового поведения резко осуждались [29, с. 275]. В середине 1930-х гг. советское государство перешло на позиции за-щиты семьи и материнства, объявив в 1936 г. аборты вне закона, сделав процедуру развода более труднодоступной и дорогостоящей (за первый развод надо было заплатить 50 руб., второй «стоил» 150 руб., третий и последующие – 300 руб. [5, с. 87]), установив льготы для мно-годетных матерей, преследуя безответственных отцов и мужей и клеймя их позором, утверждая авторитет родителей наравне с авторитетом школы и комсомола. Подобные перемены, по-видимому, были вызваны, в первую очередь, падением рождаемости и тревогой по поводу того, что данные о численности советского народонаселения не показывают сильного при-роста, ожидавшегося при социализме. Институт свободного брака еще существовал (был упразднен только в 1940 г. [30, с. 172]), но к концу 1930-х гг. уже не пользовался такой по-пулярностью, как раньше. Количество разводов стало сокращаться. Советские юристы, неисто-во критиковавшие ценности капиталистическо-го общества и его основную ячейку – семью, кардинально поменяли свои взгляды. Так, в 1927 г. академик С.Я. Вольфсон утверждал, что «социализм несет с собой отмирание семьи», а в 1937 г. он же писал следующее: «Утверждения, что социализм несет отмирание семьи, глубоко ошибочны и вредны» [31, с. 233–234]. В.К. Ни-кольский, специалист по изучению семьи, в эти годы считал, что «индивидуальная семья не только сохраняется, но и укрепляется как проч-ная форма брачного союза, основанного на вза-имной любви, и ячейка социалистического бы-та, выполняющая ответственную задачу воспи-тания детей» [32, с. 72]. Он отметил важное по-ложение, которое в дальнейшем определило семейную политику в СССР: «Конечно, брак и развод являются у нас частным делом мужчины и женщины. Но поскольку человек является самым ценным капиталом в нашей стране, по-скольку драгоценнейшим достоянием нашего общественного строя являются дети, постольку все, что наносит ущерб этому драгоценнейшему достоянию (половая распущенность, легкомыс-ленное отношение к браку, отказ от содержания своих детей и т.д.), всегда вызывало и будет вызывать вмешательство советского обще-ственного мнения и советского законодатель-ства» [32, с. 73]. Классовые подходы идеи построения ком-мунистического общества в мировом масштабе и создания материально-технической базы ком-мунизма в официальной государственной и пар-тийной идеологии ставили семью, личные и семейные интересы в подчиненное положение. Такой подход к семейной политике сохранялся на протяжении всего советского периода. Глав-ный идеологический документ советского пе-риода – Программа КПСС (1972 г.) – подтвер-ждает это. В Программе «семья» употребляется только в разделе «Задачи партии в области подъема материального благосостояния наро-да». Заметим, что дети и молодежь в этом до-кументе упоминаются тоже редко. Что касается семьи, то о ней говорится следующее: «При коммунизме семейные отношения окончательно очистятся от материальных расчетов и будут целиком строиться на чувствах взаимной любви и дружбы» [33, с. 65]; «Те семьи, которые про-живают еще в переуплотненных (плохих) жи-лищах, получат новые квартиры. В итоге второ-го десятилетия каждая семья, включая семьи молодоженов, будет иметь благоустроенную квартиру» [33, с. 94]. Приведем цитату из Про-граммы КПСС, в которой содержится идея ранних работ К. Маркса и Ф. Энгельса о переходе при коммунизме к общественному воспитанию детей: «Обеспечить счастливое детство каждо-му ребенку – одна из наиболее важных и благо-родных задач строительства коммунистическо-го общества. Дальнейшее широкое развертыва-ние сети детских учреждений создаст условия для того, чтобы все большее число семей, а во втором десятилетии – каждая семья имела бы возможность по желанию бесплатно содер-жать детей подростков в детских учреждени-ях. Партия считает необходимым сделать все возможное, чтобы уже в ближайшие годы пол-ностью удовлетворить потребности в дошколь-ных учреждениях. В городе и деревне будет обеспечено: полное и бесплатное удов-летворение потребностей населения в яслях, детских садах и площадках, в школах с про-дленным днем, в пионерских лагерях, массовое развертывание сети школ-интернатов с бес-платным содержанием детей; введение во всех школах бесплатных горячих завтраков, про-дленного школьного дня с предоставлением учащимся бесплатных обедов, бесплатное обес-печение школьной одеждой и учебными посо-биями» [33, с. 98]. Иными словами, речь идет о бесплатном содержании и профессиональном, внесемейном воспитании и социализации детей в разнообразных детских учреждениях. И грань между помощью семье в содержании и воспи-тании детей и отторжении, изъятии ребенка из семьи является тонкой и неуловимой.

С 1920-х гг. начала развиваться система дет-ских, преимущественно круглосуточных, до-школьных учреждений. Статистические данные показывают рост детских дошкольных учре-ждений в последующие годы советской власти. Так, в 1924 г. в СССР было открыто 1036 до-школьных учреждений, в которых пребывало 42 тыс. детей, а в 1940 г. насчитывалось уже 24 тыс. таких учреждений, которые посещали 1171.5 тыс. детей [34, с. 125, 187, 188]. Однако ресурсы, фактически выделенные на семейную политику за весь период социализма, были недостаточны для практической реализа-ции этих идеологических установок, так как приоритами государственной экономической политики страны в то время были усиление во-енной мощи, индустриализация и наращивание объема производства тяжелой промышленно-сти, подчинение коллективного сельского хо-зяйства интересам индустриализации. Социаль-ная сфера развивалась по остаточному принци-пу. Трудности с жильем и низкие заработки препятствовали разводу и возможности созда-ния новой семьи либо отдельного проживания. Государство, развивая сеть детских дошколь-ных учреждений, внешкольного воспитания, общественного питания и бытового социально-го обслуживания, обеспечения и социального обслуживания нетрудоспособных и др., посте-пенно брало на себя значительную часть функ-ций семьи. Всеобщее вовлечение женщин в сферу общественного труда делало их более независимыми в экономическом плане. Можно говорить об усилении значения тех аспектов семьи и брака, которые связаны с любовью, сексуальными отношениями, психологической поддержкой в семье.

Анализ различных исторических источников показывает, что в дальнейшем государственная семейная политика стала более гибкой и реали-стичной, при сохранении главной марксистской идеи общественного воспитания детей и осво-бождения женщины из сферы неэффективного, домашнего труда на основе всеобщего вовлечения в общественное производство и развития об-щественного питания и бытового обслуживания. Однако все эти разрушительные для семьи про-цессы не получили достаточного развития и глу-бины, а здоровый консерватизм позволил семье, претерпевшей столь существенные воздействия и изменения, модернизироваться, сохранив многие традиции, и выжить. Гегемоническая позиция государства создала условия для формирования патерналистской семейной политики, когда семье оставался минимум функций и полномочий, а государство брало на себя ответственность за обеспечение членов семьи и заботу о них. В ре-зультате разнонаправленных социально-экономи-ческих и политических процессов в России на смену массовой, патриархальной, крестьянской, многодетной, многопоколенной сельской семье начала XX в., пришла эгалитарная, малодетная, нуклеарная городская семья"
...видно ли анти-...многое 🙂 как в решениях лидеров того времени, так и тех, кто анализировал те события в нашем веке?🙂
 
" Не растекаясь мыслью по древу. Щёлкаем пальцами, бормочем заклинание… большевики испаряются из исторического процесса в 1917-ом году. Все остальные остаются на своих местах.

Что произойдет? Куда делись остальные проблемы? С большевиками растворились?





Первое -- Россия получает военное поражение с первыми тёплыми деньками, как просохла земля. Идиотский "Приказ №1" полностью развалил остатки армии, уничтожил вертикаль подчинения и титулование офицеров, вместо законов военного времени началась митинговщина выборных солдатских комитетов каждого подразделения. Нижние чины теперь коллективно решали: ходить или нет в атаку, держать оборону и так далее…

Фронт от полного развала тогда удержали "ударные отряды смерти" из офицеров, верных присяге немногочисленных солдат. Остальные были настроены "Штык в землю, айда по домам". Зачем они так туда спешили?

Это было главным вопросом революции. Крестьяне требуют помещичью землю, помещики яростно этому сопротивляются. Рабочие хотят хлеба, их семьи не могут себе такой роскоши позволить. Поднабравшая силёнок и достатка русская деревня (читай, кулак-мироед и крупный товаропроизводитель) не желают быть социально ответственными. Бесплатно хлеб не отдают, на мешки "бумажек-керенок" плюют.

А золота в обороте нет, хранится в сейфах туманного Альбиона. Остатки золотого запаса очень быстро испаряются, война не окончена, союзникам нужно платить. Иначе исключат из клуба победителей и цивилизованного сообщества.

В тылу обитает около… ста полнокровных дивизий из дезертиров, уклонистов, резервных батальонов (каждый численностью с бригаду). Они на фронт категорически не хотят. Низы требуют быстрого замирения, Временное Правительство вынуждено клятвенно обещать зарубежным партнерам -- продолжение войны, и ещё одно гигантское наступление.

Которое обязательно закончится провалом и страшным поражением, армия воевать категорически не намерена, её попросту нет. Германия без Брестского мира большевиков захватит ровно столько губерний, сколько посчитает нужным. Что ещё страшнее -- устроит парад суверенитетов на оккупированных территориях. Если не увидит единого центра принятия политических решений в самой России, как было в случае с большевиками.

Гражданская война неизбежна, большевиков чудесно заменяют разложившие армию… левые эсеры со своими лозунгами "Землю -- крестьянам!". Отток казачьих частей при оружии домой — будет первой искрой такой резни. Пока они лили кровь "за царя и Отечество", после Февраля начался захват их угодий безземельными крестьянами. Как только появятся мало-мальски отчаянные лидеры с вооружённой силой -- Гражданская неизбежно заполыхает в самых разных местах. С обязательным появлений "крестьянских армий" и махновщиной.

Дальше. "Февралисты" обязательно разваливают любой "общественный договор". Что чудесно продемонстрировали Керенский и генерал Корнилов. Военные диктаторы, монархисты, республиканцы в мундирах непременно схлестнутся с философствующей интеллигенцией, митинговщиной "низов", эсеровскими лидерами деревни. "Февралисты" даже против большевиков не смогли объединиться… что говорить о других точках соприкосновения.

Россия становится на "китайский путь" революции и гражданской войны, как вариант. Когда десятилетиями две идеологии при сильных лидерах будут истреблять друг друга сотнями тысяч. Но только у нас этот вариант станет более кровавым. Застрявший в средневековье Китай Мао и Гоминьдана был малоинтересен финансовой элите. Россия куда более лакомый кусок для "мировых лидеров".

Другой сценарий сыграет. Обязательно появятся (специально приглашённые противоборствующими сторонами) хищники в хороших костюмах и военных мундирах из-за границы. Изгнание из клуба победителей Первой мировой -- вне всякого сомнения и без всяких большевиков. Только не очень умственно развитый ребенок может верить: "союзнички" после победы на кайзером отдадут нам Босфор и Дарданеллы.

Удел расчленённой страны, никак иначе. Сферы влияния, как во времена гражданской. Только не найдётся политической силы, способной им противостоять военными и политическими методами. Западные партнеры сделают всё, чтобы не появились общероссийские политические лидеры. Чудесно себя чувствуя за спинами региональных диктаторов и режимов.

Можно сразу забыть про Дон, Кубань, Крым, Польшу, Финляндию, Прибалтику, Украину, Среднюю Азию, Кавказ и Сибирь. Они отделяются гарантированно, способны защитить от соседей свою независимость. Если уж при большевиках успешные попытки предприняли, что говорить об импотентных "февралистах". Или грызущихся непримиримых фракциях левых эсеров. Под марафетное улюлюканье анархистов и полу-уголовного люмпена.(Иллюстрация из открытых источников)

Развал страны происходит быстрее, кровавее, без попыток национального диалога. Каждая "молодая независимая страна" будет иметь опекуна из великих победивших держав.Мы сейчас это видим.

Москве с ними нет возможности бороться, у неё лютует обезглавленный и расколовшийся пролетариат, ходят по губерниям "крестьянские армии", со всех сторон налетают национальные вооружённые окраины, прирезая себе уезд за уездом. Какое-то время потребуется, чтобы подавить монархическоё "белое движение".

Выводы…

У России без большевиков не было шанса остаться централизованной державой. Поскольку отсутствовали военные аргументы, политическая воля и запредельная жестокость в проведении реформ. Никто не был способен объединить страну. Очень любопытно узнать: как много нашлось желающих собрать распавшуюся империю? Тем более, в новое государство с элементами социальной справедливости.

Каждый регион, каждый клан или лимитроф-страна строили бы что-то своё. По законам Запада, молитвы церквей, завывания муэдзинов, патриотические стенания и хруст французской булки.Как пример Арабская весна и нынешняя Украина. И забудьте про индустриализации или коллективизации, до морковкиного заговенья -- платили бы ещё царские кредиты, наделали новых. Отдали державам-покровителям всю промышленность, добычу, переработку, внешнюю торговлю и производство зерна с маслом.

Все эти колчаки-деникины-врангели-семеновы на службе запада снимают ренту с России. Получая доход только с совместных предприятий по производству алкоголя, табака, нехитрого бытового скарба в ремесленном исполнении. Танки, транспорт, авиация… о чём вы?. Пешком, с винтовкой и пулемётом… и шагом марш воевать по всему миру! За чужое колониальное благополучие.

Большевистская продразвёрстка -- страшное преступление против трудового народа? Серьёзно? Голод без Ленина с Троцким был бы страшнее. Поскольку, всё по буржуазным понятиям: нет денег -- подыхай. Жесточайшего контроля над уравнительным распределением продуктов, как при большевиках, никакая либеральная или военная диктатура не способна организовать.

Для этого нужно иметь другой склад государственного ума, политическую волю, бесклассовое общество. Россия без большевиков ничем бы не отличалась от царской, начала 1917-го… Миллионы гибнут на войне, умирают от голода. А несколько десятков тысяч по-прежнему слушают цыган в роскошных ресторанах. Одна надежда на Запад… если просроченную тушёнку или гнилую муку с циклопических военных складов завезут. Не бесплатно, само собой. В кредит.

Без большевиков обязательно вернулись помещики. Не сразу, не вдруг. Но обязательно. Чтобы с мироедом-кулаком подмять под себя деревню. Которая ещё после голода выжила. Капиталистический фермерский рай а-ля США? Охолоните. Сотни тысяч тракторов и комбайнов? Примите лекарство.

Вспомните, что увидели проклятущие большевики из сельского хозяйства Прибалтики и Польши в 1939-ом. Хутора и натуральный обмен. Какие школы, клубы и больницы? Царские времена — рай обетованный. Что же пролетариат, спросите? Без большевиков исчез бы к середине 20-ых. Города -- территория проституции, наркомании, туберкулёза, венерических эпидемий, преступности. Съёмные углы с милосердным домовладельцем -- вершина мечтаний. Как в добрые царские времена. На фоне особняков, церквей, усадеб, ресторанов, заморских автомобилей.(Иллюстрация из открытых источников)

Самое главное. Гитлер пришёл бы обязательно к власти — без большевиков. С прежним "дранг нах Остен". Интересно подумать… кто встретил бы в 1941-ом победоносный вермахт? Который с армиями независимой Украины и прочих цивилизованных стран атаковал Москву не из-за Буга и Прибалтики, а с берегов Днепра, круч Кавказа, из-под Смоленска. Много видите военных шансов у наследников Деникина и Колчака? Памятуя, как именно "союзнички" слили Чехословакию, Польшу… даже Францию. Вот и вся реконструкция…"
...не истина, но вариант моделирования🙂
Неточно, очевидно, в связи с не- учётом массы предшествующих событий🙂
Имхо
Но... кое-что тут есть🙂
 
"Авторитет составляет самую прочную основу веры, готовность верить – благо, склонность к сомнению – зло, а скепсис – грех…, и… если достаточно авторитетное лицо провозглашает, что надо верить, то для здравого смысла места уже не остается»

Houghton, WE. The Victorian frame of mind 1830–1870.

«У кого я замечу интеллект, тот будет расстрелян»

Ailsby, C. SS: Roll of Infamy.


«Умный человек неправ уже просто потому, что он умный – и поэтому думает не так, как большинство, и, соответственно, отторгается им»."
...не моё🙂
Возможно - анти- моё🙂
 
"Мы привыкли думать, что мечты ушли из-за нестабильности.

Или из-за бедности.

Или потому что «реальность жёсткая».



Но дело не в этом.



Люди перестали мечтать — не потому что не хотят.

А потому что **мечта больше не работает как двигатель**.



Она вызывает не вдохновение — а усталость.

Не надежду — а чувство вины.

Не план — а давление.



И тогда мозг делает то, что всегда делает при угрозе:

отключает систему.



1. Эпидемия «психологической избыточности»



Опросы: 72% опрошенных (18–45 лет) говорят, что «не строят планы на будущее дальше, чем на 6 месяцев».

Не из-за лени.

Из-за ощущения, что «всё равно не сбудется».



При этом:

- 89% говорят, что «хотели бы мечтать»

- 81% смотрят контент о «идеальной жизни» (дом в горах, переезд, бизнес)

- Но 94% не делают ни шага к этому



Парадокс:

**Мечта есть — но она не запускает действие.**

Она — как включённый двигатель на ручнике.

Только греет, но не везёт.



2. Мечта как метафора доверия к будущему



Мечта — не фантазия.

Это **инвестиция в время**.

Я работаю — потому что через год будет лучше.

Я терплю — потому что потом будет иначе.



Но когда доверие к «потом» исчезает — мечта становится бессмысленной.

Не потому что цели нет.

А потому что **нет веры в причинно-следственную связь между усилием и результатом**.



И тогда:

- либо мечта превращается в потребление («купить, чтобы почувствовать»)

- либо в нарратив («рассказывать, как всё будет» — без попытки)

- либо подавляется полностью



3. Исторический прецедент: Рим и СССР



В Риме до IV века н.э. были массовые проекты: акведуки, дороги, храмы.

Строили на десятилетия вперёд.

Потому что общество верило: «мы будем там».



К IV веку — строительство остановилось.

Не из-за нехватки рабов.

А потому что элита перестала верить в продолжение империи.

Строили только укрепления и храмы — то, что нужно «сейчас».



В СССР до 1970-х — массовое жилищное строительство, освоение целины, космос.

После — переход к «застою».

Не потому что не могли.

А потому что **будущее перестало быть местом, куда хочется идти**.



То же сейчас:

не строим не потому что не можем —

а потому что не верим, что «там» будет лучше.



4. Отказ от будущего как адаптация



Мозг — не машина мечты.

Он — орган выживания.

Когда будущее воспринимается как угроза (кризис, война, коллапс), мозг отключает долгосрочное планирование.



Это не «депрессия».

Это **физиологическая защита от когнитивного диссонанса**:

«я должен мечтать» — «но мечтать больно».



Решение — не «мотивация», а **подавление запроса**.

Отсюда — рост:

- контента «о себе» (без будущего)

- практик «жить здесь и сейчас»

- идей «счастье — это не цель, а состояние»



Это не развитие.

Это — **сворачивание временной оси до точки настоящего**.



5. Что скрывают



Власть, бизнес, медиа — все говорят:

«Строй мечты!»

«Реализуй себя!»

«Будущее за тобой!»



Но это — не помощь.

Это — **поддержание системы, которая больше не работает**.



Потому что:

- экономика зависит от кредитов («ты будешь зарабатывать — плати»)

- политика — от обещаний («завтра будет лучше»)

- медиа — от нарративов роста



Если признать, что люди перестали верить в будущее — система теряет легитимность.



Поэтому говорят:

«Ты просто ленив.

Ты не работаешь над собой.

Тебе не хватает дисциплины».



Но это — **обвинение жертвы системного коллапса**.



6. Следствие: мир без проектов



Если тенденция продолжится:

- Исчезнут долгосрочные инвестиции — не только в экономике, но и в отношениях, науке, образовании

- Появится «поколение непроектных» — люди, не знающие, как жить ради не-сейчас

- Общество перейдёт на режим «реакции»: не «куда идти», а «на что отреагировать»

- Цивилизация не падёт — она перестанет быть проектом



7. Что делать?



Не предлагать «мечтай больше».

Это не поможет.



Нужно:

- Признать: доверие к будущему разрушено — и это не вина отдельных людей

- Создавать микропространства, где «потом» снова работает (локальные проекты, общины, ритуалы)

- Учить: можно строить, даже если не веришь в финал

- Понимать: мы не теряем мечты.

Мы теряем **будущее как ресурс выживания**



Заключение



Мы не перестали мечтать — потому что стали слабее.

Мы перестали мечтать — потому что мир перестал быть местом, куда можно прийти.



И пока это не назовут —

все советы по «мотивации» будут звучать как издевательство

над теми, кто уже слишком долго держится на краю.



Источники:

Google Trends (2020–2024). Search Dynamics: "future", "dreams", "meaning"

Pew Research. Generational Outlook on Long-Term Planning (2023)

WHO. Global Mental Health Report: Future Orientation Decline (2024)

Tainter J. — The Collapse of Complex Societies (1988)

Illich I. — Shadow Work (1981)

Becker E. — The Denial of Death (1973)"
...не истина, но что-то есть имхо🙂
 
"Одна из главных загадок 1917 года - куда делись русские черносотенцы.Все эти Союзы Михаила Архангела и прочие истинно русские люди в косоворотках и смазных сапогах.

Ну вот сейчас вы можете легко эту загадку решить. Потому что режимы такого типа как Н.А. Романова, " имеют одну особенность - им не нужна никакая низовая инициатива. Понятно, что левая, но и, что менее очевидно, и правая.

Ну и вот потом оказывается, что мешки с телеграммами поддержки, которые царь-батюшка получал, отправляли по разнарядке жандармы,и, когда приперло, то оказалось, что и некому порадеть за Богохранимую.

В декабре 1916 года ставшая к тому времени черносотенной газета "Московские ведомости" писала буквально следующее: если завтра либералы и леваки посмеет открыто поднять бунт против нашего любимого царя, то послезавтра молчаливо большинство, которое пашет землю и работает на заводах, выйдет на площади и размажет их печень по асфальту во имя Романовых. Спустя 2 месяца все увидели, насколько "точным" был этот прогноз.

Царская власть решила - по вполне предсказуемой и не очень сложной логике, что она самодостаточна и в союзниках не нуждается,общественную же поддержку сама может изобразить силами нанятых акробатов.

Власть решила, что народ она себе прекрасно изобразит силами массовки. Ключевое здесь именно в крепком убеждении, что без союзников в обществе - удобнее.

- что так и есть, ведь иначе с ними нужно договариваться, учитывать и проч.

- на то они опора, чтобы обладать какой-то долей самостоятельности, а след. - собственной логикой, своими интересами и проч.

Царь поверил окружению,а вышло так, что с Николаем II, когда поддержка действительно понадобилась наступило оскорбительное осознание, что власть висела в пустоте. И "все слиняло за три дня".

Только та пустота не возникла за три дня, ее создавали годами чтобы в один момент обнаружить, иногда по случайному почти поводу, что ничего больше нет, одни ветхие декорации - "фанера и клей".

Имитационная политика хороша всем. Здорово, когда народ - для мебели. На "выборах" не бывает неприятных сюрпризов, на встречах - неудобных вопросов, на митингах - недружелюбных выкриков.

Есть только один малюсенький недостаток: народ, превращенный в статиста, мешать не будет, но и помогать не станет, если вдруг припрет(а такое случается).

Революция практически не встретила сопротивления со стороны монархистов, а в годы Гражданской войны в белом движении они чаще составляли меньшинство или находились на вторых-третьих ролях.

Хотя ещё в период Первой Революции 1905 года черносотенное движение было довольно заметным явлением: создавались дружины, боровшиеся с революционерами (в том числе вооруженным путем). Правые могли созывать свои митинги "верноподданнического" толка"
...не моё и не про политику🙂
С сексуальностью и " изображением " оргазма/ возбуждения - аналогично🙂
 
...хм, личное 🙂
Вроде понятно и с сепулением даже прикольно🙂
Но малость громоздко🙂
 

LGBT*

В связи с решением Верховного суда Российской Федерации (далее РФ) от 30 ноября 2023 года), движение ЛГБТ* признано экстремистским и запрещена его деятельность на территории РФ. Данное решение суда подлежит немедленному исполнению, исходя из чего на форуме будут приняты следующие меры - аббривеатура ЛГБТ* должна и будет применяться только со звездочкой (она означает иноагента или связанное с экстремизмом движение, которое запрещено в РФ), все ради того чтобы посетители и пользователи этого форума могли ознакомиться с данным запретом. Символика, картинки и атрибутика что связана с ныне запрещенным движением ЛГБТ* запрещены на этом форуме - исходя из решения Верховного суда, о котором было написано ранее - этот пункт внесен как экстренное дополнение к правилам форума части 4 параграфа 12 в настоящее время.

Назад
Сверху