"Всем привет. Как говорится, держите меня семеро. Кажется, в академических кругах снова обострение. И на этот раз под раздачу попал отец всея фэнтези Джон Рональд Риэл Толкин. Да-да, если вы думали, что история о хоббитах, эльфах и кольцах - это о борьбе добра со злом, о дружбе, чести и самопожертвовании, то вы чудовищно ошибались. Оказывается, это всё был завуалированный расизм, колониализм и, простите, антиафриканская пропаганда. Что-то вроде этого. Короче говоря, маразм крепчает.
Причём просветлённые умы то и дело метят в легендарные фэнтзисаги, то им "Гарри Поттер" не нравится, то игра престолов была слишком белой. А вот теперь и до "Властелина колец" добрались. Ну да, зато "Кольца власти" никто не ругает, ведь в этом шедевре есть первый темнокожий эльф и первая темнокожая женщина-гном.
Правда, на этом все достоинства данного позорища заканчиваются. Давайте же разберёмся во всём этом театре абсурда прямо сейчас.
Ну что же, встречайте хит сезона. Университет Ноттингема в Великобритании запустил недавно новый курс с гордым названием
"Деколонизация Толкина". Ведёт этот праздник мысли некий доктор Оньека Нубиа
*, который, не моргнув глазом вещает студентам, что
орки - это, оказывается, репрезентация цветных людей. Да-да, вам не послышалось. Темнокожие монстры, служащие абсолютному злу. Эти ходячие сгустки ненависти и разложения - это, по мнению типа как учёного, и есть угнетённые народы.
А народы Востока, вроде истерлингов и других - это злобная карикатура на неевропейские цивилизации, которые, конечно же, представлены как варварские захватчики в творчестве Толкина. Ну и как апогеи его злого замысла, светлокожие воины Гондора и Рохана - это, само собой, символ белой добродетели и моральной чистоты. Ну и понятно, что колониализма, белого превосходства и бла-бла-бла.
Поэтому в целом всё творчество Толкина и его легендарное наследие - это оказывается расизм, угнетение и колониальный дискурс. Точка. Логика, конечно, железобетонная настолько, что хочется спросить: "А сам доктор Нубия не видит в своём же анализе сияющей дыры?" Ведь заявит, что уродливые, злобные, извращённые пытками монстры, которые в книге едят друг друга и служат Саурону, это аллегория на темнокожих людей. Это ли не самый настоящий пещерный расизм уже в его исполнении. Это же буквально поставит знак равенства между орком и африканцем. Но просветлённая академическая мысль, как видите, порой выдаёт такие пируэты, что просто диву даёшься.
Но не останавливайтесь, профессор, миру нужны ваши откровения. А вам, конечно, ещё пара тройка грантов на пару сотен тысяч евро. Ну так чисто чтобы было больше энтузиазма двигать псевдонауку вперёд. Но самое трагичное в этом цирке то, что сам Толкин, ветеран Первой мировой, который видел настоящий ужас войны, наверное, в гробу переворачивается от таких современных трактовок его наследия.
Ведь он открыто презирал нацистские расовые теории, называя их совершенно пагубной и ненаучной расовой доктриной ещё в тридцать восьмом году. А его мир - это не про цвет кожи, это про мораль. Орки - это не раса, это изуродованная сущность. Это падшие эльфы, символ коррупции, зла, ненависти, свет и тьма в его произведениях - это метафоры духовные, и уж точно не расовые догмы. Но кому сейчас это интересно, когда на кону стоит такая вот деколонизация святая.
И вот уже под эту гребёнку летит не только Толкин, но и Льюис, Шекспир, Джон Мильтон. Все они, оказываются, веками стирали разнообразие и рисовали вымышленную многоэтничную Англию. Впрочем, чему мы удивляемся, этот крестовый поход против классики начался уже давным-давно. Вспомните, например, сколько помоев вылили на "Игру престолов". Главный грех, по мнению критиков, в ней - это недостаточное представительство и недостаточное разнообразие. Почему Ланнистеры белые? Почему Старки белые? Где, чёрт возьми, темнокожие лорды Элросы?
А то, что Джордж Мартин вообще-то, вдохновлялся войной Алой и Белой роз в средневековой Англии, кого это, в принципе, вообще волнует, когда можно поорать, что в сериале единственными заметными цветными персонажами оказались либо рабы безупречные, либо дикари дотракийцы, что, разумеется, вызывает новую волну праведного гнева. Правда, в "Доме драконов" ситуацию решили подправить, представив миру не пойми откуда взявшихся чёрных валирийских веларионов с пепельно-белыми волосами, что, конечно, идёт им как корове седло.
И, кстати, та же история была и с Гарри Поттером. Годами эту вселенную критиковали за то, что Хогвартс, видите ли слишком белый, особенно в фильмах. И неважно, что действие происходят в Шотландии девяностых годов, ведь апологетам новой этики срочно потребовалось разнообразие.
И вот уже, кстати, сама Роулинг задним числом начала типа как допиливать свой канон. То Дамблдор у неё оказался геем, то Гермиона вполне могла быть темнокожа, что ей реализовали в театральной постановке, и прочее. Но прошли годы, и вот, кажется, наконец-то настал он, светлый час исправления, когда за дело взялось новое поколение творцов. Уж они-то покажут, как надо, так что встречайте Amazоon и их "Кольца власти". Самый дорогой сериал в истории человечества, который должен был исправить ошибки Толкина.
И они исправили - с какой гордостью нам рапортовали о прорывах. Нам явили первую в истории темнокожую женщину-гнома. Правда, без бороды, что прямо противоречит лору. Ну да ладно, это же всё ради прогресса. Также нам явили первого в истории темнокожего эльфа. И неважно, что по канону эльфы пробудились под звёздами, и их кожа должна быть светлой. Это всё устаревшие детали.
В итоге вся рекламная кампания сериала строилась не на сюжете, ни на персонажах, не на уважении к первоисточнику, а исключительно на таких вот первых расовых маркерах и попытках всех убедить, что сейчас будет что-то ранее невиданное. Мол, мы такие смелые, современные, инклюзивные. Но что в итоге?
А в итоге все мы получили абсолютно провальное, бездарное, унылое и нелогичное позорище, которое невозможно смотреть без содрогания. Сериал, в который вбухали
миллиард баксов, оказался настолько плох, что над ним глумится весь интернет. Сценарий писали, кажется, нейросети первого поколения. Диалоги вызывают прямо физическую боль.
Персонажи, включая даже каноничных вроде Галадриэль, ведут себя как истеричные идиоты, полностью ломая собственные же характеры. Зато все необходимые атрибуты современного сериала соблюдены. Есть темнокожий эльф, есть сильная и независимая Галадриэль, есть гномья принцесса-африканка. Все галочки расставлены.
Вот только сериал это, увы, не спасло. Зрители плюются, рейтинги пробивают дно, а сам проект стал синонимом слова провал. Потому что оказалось, что для хорошей истории мало просто набрать актёров с разным цветом кожи. Внезапно нужен ещё талант, сценарий, уважение к зрителю, ну и, конечно, к первоисточнику.
И вот тут мы возвращаемся к Ноттингему и оркам. Вся эта деколонизация в кавычках, как мне кажется, это всё-таки не про борьбу с расизмом, это про попытку оправдать собственную бездарность. Но когда ты сам не можешь создать что-то великое, хоть ты и цельный профессор, ты начинаешь поливать грязью кого-то, чтобы на его фоне не выглядеть таким ничтожеством.
Это попытка задним числом исправить прошлое, потому что создать что-то стоящее в настоящем у него не хватает таланта. Гораздо проще цензурировать Толкина, Даля, Флеминга, выискивая в их книгах оскорбительные слова, чем написать своего Джеймса Бонда или уж тем более Властелина колец. "
...не моё
🙂