"Историческая справка:
- "Действительно, роль российского предпринимательства в развитии империи, особенно в освоении новых территорий, огромна и неоспорима. Однако, рассматривая исторический ландшафт, особенно период первой индустриализации на рубеже XIX-XX веков, важно признать и другой ключевой фактор: значительная, а в ряде отраслей – преобладающая роль иностранного капитала в создании той самой промышленной базы и инфраструктуры, о которой идет речь."
- Для полноты картины стоит вспомнить, что масштабные проекты индустриализации конца XIX – начала XX веков были в значительной степени финансированы, технологически обеспечены и управляемы иностранными инвесторами."
- Нефтяная промышленность (Баку): К началу XX века более 50% добычи контролировалось иностранным капиталом (прежде всего, семьи Нобель - шведы, и Ротшильды- французы). Российские компании (например, Манташева) были сильны, но иностранцы играли огромную роль в финансировании, технологиях и экспорте.
- Угольная промышленность (Донбасс): Французские и бельгийские капиталы владели значительной частью шахт. "Русское общество пароходства и торговли" (РОПиТ), активно развивавшееся на юге, имело сильное французское участие.
- Металлургия и машиностроение:
- Юг России (Донбасс-Кривой Рог): Основу составили гигантские заводы, построенные на иностранные инвестиции (Юзовский завод - Джон Юз, британец; заводы в Екатеринославе - финансировались бельгийцами, французами, немцами). К 1900 году иностранцам принадлежало около 70% акционерного капитала в южной металлургии.
- Путиловский завод (Петербург) - хотя и российский, активно привлекал иностранные займы и технологии, работал на экспорт.
- Золотодобыча (Ленские прииски): Крупнейшее золотодобывающее предприятие империи - "Лензото" - контролировалось британским капиталом (компания Lena Goldfields Co.). Накануне Первой мировой войны иностранцам принадлежало около 90% акционерного капитала в золотодобыче России.
- Медь: Около 80% добычи контролировалось иностранным капиталом.
- Электротехника: Практически монополизирована немецкими (Siemens, AEG) и американскими (General Electric) компаниями через дочерние общества в России.
- Железные дороги:
- Финансирование: Значительная часть железных дорог строилась на иностранные займы (государственные и частные), размещавшиеся в основном на парижской и лондонской биржах. К 1914 г. около 1/3 всего государственного долга России приходилось на железнодорожные займы.
- Подрядчики и поставщики: Ключевые подряды на строительство и поставку рельсов, подвижного состава (паровозы, вагоны) часто получали иностранные компании (особенно французские, бельгийские, немецкие). Более 60% паровозного парка России перед ПМВ было построено за границей или на заводах с доминирующим иностранным капиталом (как Харьковский паровозостроительный, возникший при участии бельгийцев).
- Банковский сектор: Крупнейшие коммерческие банки России (Петербургский международный, Русско-Азиатский, Азовско-Донской и др.) имели значительную долю иностранного капитала (французского, немецкого, английского), который активно кредитовал промышленность и торговлю.
Завод "Русский Рено" в Петербурге (1912–1917)
- Создание и цели: Акционерное общество "Русский Рено" основано в 1912 году для сборки и ремонта автомобилей французской марки. Производственный комплекс на Большом Сампсониевском проспекте спроектирован архитектором Алексеем Бубырём и включал новаторские многопролетные мастерские, позволявшие бесконечно расширять производство 11.
- Военно-промышленная роль: Завод выпускал авиационные двигатели для бомбардировщиков Игоря Сикорского ("Илья Муромец") и "летающих лодок" Григоровича. К 1917 году здесь также ремонтировали танки Renault FT-17 1113.
- Финансирование: 100% капитала принадлежало французской компании. После революции завод национализирован и перепрофилирован под авиадвигатели (позже — завод им. Климова) 11.
- Госзаказ и инвестиции: В 1916 году правительство заключило с Renault контракт на поставку 7 500 грузовиков для армии. Под проект выделено 137 млн руб., начато строительство завода в Рыбинске мощностью 2 500 машин в год 13.
- Историческая ирония: После революции недостроенный завод передан советскому государству. На его мощностях начали выпуск танков "Русский Рено" (переименованных в "Борец за свободу тов. Ленин") — символ перехода иностранных активов под государственный контроль 13.
Последствия для экономики
- Технологический трансфер: Французы принесли передовые методы (карданный привод Renault, конвейерная сборка), но локализация редко превышала 30–40%. Ключевые компоненты (двигатели, шасси) ввозились из-за границы 37.
- Утечка капитала: До 90% прибыли иностранных компаний вывозилось за рубеж. Например, "Ленское золотопромышленное товарищество" (франко-британский капитал) переводило дивиденды в Лондон, несмотря на эксплуатацию русских рабочих 24.
- "Таким образом, вспоминая о славных страницах дореволюционной индустриализации, важно видеть весь спектр участников этого процесса. Российское предпринимательство внесло неоценимый вклад, но фундамент промышленной мощи, использовавшейся и в мирное время, и в годы суровых испытаний, был заложен в значительной степени усилиями и средствами международного капитала. Признание этого факта делает наше понимание истории более глубоким и объективным."
- "История экономического развития России на рубеже веков – это история синергии и противоречий между отечественным и иностранным капиталом. Игнорировать роль последнего – значит обеднять наше представление о том, как действительно создавалась промышленная база страны, ставшая основой и для последующих достижений."
- -----------------------------------------------------------------------------------------------
Речь в Свердловском университете от 9 июня 1925 года "про иностранные инвестиции"
"Сумеем ли действительно без иностранной помощи произвести переоборудование и значительное расширение основного капитала крупной промышленности? ...
Возможно ли развитие крупной советской промышленности в условиях капиталистического окружения без кредитов извне?
Да, возможно. Дело это будет сопряжено с большими трудностями, придется при этом пережить тяжелые испытания, но индустриализацию нашей страны без кредитов извне мы все же можем провести, несмотря на все эти затруднения.
История знала до сего времени три пути образования и развития мощных промышленных государств.
Первый путь — это путь захвата и ограбления колоний. Так развивалась, например, Англия, которая, захватив колонии во всех частях света, выкачивала оттуда «добавочный капитал» для усиления своей промышленности и продолжение двух веков и превратилась, в конце концов, в «фабрику мира». Вы знаете, что этот путь развития для нас неприемлем, ибо колониальные захваты и грабежи несовместимы с природой советского строя.
Второй путь — это путь военного разгрома и контрибуций, проводимый одной страной в отношении другой страны. Так обстояло дело, например, с Германией, которая, разгромив Францию в период франко-прусской войны и выколотив из нее 5 миллиардов контрибуций, влила потом эту сумму в каналы своей промышленности. Вы знаете, что этот путь развития также несовместим с природой советского строя, ибо он ничем по сути дела не отличается от первого пути.
Путь третий — это путь кабальных концессий и кабальных займов, идущих от стран, капиталистически развитых, в страну, капиталистически отсталую. Так обстояло дело, например,
с царской Россией, которая, давая кабальные концессии и беря кабальные займы у западных держав, влезла тем самым в ярмо полуколониального существования, что не исключало, однако, того, что в будущем она могла бы, в конце концов, выкарабкаться на путь самостоятельного промышленного развития, конечно, не без помощи более и менее «удачных» войн и, конечно, не без ограбления соседних стран. Едва ли нужно доказывать, что этот путь также неприемлем для Советской страны: не для того мы проливали кровь в трехлетней войне с империалистами всех стран, чтобы на другой день после победоносного окончания гражданской войны пойти добровольно в кабалу империализма...
Что же остается дать Советскому государству, если старые пути индустриализации страны являются для него неприемлемыми, а приток новых капиталов не на кабальных условиях все еще остается исключенным? Остается новый путь развития, путь, не изведанный еще полностью другими странами, путь развития крупной промышленности без кредитов извне, путь индустриализации страны без обязательного притока иностранного капитала...
Таков тот путь, на который стала уже наша страна и который она должна пройти для того, чтобы развить свою крупную промышленность и развиться самой в мощное индустриальное государство пролетариата.
9 июня 1925 года"
...разница между инвестициями и " на свои"
🙂