Причина всех войн сводится к полу и социальному статусу, считает эксперт по конфликтам, который раньше служил в британской армии
Майк Мартин: Здравствуйте, меня зовут доктор Майк Мартин. Я бывший офицер британской армии и эксперт по конфликтам, и я только что написал книгу под названием "Почему мы воюем" об эволюционной психологии войны.
Главный вопрос заключается в том, как мы эволюционировали как индивидуумы, чтобы сражаться за свои группы? Если разобраться и посмотреть на данные, то есть только две вещи, ради которых стоит рисковать собой в войне как индивидууму. Первое - это повышение социального статуса. И причина, по которой ради этого стоит рисковать собой, заключается в том, что по мере того, как вы поднимаетесь по иерархии статуса, особенно как мужчина - а мужчины ведут большую часть боевых действий - вы получаете больше товарищей, больше сексуальных товарищей. Когда у вас больше партнеров, у вас больше детей. Это причина, по которой стоит рисковать, участвуя в войне.
Но есть и другая причина, по которой люди воюют на войне. Она заключается в том, чтобы обеспечить себе членство в группе. Эта группа может быть племенем или национальным государством. Это один и тот же механизм. Это то, что заставляет нас как людей чувствовать свою принадлежность. Это то, что заставляет вас чувствовать тоску по дому. Это то, что вызывает дрожь в позвоночнике, когда вы находитесь на политическом митинге, или на футбольном матче, или поете в церковном хоре. Это те механизмы в вашем мозгу, которые заставляют вас стремиться к принадлежности.
С точки зрения эволюции, нам необходимо принадлежать к группам, потому что они безопасны. Главная причина существования групп с эволюционной точки зрения заключается в том, что они защищают нас от других людей, которые пытаются нас убить. Мы боремся за статус и за принадлежность. У нас есть идея, что эти две вещи, статус и принадлежность, и люди, стремящиеся к ним, заставляют людей участвовать в войнах.
На самом деле, в этом есть смысл. Посмотрите на мир. У нас есть два политика глобального уровня, и идея о том, что они стремятся к статусу и спорят друг с другом, очень очевидна в их поведении. Лидеры стремятся доминировать в своих группах, и это то, что они делают. Баллотироваться на пост президента Соединенных Штатов - это масштабное соревнование за статус. Это изнурительное соревнование.
Эти люди стремятся к успеху, они стремятся достичь высокого статуса. Механизмом, который управляет этим стремлением к статусу, является тестостерон. Он работает так: чем больше тестостерона, тем больше вы стремитесь к статусу. Но это петля обратной связи. Это петля положительной обратной связи.
Когда вы достигаете вершины своей группы - то есть становитесь лидером своей страны или, может быть, главой своего племени - это зависит от того, какой масштаб мы рассматриваем, - вы затем стремитесь доминировать над другими лидерами, которые являются лидерами других групп. Именно здесь мы видим войны как результат споров о статусе между лидерами.
Принадлежность вступает в игру, когда те, кто не является лидером, стремятся принять участие в войне. Мы можем видеть, как это происходит, и как в настоящее время, особенно в Штатах, но также и в Европе, растет политика идентичности. Если причина, по которой мы воюем, верна, и война определяется статусом и принадлежностью, то мы вступаем в очень опасный период истории.