"26 августа, исполнилось 79 лет РКК «Энергия».
ГазетаРУ, опубликовала внутреннее поздравление нынешнего Руководителя корпорации Игоря Мальцева сотрудникам
ГазетаРУ, считает ситуацию на РКК критическим, предрекая ее вероятное закрытие.
Насколько я помню, таких ситуаций с РКК «Энергия» в последние годы - было несчесть, думаю, и сейчас найдут выход, закрыть и распустить компанию, национальное достояние, - не дадут.
По форме РКК «Энергия» - ПАО, держатель регистра акций – ВТБ…
Вспоминаю.
Впервые у них я оказался в далеком 1982году, где-то в феврале, в первый же месяц работы в своем п/я.
Мой Босс, поговорив по телефону, мне говорит – «Готовься, завтра с утра поедешь в Подлипки. Тебя хотят увидеть и познакомиться наши коллеги оттуда».
Спрашиваю – «А где это?» Для юноши начавшем только месяц назад работать в Москве, знать что это и где это, было затруднительно.
- Ты не знаешь где Подлипки? Ну это же Калининград… - отвечает он
- В Калининград? - я знал только один Калининград – бывший Кенигсберг. И ехать туда завтра с утра мне казалось странным.
- Ну не туда, в Подмосковье, на фирму Королева, – уточняет он.
Так я оказался у них на фирме Великого Королева. Но меня далее проходной тогда не пустили, типа «не с той формой приехал». В проходную встречать вышел начальник отделения двигателей – Виктор Георгиевич Борздыко вместе с ведущими коллегами по теме…
С той встречи по нашим делам, мы зашагали уже вместе. Судьба нас заносило во многие «места», известные причастным по одним условным названиям – «Химки», «Орево», «ГИПХ», «Салда», «Воронеж», «Уфа»… и т.д. Было много соли вместе съедено и воттки выпито, бывало всякое – и трудности и радости, серьезное и смешное. Короче – целая жизнь…
Сейчас из нашей команды я остался один, как самый молодой. Долг перед ушедшими требует рассказать всё что было и прошло.
Да, собственно уже и начал –
У Виктора Георгиевича над столом висела фотография первого пуска нашей баллистической ракеты. В кадре – СП, он и многие другие.
И вот его личный впервые опубликованный рассказ
«
В 1955-1964 гг. мне довольно часто приходилось встречаться с Сергеем Павловичем и на заводе, где шла сборка ракетных блоков, и на космодроме, где ракетные системы готовили к летным испытаниям и проводились летные испытания.
Встречи были разные. Связанные с удачным решением трудных приоритетных задач, с достижением новых научных результатов. Но были и встречи, связанные с неудачами и отказами материальной части. Неудачи переживались, конечно, тяжело. От нас требовалось докопаться до причин отказа и разработать в предельно короткие сроки технические предложения, как их устранить. Могу сказать, что в ту пору Сергей Павлович показался мне человеком спокойным и всегда доверяющим своим подчиненным.
При работе с разгонным блоком на этапе летных испытаний нам в течение долгого времени не удавалось удовлетворительно решить вопрос о надежном закреплении электрического кабеля пиротехнического зажигательного устройства, или, как мы его называем между собой, "зажигалки", используемого для воспламенения топлива в камере сгорания двигателя. Как-то неконструктивно получалось: то мы его прикручивали к самой "зажигалке", то к нему самому и даже чуть ли не к воздуху - все боялись, что "зажигалка" будет сорвана аэродинамическим напором или ее крепление ослабнет от вибраций.
Слух о наших мучениях дошел и до Сергея Павловича. Сидим мы с нашим механиком А. Ф. Жуковым внутри фермы между двумя ступенями ракеты и, как всегда, закрепляем этот злополучный кабель. Находясь там, высоко над землей, хорошо ощущаешь, с какой амплитудой и скоростью качается вся машина. И вдруг... Из открытого люка верхней площадки обслуживания показывается голова Сергея Павловича. Он залез к нам внутрь фермы, осмотрел крепление "зажигалки", сам подергал кабель и спросил нас, что мы по этому поводу думаем. Выслушал и сказал: "Все нормально. Лучше один раз самому увидеть, чем сто раз услышать",- и стал спускаться вниз с этой высоты на "площадку нулевой отметки".
Источник
...
Разговоры насчет «Полетов на Луну»…
Однажды (по летоисчислению, не ранее 86года - год выпуска фильма "Взвод"), мы вместе с «королевцами» работали на одном из стендов на нашем п/я. Работа шла споро и вскорости программа запланированных испытаний на тот день удачно завершилась. Мы также быстро сделали «анализ-синтез» результатов и приводили оборудование в исходное.
По ходу дела весело перекликались обсуждая дни насущные.
Наш «старый опытный боцман» - хозяин стенда, он к нам пришел с флота ещё в стародавние времена, спросил: «Как и чем развлекается нонче молодеж?»
Я ответил – «Да… Вот в пятницу, после конференции молодых специалистов, нам показали запретные штатовские фильмы – «Взвод» и документальный – «Первый полет на Луну».
-
А они там были? – вдруг, на этом месте, спросил начальник движков Виктор Георгиевич с Подлипок.
?! – я просто проглотил язык от такого внезапно-ошеломительного вопроса. Представить, что он не знал об этих полетах – не представлялось возможным.
- В докфильме же показали, - не смело ответил я
- Ну в кино и не такое можно показать… - сказав, он осекся.
На этом разговор прекратили…
Просто представить, что ОН, сподвижник и участник «первых пусков с Королевым», и прямо конкурировавший с американцами с Программой «Н-1», - мог не знать этих элементарных вещей, мне казалось невозможным!
Тогда выпускали «Экспресс-Бюллетени» по открытым материалам, аналогичные по закрытым. Кроме того были специсточники…
То, что он осекся, сказав лишнего, все присутствующие при этой беседе заметили, но сделали вид что ничего не произошло. Тем не менее, первое зерно сомнений этот внезапный вопрос во мне посеял…"
...не моё
🙂