Пятнадцать лет назад исследователь в области медицины по имени Мишель Кретьен и его давний коллега конголезский ученый Мажамбу Мбикай отвязали теорию в своей лаборатории в Монреале. После эпидемии атипичной пневмонии, заразившей 8000 пациентов в 26 странах, Кретьен и Мбикай, ученые Клинического научно-исследовательского института Монреаля (IRCM), начали испытывать свою идею о том, что производное кверцетин, растительного соединения, которое, как известно, помогает снизить уровень холестерина и лечит воспалительные заболевания - и часто, в небольших дозах, в безрецептурных лекарствах - является противовирусным препаратом "широкого спектра", способным бороться с целым рядом вирусов.
Когда в 2014 году на Западную Африку обрушилась вспышка лихорадки Эбола, два ученых объединились с Национальной микробиологической лабораторией в Виннипеге, чтобы проверить эффективность кверцетина на мышах, инфицированных лихорадкой Эбола, и выяснили, что он эффективен, даже если его вводить всего за несколько минут до заражения. Он все еще нуждается в клинических испытаниях.
Но когда в конце прошлого года в китайском городе Ухань разразился новый глобальный кризис в области здравоохранения, Христен и его команда снова задумались. Они верили, что препарат может работать на КОВИД-19, который заразил более 130 000 человек и убил 4700, по данным Всемирной организации здравоохранения. Они знали, что швейцарский производитель лекарств Quercegen Pharmaceuticals может быстро производить дозы препарата сотнями тысяч.
84-летний Кретьен некоторое время был седьмым в мире наиболее цитируемым ученым. Его имя известно более чем в 600 публикациях, и он с гордостью прикрепляет к своему лацкану булавку с изображением ордена Канады. Его достижения соперничают с достижениями старшего брата Жана - впечатляющее утверждение, учитывая, что именно его брат и сестра в течение десятилетия служили премьер-министром Канады. Мишель почти наверняка спас больше жизней в свое время.
У Мишеля Кретьена давние связи с учеными высокого уровня в Китае. Будучи студентом университета Беркли, он получил некоторое образование у китайского исследователя, доктора Ч.Х. Ли, прочные связи, благодаря которым, начиная с 1979 г., он восемь раз посещал и работал в Китае. В 1980-х годах Христен был почетным профессором Китайской академии медицинских наук и Медицинского колледжа Пекинского союза. В 1984 году, когда он начал десятилетний срок пребывания на посту президента IRCM, он обучал там начинающих ученых из Китая. Одним из таких молодых людей был Чэнь Чжу, молекулярный биолог, который, вернувшись домой в Китай, в конце концов занялся политикой и с 2007 по 2013 год служил министром здравоохранения. Когда в январе этого года в Китае вспыхнула новая вспышка коронавируса, Христен обратился к Чжу с предложением: "Можем ли мы помочь?"
Управление по контролю за продуктами и лекарствами США уже одобрило кверцетин как безопасный для потребления человеком, а это означает, что исследователи могут пропустить тестирование на животных. Если лечение сработает, он будет легко доступен. Теперь Chrétien просто нуждается в финансировании, чтобы начать испытания. По его оценкам, командам нужно 5 миллионов долларов. Но отдача, по его словам, может быть огромной.
Команда Кретьена говорит, что их лечение будет стоить всего 2 доллара в день. Они потратили недели, преследуя чиновников из Global Affairs Canada, в том числе старших сотрудников в офисе министра иностранных дел Франсуа-Филиппа Шампанского. Фонд семьи Лазаридис уже выделил 1 миллион долларов, что достаточно для начала клинических испытаний. Нельзя терять время, говорит Кристен. "Я занимался наукой всю свою жизнь. Я натыкался на вещи всю свою карьеру, и это, наверное, самое срочное дело, с которым мне приходилось сталкиваться", - говорит он.
Кверцетин - не единственный возможный способ лечения КОВИД-19; Природа сообщила, что в Китае проводится 80 клинических испытаний потенциального лечения. Но это остается одним из самых больших потенциальных скачков в поиске лечения от смертельного штамма коронавируса; если оно сработает, это может спасти тысячи жизней".
Кретьен, который провел большую часть своей обширной медицинской карьеры в лабораторном халате и проверяя гипотезы, просто коснулся преимуществ академической свободы по мере того, как он и его команда продолжают свою работу. "Фундаментальная наука стоит того, чтобы делать это, не зная, каковы будут результаты в краткосрочной или среднесрочной перспективе", - говорит он. "Долгосрочная отдача может быть большой".
Переведено с помощью
www.DeepL.com/Translator (бесплатная версия)