"Сейчас идет много разговоров о дефиците рабочей силы. В том числе, и особенно много о дефиците рабочих. Есть всякие идеи, как сделать рабочие специальности привлекательнее, чтобы туда пошли те, кто и не собирался идти в рабочие.
Говорят о обучении, о повышении престижа профессии, о улучшения условий труда, и, наконец, говорят о том, что в наш капиталистический век повышение уровня оплаты труда относительно других, в том числе "креативных" профессий будет способствовать переквалификации работников туда, где потребность выше.
Но есть одно но, о котором мало упоминается. Дело в том, что для того, чтобы успешно работать в различных рабочих профессиях часто нужно получать необходимые навыки с детства. А иначе получается сложно.
Далее как обычно пример из жизни.
В прошлом году, когда я искал на работу в начале сезона кровельщиков, мне через знакомых предложили двух парней в возрасте 23-24 лет. Один из них был с музыкальным образованием. Пытался диджеить, вести стримы, писать музыку ну и прочие креативные занятия. Другой занимался чем-то подобным. Зарабатывать у них этим делом не получалось, так как конкуренция там дай боже - каждый второй прямо тик-токер. В промежутках подрабатывали заправщиками на заправке и прочие варианты.
Да, кстати, в армии послужили. Где и кем - подробностей не знал.
Идея поработать за 100 тыс. в месяц против 20-30 им очень понравилась. То, что работа связана с физическим трудом - не испугало, наоборот "типа полезно".
Для того, чтобы у них был стимул доработать до конца сезона я установил им 70% оплаты сразу, 30% - бонус в конце сезона, если дорабатывают.
И вот они начали работать. Бригадиру поставил задачу их обучать профессии. Проблемы начались сразу.
Во первых. Они были просто физически не готовы. Работа на кровле подразумевает перемещение рулонного кровельного материала по 40-50 кг шт, газовых баллонов по 50 кг шт, пескобетона и прочее. Обычно кровельщик легко это кантует. Им же все приходилось делать вдвоём. Видно было, что к вечеру они просто умирают.
Во вторых. Они не имели навыка работы ни с каким ручным инструментом. Просто бурить отверстия 6 мм в стене перфоратором - это уже была проблема. Обычно квалифицированный рабочий достаточно быстро осваивает любой новый инструмент. Потому как руки уже могут, глазомер развит, опыт различных работ большой. У них же не было никакого опыта. Им просто в жизни не приходилось держать в руках ни дрель, ни ни перфоратор, ни ножовку.
В третьих. Ежедневная занятие одним и тем-же простым трудом их угнетала. Нет, сначала всё было в новинку, первый месяц было более ни менее. А затем они стали психологически страдать. Исходя из своей квалификации и позиции они часто работали парой. И при этом все время ругались. Также были проблемы с другими членами бригады, которые, естественно, при всех вышеописанных проблемах с трудом их нормально воспринимали.
Мне часто приходилось разруливать ситуацию как руководителю, тратить на это время. Придумывать способы их обособления о других. Бывало дело доходило даже до чистых истерик, слёз и соплей.
Понятно, что работу, которая требует квалификации побольше - это наплавление рулонного материала, вообще их было трудно обучить. У одного в конце-концов стало как-то получаться. Но скорость была в 3 раза ниже стандартной. У другого так и не стало получаться.
Чем это кончилось? Не смотря на то, что мне было с ними крайне тяжело, мне пришлось их тянуть до конца сезона. Потому я их завёл на государственный объект, где необходимы были разные корочки, которые я для них сделать. И поменять их было сложно.
Но теперь первый вопрос, который я задаю человеку - приходилось ли ему работать на стройке и сколько времени. И тех, кто имеет работы на стройке менее 3-х лет я просто не рассматриваю.
А теперь немного теории, как я её понимаю. В человеке многое закладывается с детства. В том числе умение работать с простым тяжёлым трудом. Именно поэтому дети, выросшие в деревне (классической, с огородом, подсобным хозяйством), легко могут становиться рабочими. Потому что хочешь, не хочешь, а приходится трудиться. В огороде, с животными. Помогать, так сказать, родителям. Начиная с 14 лет (а то и раньше) в таких детей появляется мопед или мотоцикл, которые они сами ремонтируют. Так что и физические навыки развиваются, и навыки работы с инструментами.
А вот современные дети, выросшие в городе часто ничего такого не имеют. Да и ещё выросшие без братьев и сестёр. Им часто даже посуду не приходится мыть.
Да, навыки у них развиваются. В игрушки играть, за соцсетями следить, общаться в соцсетях. Те же тик-токи и прочее. Но это точно не те навыки, которые им понадобится при работе рабочим.
Конечно, за три года можно и мишку на велосипеде научить кататься. Безусловно, если такой человек будет продолжать работать рабочим, то года через три-пять он адаптируется, научится (но не факт, бывают вообще плохо обучаемые). Но вопрос в том, что мы то живём в рыночной экономике. И никакой работодатель не готов будет терпеть три года убытки от работы такого человека. А если платить такому человеку столько, сколько он реально зарабатывает - то это будут те-же самые деньги, которые можно не сильно напрягаясь зарабатывать, например, охранником.
Так что, я бы так сильно не надеялся, что при создании правильных условий, хорошей пропаганде, и высокой оплате труда мы быстро получим необходимых нам рабочих из имеющейся сейчас нашей молодёжи"