В инстаграме (в твиттере, наверняка, тоже, но я его, слава Богу, удалил) бывшие девушки отменяют какого-то российского эмигранта-композитора. Последние сполохи уходящей эпохи миту. В комплекте обвинений есть два серьезных эпизода: одну придушить пытался, со второй что-то тоже физическое делал. Но между этим перечисление страшных грехов, написанное на фемсленге с переходом на психотерапевтический: абьюзил, газлайтил, обесценивал и т.д. и т.п. Еще какие-то эпизоды нытья и шантажа суицидом (ну, своим в смысле). Переходя на человеческий язык, все это можно назвать "мудацким поведением". И там это поведение идет как бы вперемешку с реальным насилием. Получается примерно одно и то же.
Задумка здесь, конечно, понятна. Показать, что физическое насилие не появляется внезапно в вакууме, а является частью большого комплекта. И битью головой об стену обычно предшествует большая психологическая артподготовка, смысл которой в том, чтобы постепенно подвести жертву к этой новой норме и лишить воли к сопротивлению. Так-то так. Однако мне кажется, что такой подход все равно ошибочен.
Он очень напоминает мне "войну с наркотиками". Типичная риторика этой войны, которую двигают как американские консервы, так и доморощенные ройзманы: "любые наркотики - это катастрофа, не бывает ответственного потребления, один раз попробовал - отвалилась жопа". Есть борцы с алкоголем того же типа - все или ничего. Либо ты не пьешь ни капли, либо бомж обоссанный в канаве валяешься. Понятно, что все опровергает реальность. Кто-то покурил травы - жопа не отвалилась. Он думает, что про все остальное такая же брехня. Но есть героин с амфетамином, где уже совсем иные риски. Поэтому риторика, которая мажет все одной красной и задает пуританский идеал 100% трезвости - реально вредительская.
И вот здесь нечто подобное. Разоблачая газлайтинг и насилие в одном предложении - вы не с мудацким поведением боретесь, а скорее просто нормализуете насилие. Подспудно здесь задается тот же недостижимый пуританский идеал. Людей, которые никогда и ни при каких обстоятельствах не ведут себя как мудаки на свете крайне мало. Практически даже нет. Мудаки - это неприятно, но обыденно. Те, кто бьет головой об стену - нет. Поэтому проповедь 100% трезвой святости снова расшибается о несовершенную реальность. Потянув с собой и ту задачу, которую действительно можно было решать: как отличить неприятное и аморальное от по-настоящему опасного. Кажется, поэтому эпоха миту и уходит в прошлое. Публика теперь лишь пожимает плечами: "Опять они за свое".