В 1974 году в Неаполе, состоялся перформанс "Ритм 0", на котором сербская художница Марина Абрамович провела эксперимент: зрители вместе с художницей были заперты в галерее Morra на шесть часов. Перед Мариной Абрамович стоял стол с 72 предметами, которые были отобраны в качестве инструментов, вызывающих наслаждение (роза, мёд, виноград, карандаш, краски, свеча, полароидная фотокамера и прочие), боль (кнут, ножницы, скальпель, спички) или смерть (заряженный пистолет). В галерее была вывешена информация, что во время перформанса тело Абрамович находится в распоряжении зрителей и они могут с ним (так же, как и с находящимися на столе предметами) делать всё, что заблагорассудится.
Вначале люди стеснялись и просто наблюдали за девушкой, ее целовали и трогали, дарили ей цветы. Но потом безнаказанность и вседозволенность для участников начала брать верх, в людях проснулось что-то звериное. Над ней начали издеваться. Ее раздели, стали тыкать и разрисовывать, ее тело было исколото шипами роз, ее кусали, царапали, были сделаны надрезы и некоторые даже пили её кровь.
Потом стали подвергать сексуальным домогательствам. Так как она была сосредоточена на своей пассивном поведении, то не стала бы сопротивляться ни изнасилованию, ни убийству. Все окружающие стали активно участвовать, а смех стоял такой, что было слышно на улице. Эксперимент был прерван охраной, когда один из участников взял пистолет и направил на нее.
Она считала, что за эти шесть часов эксперимента ей пришлось воплотить три иконографических женских образа – Мадонну, мать и уличную девку. Позже в гостинице она обнаружила, что у неё появилась прядь седых волос.
"Сначала все было прилично, люди вели себя спокойно, трогали и хотели со мной поиграть. Постепенно все склонялось в сторону жестокости и агрессии, эти шесть часов словно длились вечность и были для меня адом. Они отрезали мои волосы, а кто-то их вырывал, я плакала, а они втыкали шипы от роз, резали кожу на шее, а потом наклеили пластырь на рану. Спустя шесть часов я со слезами на глазах и в ужасе пошла в сторону зрителей, от чего они буквально побежали вон из зала, когда поняли, что я не вещь, и не кукла, а живой человек, и я перестала быть их игрушкой. Я чувствовала себя изнасилованной, они срезали одежду, они втыкали мне в живот шипы роз, приставляли пистолет к моей голове, другой бы неверное сломался - вспоминает Абрамович - Я же хотела показать одну вещь: это просто удивительно, насколько быстро человек может вернуться в дикое, пещерное состояние, если ему это позволить»."
...влияние социума или биологии, закономерное поведение социума, или же это исключение?