Серж Генсбур – один из самых ярких представителей богемы XX века. Певец, поэт и кинорежиссёр, при этом невероятный провокатор, любитель эпатажа и красивых женщин. Именно таким он вошёл в историю. Настоящее имя Сержа Генсбура - Люсьен Гинзбург. Он родился в 1928 году в многодетной семье еврейских иммигрантов, бежавших в Париж из Феодосии в 1919 году от революционных перемен в стране. Родители мальчика были творческими людьми и с ранних лет прививали своим отпрыскам любовь к музыке и живописи. Люсьен мечтал стать актером, но прекрасно понимал, что его внешность и незавидное происхождение вряд ли помогут добиться желаемого. Поэтому он начал писать песни. Свои произведения он отправлял куда только можно и попутно выступал с ними во всех местах, куда его звали. Сольная карьера тех лет не была особо удачной. Публика не могла свыкнуться с его непрезентабельной внешностью, да и манера исполнения была слишком оригинальной, а темы песен — провокационные, полные цинизма и женоненавистничества. Тогда Серж решает сочинять для других исполнителей.
И вот в 1965 году юная певица Франс Галль побеждает на «Евровидении» с песней, написанной Сержем Генсбуром. Вот теперь-то к нему пришли слава, богатство, началась кинокарьера, ну и конечно, бесчисленные похождения и романы. Он понял, что скандал плюс провокация — составляющие успеха. Говорят, 18-летняя наивная бедняжка Франс, для которой мастер эпатажа Серж написал новую песенку «Леденцы» вовсе не подозревала, что за эротический смысл скрывался в этой простенькой песенке. Потом несколько лет она просто не выходила на сцену, но тот скандал принес Сержу еще большую славу. Поэтому неудивительно, что женщины начали сходить по нему с ума. Сам же Серж умело этим пользовался, женившись несколько раз, но так продолжалось лишь до тех пор, пока он не повстречал свою первую настоящую любовь. На фото одна из многочисленных скандальных фотосессий Сержа Генсбура и Джейн Биркин.
Англичанка Джейн Биркин стремительно вошла в его жизнь в 1968 году. Они впервые увиделись на съемочной площадке фильма «Слоган», где она должна была сыграть его возлюбленную. Девушке в тот момент было всего 22 года, но она уже успела выйти замуж, стать матерью и развестись.
Джейн и Серж сперва ужасно не понравились друг другу. После Брижит Бардо, которая только что бросила Сержа, Биркин казалась Генсбуру нескладной и неумелой девочкой, а Серж выглядел в ее глазах напыщенным грубияном. Тогда режиссер фильма предложил всем пойти вечером в бар, а сам оставил парочку наедине. Джейн пригласила партнера на медленный танец, но тот двигался очень неаккуратно и несмело. Тогда девушка поняла, что за внешней спесью скрывается очень ранимая натура. Потом они гуляли по улочкам Парижа, зашли еще в парочку заведений, а после оказались в том отельном номере Сержа, куда он обычно водил своих любовниц. После этого вечера разыгрывать страсть между героями в фильме не пришлось, Биркин и Генсбур уже до безумия были влюблены друг в друга.
Серж показал ей «свой» Париж: он возил ее из одного ресторана в другой, и всюду его радостно встречали, и владельцы, и постоянные посетители. В русском «Распутине» Серж попросил музыкантов выйти на улицу и в честь Джейн сыграть самый красивый и печальный вальс, а сам щедро одаривал всех музыкантов чаевыми, засовывая купюры им в футляры. Дальнейшая жизнь Биркин и Генсбура часто сопровождалась скандалами. Любитель провокаций и эпатажа, нашел в Джейн как Клайд свою Бонни — вместе они не боялись рисковать и делать слишком откровенные фотосессии у известных фотографов (например, у Хельмута Ньютона), эротические клипы и сниматься в скандальных фильмах. На фото Серж Генсбур и Джейн Биркин «читают книгу» на заднем сидении автомобиля и Джейн «наказана». 1969 год
Их первый совместный сингл «Je t'aime … moi non plus» («Я люблю тебя... И я тебя нет»), который он написал для Бриджит Бардо, но она побоялась исполнить его на публику, стал сенсацией и скандалом номер один. В финале песни Джейн стонала, имитировала оргазм (ходили слухи, что парочка, записала песню, занимаясь любовью, на что Серж съязвил, что тогда она была бы намного длиннее). В первые же недели продаж песня разошлась миллионным тиражом, Би-Би-Си отказалось транслировать ее по радио, а сам Папа Римский наложил на нее проклятие, за что Серж назвал его своим лучшим пиарщиком.
Циник и романтик, нахал и скромный влюбленный, Серж сочинял стихи и песни, играл на фортепиано и снимался в кино. «Его лицо было намного интереснее любого другого лица, которое я когда-либо видела. С необыкновенно грустными глазами и красивым ртом. Он читал мне свои стихи, и это всегда была игра слов. Такая необычная черта — быть одновременно романтичным и смешным», — говорит Джейн.
Серж и Джейн часто ссорились на публике. Однажды в кафе, после того, как Серж рылся в ее сумочке, пытаясь найти доказательства измены, она запустила в его лицо пирожным. Тот пришел в ярость и погнался за убегающей Джейн по бульвару Сен-Жермен. Тогда она, недолго думая, бросилась в Сену. Пожарники помогли ей выбраться, промокшая, но хохочущая, она вышла из реки, и они с Сержем, который любил такие выходки, пошли под руку домой — эти двое вели себя, как герои-любовники из какого-нибудь романтического французского фильма. Они продолжали ночами ходить в клубы и рестораны, возвращаясь к пробуждению детей, теперь они растили уже двух девочек (Джейн родила от Сержа дочь Шарлотту), ложились спать, пока те были в школе и спали до их прихода. Потом Джейн гуляла с ними в парке, играла и приводила домой на ужин к няням, а сама с Сержем шла на очередные вечеринки. Серж безумно любил и первую дочь Джейн от брака с Барри, и свою Шарлотту, он посвящал ей песни и снял в своем фильме.
Они оба были образцами того самого французского шика, хотя в их жилах не текла французская кровь. Стиль Джейн Биркин до сих пор является культовым и узнаваемым. Ей каким-то образом удавалось, совершенно не прилагая усилий, выглядеть одновременно и модно, и уникально. Можно смело брать любой ее образ тех лет, и он будет актуальным сейчас. Она носила ультракороткие платья, шорты и юбки, но не выглядела вульгарно, могла надеть просто белую майку и джинсы и выглядеть стильно. Кстати, сумка «Биркин» (Birkin bag) — модель дамской сумки торговой марки Hermès названа именно в честь Джейн.
«Мне всегда нравились мужчины-меланхолики, — говорит Джейн, — которые много пьют, не в ладу с собой и так далее. Вот именно такой, небритый, который сидит в баре, прямо в плаще, со стаканом виски и что-то пишет в блокноте, а не все эти гламурные красавцы в дизайнерской одежде с лейблами наружу».
Однако, жить с постоянно пьющим Сержем, у которого часто были депрессии, и он становился все более агрессивным и вести такой ночной образ жизни, когда девочки уже подросли, ей становилось все труднее. А Серж, хотя у него было все, чтобы быть счастливым, казалось, просто не умел, не знал или не хотел быть в этом состоянии. «Я не пригоден для счастья», — говорил он. Возможно, он считал, что творческому человеку нельзя быть сытым от жизни и специально надевал на себя маску страдания и недовольства, возможно, на то были его, внутренние причины. Но все, знавшие его, говорили, что ему свойственно саморазрушение и суицидальность.
Невзирая на расставание, они продолжали любить друг друга до самого конца. И когда Джейн родит третью дочь уже от режиссера Жака Дуайона, Серж пришлет ей коробку детской одежды и открытку с надписью «papa deux» (второй папа), а позже станет ее крёстным отцом.
Генсбур, сделавший когда-то из Джейн культовую фигуру, оставался ее близким другом, продолжая писать для нее песни. Не имеющая сравнений, страстная и экстравагантная любовь музыканта и его Музы была их недугом и их лекарством, они не могли жить ни с ней, ни без неё.
Последней пассией Сержа стала молоденькая модель по имени Бамбу – настоящее имя ее было Каролин фон Паулюс, внучатая племянница немецкого фельдмаршала времен второй мировой войны. Она подарила Сержу сына, но спасти от алкогольной зависимости не смогла.
Смерть Генсбура в 1991 году, которому не исполнилось и 62-х, потрясла до глубины души Биркин, которая упрекала себя, думая, что, если бы она осталась с ним, спасла бы его от алкоголя и, разумеется, от смерти, и что их расставание приблизило преждевременную смерть любимого.
Причиной смерти мастера эпатажа врачи констатировали пятый инфаркт. День смерти Генсбура объявили во Франции днем национального траура, и с прощальной речью на похоронах выступил президент Франсуа Миттеран.
...не красавец, имхо. Но механизмы понятны, описаны подробно
🙂
Стержень есть у дядьки...и мозги, и душа, имхо. Хоть и раненая
🙂
Можно поработать маленько
😉