Идеи эволюционной биологии во многом определяют наиболее известные теории о том, почему мы наблюдаем предвзятость в отношении сексуального восприятия. Поскольку репродуктивный потенциал у мужчин выше, чем у женщин, для мужчин упустить возможность спаривания обходится дороже, чем для женщин, и эти различия в стоимости приводят к тому, что мужчины оказываются более чувствительными к сигналам сексуального оппортунизма. Говоря менее академическим языком: поскольку мужчинам не нужно проходить через трудоемкий путь воспитания детей, чтобы передать свою ДНК по наследству, они, естественно, склонны быть более внимательными к возможности секса, поскольку воспроизведение своих генов обходится им дешевле, чем женщинам.
При большей неявной внимательности неизбежно возникновение ложноположительных результатов при оценке сексуального интереса. Однако этот тип когнитивных ошибок сохраняется на протяжении многих поколений homo sapiens и является основой теории управления ошибками (EMT).5 EMT предполагает, что определенные когнитивные предубеждения могут сохраняться в ходе эволюционных процессов, когда цена одного типа ошибки выше, чем альтернативы. Для биологических самцов ложноположительная ошибка, проявляющаяся в предубеждении по поводу чрезмерного сексуального восприятия, обходится дешевле, чем ложноотрицательная, когда женщина выражает сексуальный интерес, а мужчина не замечает этого (для него нет репликации генов!).
Эволюционные объяснения, такие как EMT, очень тяжелы для теории, и хотя они могут предложить убедительную историю для тех, кто ценит дарвиновскую логику, важно помнить, что если в них и есть доля правды, то это, скорее всего, только часть истории, поскольку природа и воспитание часто работают вместе, а не порознь.
Некоторые эксперты оспаривают эволюционный подход, полагая, что половые различия, обнаруженные в исследовании, можно устранить, изучив дополнительные индивидуальные различия, помимо половых, такие как социосексуальность, о которой говорилось ранее, а также самооценка привлекательности и личный сексуальный интерес к другому человеку.1 Другие же считают, что предубеждение зависит от культуры, а не от пола, то есть чрезмерное восприятие является продуктом общественных норм, где ожидается, что мужчины будут инициировать сексуальное поведение. Исследование, проведенное в Норвегии, стране с высоким уровнем гендерного равенства и эгалитаризма, также показало, что чрезмерное восприятие сексуальности в большей степени характерно для мужчин по сравнению с женщинами, что подтверждает концепцию EMT.