Сказанное может быть выражено и так, что разум есть целенаправленное совершение. Возвышение мнимой природы над неверно узнанным осмысливанием и, прежде всего, изгнание внешней целенаправленности дискредитировало форму цели вообще. Однако – как и по определению Аристотеля природа есть целенаправленное совершение – цель есть непосредственное, покоящееся, которое само есть движущееся или субъект. Её отвлечённая сила двигать есть пребывание для себя или чистая отрицательность. Результат и начало только потому есть одно и то же, что начало есть цель, или: действительное и понятие его только потому есть одно и то же, что непосредственное как цель имеет в нём самом самость или действительность в чистом виде. Реализующаяся цель или пребывающее данным действительное есть движение и развёрнутое становление, но именно это неспокойствие есть самость, которая потому тождественна той непосредственности и простоте начала, что она есть результат, возвращённое в себя – возвращённое же в себя есть именно самость, а самость есть соотносящаяся с собой тождественность и простота.
Нужда представлять абсолютное субъектом употребляла выражения «Бог есть вечное», «Бог есть моральный миропорядок», «Бог есть любовь» и т.д. В выражениях такого рода истинное только устанавливается напрямую как субъект, но не преподносится как движение обдумывания в самого себя. В каждом таком выражении вначале идёт слово «Бог». Для себя оно есть не имеющий смысла звук, одно только имя; только предикат говорит, что оно есть, что есть его наполнение и значение, – т.е. пустое начало только в этом конце становится действительным знанием. Исходя из этого, неизвестно, почему не говорят только о вечности, о нравственном миропорядке и т.д., или, как поступали древние, о понятиях в чистом виде – «пребывание», «одно» и т.д. – т.е. о том, что само есть значение, без добавления к этому не имеющего смысла звука. Однако тем словом обозначается именно то, что не пребывание вообще, не сущность, не общее вообще, а обдуманное в себя устанавливается как субъект. Но в то же время это только предвосхищено. Субъект принимается в качестве твёрдого исходного пункта, к которому как к их опоре прикрепляются предикаты движением, которое принадлежит знающему о нём и которое также не признаётся за принадлежащее этому исходному пункту; а только в последнем случае содержание и было бы преподнесено через движение как субъект. В том, как устроено это движение, оно не может ему принадлежать; а после предполагания того исходного пункта оно и не может быть устроено иначе, оно может быть только внешним. И потому та предвосхищённость абсолютного как субъекта не только не есть действительность этого понятия, но делает её даже невозможной, ибо устанавливает субъект покоящимся исходным пунктом; действительность же его есть самодвижение