Дети склоняются вправо: как маносфера формирует избирателей
Опросы сейчас благоприятны для либералов, но консерваторы завоевывают молодых людей
В 101-минутном подкаст-интервью, выпущенном в январе, лидер консерваторов Пьер Пуальевр и его ведущий Джордан Петерсон сетуют на эрозию "традиционных ценностей" и потерю "мужественности" в Канаде. Возможно, это самое обширное интервью, которое Пуальевр дал на сегодняшний день. И оно показательно. Пуальевр говорит Петерсону, психологу и правому комментатору, что канадцы хотят воспитывать своих детей в "хороших, традиционных ценностях". И Петерсон с восхищением отмечает, что именно этот элемент делает Пуальевра таким популярным среди молодых мужчин.
"Произошел настоящий консервативный перелом, особенно среди молодых мужчин. Неудивительно, ведь их демонизировали тридцать лет подряд", - говорит Петерсон. "Здесь определенно есть возможность, и очевидно, что ваша политическая партия и вы используете ее. Вас поддерживают молодые люди, причем все чаще по всей Канаде". По состоянию на начало апреля интервью было просмотрено более 5,5 миллиона раз.
Мужественность, о которой они говорят, трудно определить. Но ученые описывают ее как отражение жестких гендерных ролей и культурных норм, которые определяют ожидания того, как должны вести себя мужчины. Эти понятия лежат в основе "маносферы", которая, по данным Центра по борьбе с цифровой ненавистью, представляет собой "сеть взаимосвязанных женоненавистнических веб-сайтов и онлайн-сообществ". Сообщества в маносфере пропагандируют убеждение, что женщины получили слишком много прав, что, в свою очередь, вредит мужчинам.
Это мировоззрение знакомо всем, кто следил за восхождением Дональда Трампа на второй срок и его, казалось бы, ловким захватом голосов молодых мужчин. Американские СМИ подробно освещали, как способность Трампа использовать тревоги и убеждения в маносфере - в частности, выступая на правых подкастах в преддверии выборов в США - обеспечила ему победу. Его интервьюерами, как правило, были мужчины с огромным количеством подписчиков в Интернете, включая Nelk Boys, известных своими шутками и консервативными комментариями; Тео Вон, комик, высмеивающий "wokeness"; и подкастер и комик, выступающий против истеблишмента, Джо Роган. В октябре Трамп выступил в трехчасовом шоу The Joe Rogan Experience, одном из самых популярных подкастов в мире. Трамп неоднократно критиковал идеологию "проснувшихся" и то, как политкорректность подавляет амбиции, а также восхвалял "сильных парней".
Эксперты отмечают аналогичный сдвиг вправо среди молодых людей в Канаде. И хотя лидер либералов Марк Карни набирает обороты и обгоняет Консервативную партию в опросах, некоторые считают, что правые идеологические взгляды могут укорениться независимо от того, кто станет следующим премьер-министром. Десятилетие назад студенты в университетских кампусах в основном склонялись к более левым взглядам, чем канадцы старшего поколения, и мобилизовались вокруг прогрессивных идей Джастина Трюдо, говорит Дэвид Макгрейн, политолог и профессор Саскачеванского университета.
Опрос Abacus Data показал, что на выборах 2015 года 45 % людей в возрасте от 18 до 25 лет голосовали за либералов. Но к 2022 году, по данным Toronto Star, молодежь выражала глубокое недовольство Трюдо, чувствуя себя бесправной на фоне высокой стоимости жизни и жилищного кризиса после пандемии, которая разрушила важнейшие годы их жизни. Процветающее и безопасное будущее казалось недосягаемым. В конце июля 2024 года опрос Abacus Data показал, что поддержка Либеральной партии наиболее заметно снизилась среди избирателей в возрасте от восемнадцати до тридцати пяти лет. Эта возрастная группа назвала растущую стоимость жизни и жилья своими самыми насущными проблемами - в большей степени, чем те, кому за тридцать шесть. По данным Института Ангуса Рида, консерваторы, напротив, на протяжении последних нескольких лет завоевывали все большую популярность, особенно среди молодежи.
На первый взгляд, отставка Трюдо в январе и назначение Карни его преемником изменили картину выборов. В опросе, опубликованном 24 марта, Институт Ангуса Рейда показал, что либералы обходят консерваторов с преимуществом в восемь пунктов. По данным Angus Reid, Карни поддерживают представители всех возрастов и полов (по крайней мере, две пятых опрошенных представителей всех демографических групп заявили, что они голосуют за либералов), в том числе и молодые мужчины: среди мужчин в возрасте от восемнадцати до тридцати четырех лет поддержка Либеральной партии составляет 42 %, в то время как среди консерваторов - 33 %. (В опросе от 31 марта сообщалось, что поддержка либералов в этой возрастной группе выросла до 45 %; в том же опросе отмечался рост поддержки партии среди женщин-избирателей.)
Но это зависит от того, на какие опросы вы смотрите. 23 марта Abacus Data сообщила, что 39 % избирателей в возрасте от восемнадцати до двадцати девяти лет планируют голосовать за консерваторов - на один процентный пункт больше, чем 38 % за либералов. В своем исследовании от 24 марта Angus Reid отмечает, что около трех четвертей избирателей-консерваторов говорят, что они твердо уверены в своем выборе, по сравнению с половиной избирателей-либералов - что указывает на то, что у тори есть "высокий этаж" поддержки и их число может вырасти, тогда как неясно, достигли ли уже либералы своего пика. И Макгрейн предостерегает от того, чтобы на основании недавнего всплеска либералов делать вывод о том, что молодежь Канады все-таки не сдвигается вправо.
"Вы видите пару удачных недель для либералов, и вдруг вы опровергаете то, что на протяжении десяти лет наблюдалось в ходе опросов по всему миру и свидетельствовало о растущей популярности консерваторов среди молодых мужчин", - говорит он. Он добавляет, что если молодой человек решил проголосовать за либералов на этих выборах, это не значит, что он навсегда отказался от консервативных ценностей - особенно тех, которые пропагандируются в социальных сетях. Онлайн-исследования показывают, что наблюдается усиление поляризации между молодыми мужчинами и женщинами в их взглядах на социальные вопросы, такие как гендерные роли.
Данные, опубликованные в начале марта компанией IPSOS, показали, что 17 % опрошенных в возрасте от восемнадцати до тридцати пяти лет - представители поколения Z и более молодые миллениалы - согласны с тем, что мужчина, который остается дома, чтобы заботиться о детях, "менее мужчина", как утверждается в исследовании.
Тринадцать процентов опрошенных в возрасте от тридцати пяти до сорока девяти лет и всего 6 процентов опрошенных в возрасте от пятидесяти до семидесяти четырех лет считают так же.
Люди моложе тридцати пяти лет - мужчины и женщины - также чаще, чем респонденты старшего возраста, говорят, что права женщин "зашли достаточно далеко" в Канаде (40 %). Но эти точки зрения становятся еще более выраженными, если разделить мужчин и женщин в этой возрастной группе (IPSOS не учитывает другие гендерные классификации). Чуть более четверти опрошенных мужчин согласились с тем, что мужчины, которые сидят дома с детьми, "меньше мужчины". Только 10 % женщин считают так же.
В взглядах мужчин этой возрастной группы также наблюдались противоречия. Почти половина заявила, что если бы больше женщин занимали посты в правительстве и компаниях, "все бы работало лучше". В то же время около половины опрошенных мужчин заявили, что гендерное равенство в Канаде зашло "достаточно далеко".
Меган Миллер, старший менеджер по работе с клиентами IPSOS, говорит, что исследовательская компания отмечает рост числа молодых мужчин, выражающих консервативные взгляды, и увеличение вероятности того, что они будут голосовать за Консервативную партию. Данные свидетельствуют о том, что они могут чувствовать себя "брошенными" "прогрессивной повесткой дня" и чаще говорят, что с ними обращаются несправедливо по сравнению с другими возрастными и гендерными группами, говорит Миллер.
Хотя результаты опросов быстро меняются, она говорит, что по состоянию на конец февраля, согласно опросам IPSOS, почти половина мужчин поколения Z планировали голосовать за консерваторов. "Но, как мы выяснили, они не обязательно придерживаются партийных взглядов", - говорит она. В конце февраля, по данным IPSOS, около 49 процентов мужчин моложе тридцати пяти лет заявили, что будут голосовать за консерваторов. По состоянию на середину марта это число снизилось до 38 процентов. Но это все равно значительно больше, чем у женщин поколения Z, среди которых 24 процента заявили, что планируют голосовать за Пуальевр, говорит Миллер.
Эдисон Лю, двадцатидвухлетний студент-политолог и член группы консерваторов кампуса Университета Британской Колумбии, не согласен с этими данными. Он верит в фискальный консерватизм, но также верит в гендерное равенство и в то, что "женщины имеют право выбирать, быть или не быть на рабочем месте". "Конечно, вы должны справедливо относиться к мужчинам и женщинам, независимо от пола", - говорит он. Лю ясно дает понять, что голосование за консерваторов в Канаде не означает возврата к устаревшим взглядам. При этом он признает, что партия - это "большая палатка", и во всех основных партиях есть люди, которые могут думать иначе, чем он, о важности гендерного равенства. Лю был привлечен к Консервативной партии в средней школе. Его родители занимаются малым бизнесом, и для него важна защита и поддержка владельцев бизнеса. Он видел, как кризис стоимости жизни усугубляется и влияет на него и его семью, и Лю верит, что консерваторы наметят наилучший путь решения этих проблем. "Я хочу иметь светлое будущее, верно? Многие люди подавлены нынешним экономическим положением", - говорит он. "А Пьер Пуальевр как бы дает свет".
Чтобы лучше понять правые взгляды молодого поколения, обратитесь к Трампу и "созданию экосистемы правых в социальных сетях", говорит Макгрейн. Американцы все чаще получают новости из правых подкастов и социальных сетей, говорится в докладе, опубликованном в середине марта некоммерческой организацией Media Matters for America.
В Канаде, согласно отчету Triton Digital "2024" о привычках слушателей подкастов в стране, новости являются третьим по количеству слушателей жанром после комедий и настоящих преступлений. Однако экосистема правых подкастов в Канаде все же пользуется влиянием. Алекс Гликман, канадско-американский подкастер, который рассказывает о поп-культуре, политике, знакомствах и спорте, также поддерживает консерваторов. Он призвал более 6 000 своих подписчиков на TikTok посмотреть интервью с Петерсоном и открыто поддержал Пуальевр. Он также рассказал о том, как несправедливо нападают на таких людей, как правый активист Эндрю Тейт, который является самопровозглашенным женоненавистником. Консервативный TikToker Марио Зелайя также высоко оценил чат Пуальевр-Питерсон. У Зелайи почти 250 000 подписчиков на платформе, и он сказал своим подписчикам, что дискуссия "феноменальна.....он говорит все то, что я говорю уже много лет".
Зелайя также выступал в подкасте под названием Couple Casuals в Торонто, рассказывая о своих взглядах. В самом просматриваемом TikTok подкаста ведущие и комментаторы утверждают, что иммигранты не хотят "становиться канадцами" и что им следует ассимилироваться. Тейлор Макки, доцент программы спортивного менеджмента Университета Брока, специализирующийся на маскулинности и истории, говорит, что заметил заметный сдвиг в кампусе, когда дело дошло до взглядов молодых людей, которых он обучает. По его словам, он наблюдает растущий дискомфорт у мужчин, которых просят противостоять власти, привилегиям, доминированию и белизне в академическом пространстве. Он чувствует сопротивление и противодействие, когда преподает важность истории коренных народов в спорте и примирении. Спортивные подкасты стали средством распространения более правых и традиционных взглядов, и он видит, как это отразилось на молодых людях. Они чувствуют себя не готовыми к сложной экономической ситуации, которая поставила их будущее под угрозу, а маносфера предлагает неправильное руководство, говорит Макки. "Джо Роган и еще более одиозные [фигуры] вроде Эндрю Тейта..... использовали спорт, чтобы привлечь внимание целого поколения молодых мужчин", - говорит он. И хотя Макки говорит, что его студенты не все придерживаются таких взглядов, подобные подкасты могут нормализовать крайние взгляды на такие темы, как гендер, раса и иммиграция.
В качестве примера Макки приводит подкаст Кэма Ньютона. Бывший квотербек американского футбола часто говорит о том, как женщины должны удовлетворять потребности мужчин, и утверждает, что те, кто считает себя «боссом-стервой», не умеют готовить и «не знают, когда нужно помолчать и позволить мужчине руководить».
Макки беспокоится о своих студентах-подростках, которые, возможно, слушали подобные подкасты в течение последних нескольких лет. «Знаете, если вам двадцать шесть, а вы получаете жизненные советы из этих подкастов, то мы должны говорить об этом. Но я помню, как мне было четырнадцать... Мы не можем представить себя невосприимчивыми к подобным вещам», - говорит он. Когда Ньютон описывает женщин как социальный капитал и говорит, что быть мужчиной - значит использовать их, молодые слушатели могут ему поверить.
Майкл Келер, профессор образования из Университета Калгари, специализирующийся на вопросах мужественности, согласен с тем, что некоторые спортивные подкасты пропагандируют вредную риторику. «Хотя в социальном, политическом, экономическом и образовательном плане мы видим сдвиг и движение в сторону большего равенства, большего признания разнообразия, особенно в Канаде», - говорит он, некоторые мужчины все еще ищут места, которые подтверждают определенные представления о мужественности.
Лю говорит, что не считает американскую подкаст-среду столь же влиятельной здесь. Он иногда слушает Рогана, но больше для развлечения. «Для меня не самое главное слушать, как какой-то человек в интернете рассказывает мне о вещах, в которых я уже убежден», - говорит он. Но Роган, по его словам, «имеет право слушать, кого хочет, это его выбор, и у слушателей тоже есть выбор - не слушать».
Марта Капенер, студентка четвертого курса Оттавского университета, считает, что благодаря социальным сетям все больше студентов выражают поддержку «традиционным ценностям». Она выступает за увеличение ресурсов для борьбы с сексуальным насилием в кампусе.
«Риторика, которую изрыгают США, находит отклик у молодых людей, потому что они не просвещены в этом вопросе, а они получают образование через эти подкасты и социальные сети», - говорит она. «И они принимают это за чистую монету».
Она видит, как этот сдвиг отражается в политике. Она обеспокоена тем, что ни либералы, ни консерваторы не заинтересованы в том, чтобы говорить о защите маргинальных групп - даже в то время, как в США при Трампе сокращаются инициативы в области DEI.
Студентка четвертого курса педагогического факультета Университета королевы в Кингстоне (Онтарио) Натали Виброк говорит, что опасается «регресса» к стереотипным гендерным ролям, за которые выступают некоторые мужчины и даже женщины в кампусе. В последние годы она заметила, что некоторым студентам, похоже, удобнее пропагандировать гендерную бинарность и выступать за то, чтобы мужчины были «кормильцами», а женщины сидели дома. По ее словам, это становится идеализированным и нормативным, а не тем, на что следует смотреть критически.
В прошлом году Виброк написала о своей тревоге по поводу тенденции «традиционных жен» для университетской газеты Queen's Journal. «Традиционные жены» - это молодые женщины, которые в социальных сетях выступают за возвращение к предписанным гендерным ролям, когда женщина сидит дома, готовит, убирает, обеспечивает детей и часто позиционируется как нижестоящая по отношению к мужу. Это пропагандируется как идиллия, безопасность и возвращение к «естественному».
Виброк говорит, что для некоторых женщин ее возраста «очень привлекательно видеть в мужчине „кормильца“. В то время как, как мне кажется, в старших поколениях эта идея была сильно нарушена». Она говорит о том, что ее воспитали самостоятельной, и добавляет, что женщинам не нужны мужчины для обеспечения безопасности и счастья.
«Очень важно, чтобы этому поколению прививались... гетеронормативные идеи, - говорит Виброк. По ее словам, эти представления могут отразиться на «будущих поколениях», «которые будут воспитываться на таких основах».