"Но для начала еще одно лирическое отступление.
Откуда берется общественная мораль
Итак, представим себе стабильное общество, чей жизненный уклад с годами особо не меняется. Весной – посевная, осенью – сбор урожая, часть продукции съедаем, часть оставляем на семена. Периодически чиним инфраструктуру, периодически обновляем ее и т.д.
Среднегодовой баланс у общества примерно нулевой – сколько ресурсов добыли, столько и потребили. Соответственно и у среднего члена социума за всю его жизнь баланс тоже примерно нулевой – в детстве отрицательный, во взрослом возрасте положительный, в старости по-разному.
Но! В любом социуме есть люди, чей жизненный баланс отрицательный. Например, те, кто слишком рано умерли. Или инвалиды. Или кто сбежал из социума. Или лентяи. Или преступники. Или занимающиеся какой-нибудь ерундой. Какой-то процент таких людей всегда будет, уменьшить его до нуля не получится. Назовем таких людей «дефицитными».
А, поскольку общий баланс у общества нулевой, значит, в нём есть какое-то количество «профицитных» людей – тех, кто за свою жизнь произвел больше ресурсов, чем потребил.
И вот тут возникает социальная проблема – как мотивировать «профицитных» людей оплачивать своим трудом расходы общества на «дефицитных» людей? Ведь, если каждый будет требовать зарплату по своему труду, то у общества не сойдется баланс.
Вроде как можно изъять принудительно. Но устойчивости обществу это не прибавит, ведь, если «профицитные» люди будут считать такой порядок вещей несправедливым, то они в даже лучшем случае будут саботировать его (как показано в предыдущей статье). А в худшем случае могут и поменять порядок силой. Ресурсы ведь именно они производят, значит, в любой момент может появиться организатор восстания. Да, этот процесс может занять годы-десятилетия, но исход будет именно такой.
Поэтому человеческие социумы еще в стародавние времени придумали, как решать эту проблему.
Метод довольно простой – общественное одобрение. То есть, «профицитным» людям здоровое сбалансированное общество насыпает полную панамку общественного респекта, и этого им обычно достаточно для того, чтобы продолжать свою работу. Сей общественный респект обычно имеет две компоненты – словесная похвала и расширенные полномочия. Соотношение их может быть разным, но
обязательно должны быть обе (!)
Так вот мораль и этика это в сути своей как раз и есть набор нематериальных поощрений «профицитным» людям и осуждений «дефицитным». До появления письменного закона это был единственный способ, позволяющий относительно задешево мотивировать людей на социально приемлемое (то есть «профицитное» поведение).
Ведь все эти «не убий», «не укради» и прочие асоциальные поступки – это, если переводить на язык ресурсов, игры с отрицательной суммой, и потому не одобряются социумом.
А разного рода взаимопомощь – наоборот, имеет положительную сумму для общества. Ведь при ней происходит безвозмездная передача ресурса, который субъективно менее ценен для дающего, но субъективно более ценен для получающего"