В том числе самообучение. Мозг самообучается - пример еще с овера - драйверы лондонского такси имеют увеличенный отдел мозга отвечающий за навигацию.
Я не люблю нынешний хайп с нейропластичностью, что все можно переделать. Во-первых, даже в искусственном интеллекте различают параметры и гиперпараметры. Это правда, что параметры нейронной сети меняются за счет обучения, но не гиперпараметры. Нейронная сеть свою структуру не оптимизирует. Можно оптимизировать гиперпарметры, то есть структуру сети, но для этого используются другие алгоритмы (генетический алгоритм, где моделируется эволюция организмов, разный нейронных сетей), и выбор значений гиперпараметров происходит не во время обучения, а во время формирования их базового дизайна. Вполне возможно, что особенности сексуальности являются как раз следствием гиперпараметров мозга, а не его параметров, то есть они не подлежат переобучению.
Во-вторых, черт в деталях кроется. Есть очень много механизмов нейропластичности, и еще неясно, как они отражаются на МРТ. То, что гиппокамп увеличился у таксистов, ни о чем не говорит. Это может быть просто увеличение воды в ткани, или, скорей всего, статистический артефакт, возникшей из-за отсутствия контроля на множественное тестирование. Большинство публикаций в neuroscience и медицине -- junk. И вот почему
Questionable Research Practices, Low Statistical Power, and Other Obstacles to Replicability: Why Preclinical Neuroscience Research Would Benefit from Registered Reports Я сама аспирантка, и знаю, сколько много junk внутри науки. А ведь я занимаюсь точными науками! В медицинской науке, которая является неточной, еще хуже.
В-третьих, если пластична одна часть мозга, то это не значит, что пластична другая часть мозга. Да, гиппокамп может быть пластичен, но он -- часть системы, ответственной за память. Память должна быть пластичной. Но почему должны быть пластичны сенсорные, моторные, сексуальные функции? Если бы они были бы пластичными, то человек был бы нефункциональным. Как раз сейчас открывают, что в мозге людей с шизофренией повышенная нейроплачтисность, отсюда даже механизмы, обеспечивающие здравый смысл, у них пластичны, нестабильны. Большая пластичность какого-то механизма не означает его большую эффективность.
В-четвертых, нужны отдельные исследования по каждой проблеме или по каждой функции нервной системе. Недостаточно просто сказать, что мозг пластичен и все свободны, теперь вы можете себя вылечить от чего угодно. Как насчет лечения такой "простой вещи", как поражение спинного мозга. У спинного мозга очень простая структура по сравнению с головыным, несколько трактов пучков волокон, немного серого вещества. И? Покажите мне его структурную пластичность! А вот не покажут! Уже лет 40 обещают, что лечение поражения спинного мозга не за горами, а воз и ныне там. Они не могут продемонстрировать даже восстановление нескольких аксонов в спинном мозге после поражения. Врачи говорят пациентам с поражением спинного мозга, что полное восстановление навряд ли возможно, считается, что давать ложные надежды нельзя. Почему в сексологии, где особенности нервной системы гораздо сложнее, очень много дезинформации, ложных надежд и пр? Для начала мне структурную пластичность в спинном мозге покажите, а потом будем говорить про структурную пластичность в сексуальной нейросети головного мозга. Для обеспечения структурной пластичности нейробиологи должны поддержать рост аксонов после поражения, очистку от рубцовой ткани, должны обеспечить, чтобы правильно сформировались новые синапсы, в правильных местах, а в неправильных местах они должны обеспечить прунинг. Джеймс Кантор говорит, что педофилия связана с особенностями верхне-затылочных пучков волокон (в двух полушариях) и правого дугообразного пучка волокон. Блин, о структурной пластичности огромных трактов белого вещества в головном мозге (!!) можно только мечтать, а их формируют самые разные нейроны, и эти тракты очень сложны по сравнению с трактами спинного мозга, и восстановление последних ни одно (!!) клиническое испытание не продемонстрировало.